Все новости

"Человек-паук" Marvel vs "Аквамен" DC. Кто победит на этот раз

Кадр из фильма "Аквамен"
© Warner Bros. Ent
Две вселенные комиксов снова противостоят друг другу

В этот четверг в российский прокат одновременно выходят анимационный фильм "Человек-паук: через вселенные" по комиксам Marvel и художественный "Аквамен" из вселенной DC. Причем второй — даже на неделю раньше, чем в США. Такое красноречивое положение в прокате еще раз подчеркивает извечное противостояние DC и Marvel и ставит вопрос: а кто же из них все-таки лучше?

История издательств начинается в тридцатые годы, правда, DC немного постарше: в 1934 году была создана National Allied Publications под управлением Малькольма Уиллера, которая публиковала различные истории в серии New fun, а в 1936 году появилась Detective Comics Inc. Она и начала с 1937 года выпускать серию Action comics, в которой появился Супермен — первый в истории супергерой, созданный Джерри Сигелом и Джо Шустером. Вскоре компания представила публике Песочного человека и Бэтмена, запустив линию о совершенно новых персонажах в мире комиксов — супергероях. Аббревиатура DC появится в начале сороковых, а официальным названием компании она станет только в 1977 году.

Издательство Marvel, известное тогда, как Timely Comics, подхватило этот тренд только в 1939 году, опубликовав комиксы про Человека-факела, Нэмора, а позже и Капитана Америку. Все это время, вплоть до шестидесятых годов, DC сохраняет лидерские позиции на рынке, хотя интерес к комиксам в целом утихает. В это время Marvel решает создать свою команду супергероев по примеру "Лиги справедливости" DC.

Тогда-то и произошла революция Marvel, когда главный редактор компании Стен Ли, тоже изрядно подуставший от комиксов, вместе с художником Джеком Кирби создают героев, которые были бы интересны им самим. Так, появляются "Фантастическая четверка", Халк, Железный человек, Тор, Люди Икс и самый успешный супергерой вселенной Marvel — Человек-паук. Новые персонажи в отличие от твердолобых и смертельно серьезных героев DC гораздо более реалистичные и человечные. Если у DC они чаще всего просто получали суперспособности и жили с ними как ни в чем не бывало, то у их конкурентов профессор Брюс Беннер явно был не в восторге от соседства с Халком, а Тонни Старку буквально разбили сердце и заменяют его мощным реактором. Вдобавок ко всему герои Marvel, как обычные люди, страдают от неразделенной любви и неоплаченных счетов.

DC успех маленького, но гордого издательства пропустили и опомнились, когда финансовый успех Marvel просто уже не позволял их игнорировать. При этом руководящий состав компании совершенно не обратил внимание на революционный нарратив и почему-то сосредоточился на таких мелочах, как присутствие текста на обложке или обилие красного цвета. Так как самим догадаться о причинах успеха конкурентов у DC получалось не очень, между компаниями процветает промышленный шпионаж: они начинают воровать друг у друга персонажей, сюжеты, а позже и персонал.

Однако это никак не спасает издательства от кризиса в девяностые годы — продажи комиксов падают, несмотря на многочисленные попытки сценаристов разнообразить их сюжет и придать еще большего трагизма историям героев. После выхода фильмов о Бэтмене Тима Бёртона в 1989 и 1992 годах, которые имели невероятный финансовых успех, DC хоть и лидирует, но не может повторить успех этих картин. Только в 2000 году с выходом фильмов "Люди Икс" Брайана Сингера и "Человек-паук" Сэма Рэйми, собравших завидную кассу, становится окончательно понятно, что комиксы теперь интереснее смотреть, чем читать.

Как когда-то в 30-е годы, вселенная DC оказывается шустрее, и в 2005–2011 годах Warner Bros. выпускает трилогию о Бэтмене режиссера Кристофера Нолана — "Бэтмен: Начало", "Темный рыцарь" и "Темный рыцарь: возвращение легенды". Англичанин взял более мрачный и реалистичный тон в отличие от предыдущих фильмов про миллионера Брюса Уэйна и не прогадал: супергеройский неонуар пришелся по вкусу и зрителям, и критикам. В 2009 году Зак Снайдер с экранизацией культовых комиксов Алана Мура и Дэйва Гиббонса "Хранители" продолжил этот тренд, так что руководством Warner Bros. было решено обходиться без шуточек и в последующих картинах.

Marvel под предводительством Кэвина Файги своим первым же фильмом "Железный человек" (режиссер Джон Фавро) продемонстрировали, что их подход довольно сильно отличается от стиля DC

Несмотря на более чем трагичную историю Тонни Старка, фильм был пронизан иронией и шутками. Не последнюю роль в успехе картины сыграло решение взять на главную роль Роберта Дауни — младшего. Затем последовали фильмы про Тора, Капитана Америку, Мстителей и Стражей галактики. Несмотря на всевозрастающий успех конкурентов, Warner Bros. продолжала клепать мрачняк: "Человек из стали", "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости", "Чудо-женщина", "Лига справедливости".

Особняком стоял фильм "Отряд самоубийц" Дэвида Эйера, который предлагал новый взгляд на киновселенную DC — со стороны суперзлодеев. Картину было решено сделать более легкой и веселой, без сдвинутых бровей и нахмуренных лбов, но критики попытку не оценили: на сайте Rotten Tomatoes картине дали всего 4,8 балла из 10, основываясь на 341 рецензии. Это не помешало ей собрать более $746 млн в прокате при производственном бюджете в $175 млн.

Пока фильмы Marvel более успешны и узнаваемы, чем DC, но последние тоже не в обиде. Фактически их единственным коммерческим провалом стала только картина "Лига справедливости", принесшая студии убытки на $60 млн

Заявления об излишней серьезности тоже уже не совсем справедливы: тот же "Аквамен" с обаятельным Джейсоном Момоа, на которого возлагаются большие надежды, так и пестрит шутками. Действительно ли они смешные — это уже другой вопрос. Хотя западные критики, которым уже удалось посмотреть фильм, называют его чуть ли не лучшим релизом в истории DC. С другой стороны, отзывы в соцсетях всегда более восторженные, чем последующие рецензии. Да и "Человек-паук: через вселенные", хоть и не полноценный художественный фильм, а анимационный, уже получил на Rotten Tomatoes 9 баллов из 10.

Проблема DC — даже не сомнительный юмор, а патологическая боязнь экспериментировать: построение сюжета и подход к истории всегда настолько конвенциональны, насколько это возможно, в то время как Marvel, например, нанимает новозеландского режиссера Тайку Вайтити, который превращает третью часть "Тора" в парад абсурдистского юмора; или (спойлер!) вовсе стирает половину ключевых персонажей с лица вселенной в "Мстителях: Война бесконечности". Даже в анимационном фильме "Человек-паук: через вселенные" Marvel с иронией относится ко всему происходящему, представляя сразу нескольких людей-пауков из разных вселенных, создавая своеобразную мета-конструкцию, которая позволяет рассказывать все ту же старую историю, но под другим углом. Плюс делает новым Человеком-пауком чернокожего мальчика. В "Аквамене" же герой сталкивается с традиционным конфликтом принятия своей сущности, ну и еще шутит при этом. По прогнозам, в первые выходные проката фильм Marvel может собрать около $30 млн при бюджете в $90 млн, в то время как "Аквамену" прочат более $65 млн при бюджете в $160 млн.

Какой бы ни был результат проката, хоть он несомненно важен, во вселенной DC нас ждут "Шазам!" Дэвида Ф. Сендберга, "Джокер" Тодда Филлипса и "Чудо-женщина 1984" Патти Дженкинс. Marvel же выпустят в следующем году "Капитана Марвел", четвертую и заключительную часть "Мстителей" и "Человек-паук: вдали от дома". При этом одна из самых главных интриг — кто возьмется за третью часть "Стражей галактики" после того, как Disney уволила сценариста и режиссера двух предыдущих картин Джеймса Ганна за "оскорбительные" посты в Twitter многолетней давности. Его быстро перехватила Warner Bros., чтобы Ганн полностью переписал вторую часть "Отряда самоубийц". Кто знает, возможно, благодаря такой перестановке фильмам DC наконец-то удастся обрести столь желанную легкость, а Disney пожалеет о своем решении.

Тамара Ходова