19 июня 2014, 11:54

Что могут короли: монархия в Европе XXI века

ИТАР-ТАСС/ ЕРА/ PETER DEJONG / POOL
Какими государственными полномочиями наделены венценосные особы в странах Старого Света

19 июня в Испании вступил на престол король Фелипе VI. Ранее, 2 июня, его отец Хуан Карлос I объявил о своем отречении от короны в пользу сына, объяснив это решение необходимостью передать дела "новому поколению".

Заявление монарха вызвало в Испании новую волну дискуссий о целесообразности сохранения ее государственного устройства. Несколько тысяч человек вышли на центральную площадь Мадрида Пуэрта-дель-Соль с требованием провести референдум о введении в стране республиканской формы правления.  Несмотря на это, председатель испанского правительства Мариано Рахой и крупнейшие политические партии королевства высказались в поддержку "спокойной и конституционной передачи полномочий главы государства наследному принцу".

В общей сложности 12 европейских государств в настоящее время имеют монархическую форму правления в той или иной ее разновидности. Редакция ИТАР-ТАСС постаралась выяснить, какими реальными полномочиями обладают короли, князья и великие герцоги, возглавляющие свои страны в XXI веке.

 

Княжество АНДОРРА. Функции главы государства выполняют соправители - президент Франции Франсуа Олланд и епископ Урхельский Жоан Энрик Вивес-и-Сисилиа 

Действующая конституция определяет Андорру, сохранившую историческое название "княжество", как государство с парламентским режимом правления. 

Функции главы государства выполняют соправители (иногда их называют "со-князьями") - президент Франции и епископ Урхельский (по названию испанского города Сео-де-Урхель). В настоящее время это Франсуа Олланд и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилиа соответственно.

Соправители обладают равными полномочиями. Они представляют страну за рубежом, принимают решения о назначении членов верховного и конституционного судов, имеют право помиловать осужденных. Также в их компетенцию входит участие в подготовке международных договоров, касающихся внутренней безопасности, обороны и пограничных проблем.

Более существенные полномочия соправителей княжества - такие как назначение выборов и референдумов, роспуск парламента, назначение главы правительства, санкционирование и обнародование законов - ограничены необходимостью заверять соответствующие решения подписью главы правительства или, в некоторых случаях, председателя парламента. 

БЕЛЬГИЯ. Глава государства - король Филипп

Король Бельгии наряду с парламентом обладает законодательной властью. Монарх утверждает принятые депутатами законы и объявляет об их вступлении в силу. Он также может распустить парламент, созвать его на чрезвычайную сессию и отсрочить заседания палат (не более чем на один месяц). Кроме того, король имеет право оставить у власти правительство, не пользующееся доверием парламента.

Отношения короля с исполнительной властью строятся следующим образом: в его полномочия входит, в частности, одобрение кандидатуры премьер-министра, назначение и увольнение министров, присвоение воинских званий, утверждение законов, приостановка или смягчение назначенных судьями наказаний. Впрочем, согласно конституции ни одно распоряжение короля не имеет силы, если оно не подписано министром, который "тем самым один берет на себя ответственность". Таким образом обеспечивается принцип, сформулированный в 88-й статье основного закона: "Личность короля неприкосновенна, ответственность несут его министры".

ВАТИКАН. Глава государства - папа римский Франциск

Ватикан - абсолютная теократическая монархия. Папа римский (верховный понтифик) одновременно возглавляет этот город-государство и Римско-католическую церковь. Как глава государства он обладает верховной законодательной, исполнительной и судебной властью.

Верховный понтифик назначает на пятилетний срок комиссию, исполняющую роль законодательного органа. Она состоит из кардинала-председателя и других кардиналов. Законопроекты, разработанные комиссией, должны передаваться на рассмотрение верховному понтифику, который принимает решение об их утверждении. Предварительный и окончательный вариант бюджета государства также направляются на утверждение верховному понтифику.

Кроме того, прерогативой верховного понтифика является представительство государства в отношениях с иностранными государствами и другими субъектами международного права через дипломатические отношения и заключение договоров.

Верховный понтифик вправе на любой стадии уголовного или гражданского дела передать расследование и решение дела особой инстанции, в том числе с правом решения дела по справедливости и с исключением последующей подачи жалобы. Право амнистии, смягчения наказания, освобождения от наказания и помилования принадлежит верховному понтифику.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Глава государства - королева Елизавета II

Королева представляет государство на международной арене, но согласует свои действия с правительством. Она может обсуждать условия и ратифицировать договоры, союзы, международные соглашения. Монарх также аккредитует британских высоких комиссаров и послов и принимает иностранных дипломатов. Британские паспорта выдаются от имени королевы. Она имеет право поощрять за заслуги перед государством, предоставлять почетное гражданство.

Королева может созывать внеочередную сессию парламента, распустить парламент и назначить внеочередные выборы.

Все королевские распоряжения должны быть заверены премьер-министром Великобритании, однако монарх имеет право абсолютного вето на законы, принятые парламентом. В 1999 году королева Елизавета II использовала это право, став первым главой государства, кто прибегнул к нему с 1707 года. Она не одобрила законопроект о передаче парламенту полномочий монарха принимать окончательное решение о начале военных действий.

Королева является главнокомандующим вооруженными силами.
 

ДАНИЯ. Глава государства - королева Маргрете II

Королева Дании реализует законодательную власть совместно с парламентом, а исполнительную власть - через правительство. Она назначает и отправляет в отставку премьер-министра и министров, определяет общую численность кабинета министров и полномочия его членов.

На практике королева может сформировать правительство только из тех кандидатов, которые имеют поддержку большинства депутатов парламента. Королевские указы не вступают в силу без подписи премьер-министра либо министров, отвечающих за проведение политики в той или иной сфере. Однако королева имеет право роспуска парламента.

Она также имеет право вносить законопроекты на рассмотрение парламента. Документ, принятый им, становится законом, если получает королевское одобрение не позднее 30 дней после его принятия.

В условиях чрезвычайного положения, когда парламент собраться не может, королева вправе принимать временные законы при условии, что они не будут противоречить конституции и будут незамедлительно переданы депутатам, как только они смогут собраться, для одобрения или отклонения.

Королева обладает правом помилования и амнистии. При этом даровать помилование министрам, осужденным Верховным судом королевства, она может только с согласия парламента.

ИСПАНИЯ. Глава государства - король Фелипе VI

Согласно действующей конституции Испании король является "символом единства и постоянства государства; он - арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов". 

Монарх как глава государства представляет его интересы в международных отношениях. От имени короля вручают верительные грамоты послы и другие дипломаты, представляющие Испанию за рубежом. В свою очередь, монарх принимает верительные грамоты послов других государств в королевстве.

Король подписывает и обнародует законы, созывает и распускает парламент, назначает выборы и референдумы, предлагает кандидата на должность председателя правительства.

Впрочем, как и в случае большинства других европейских монархий, все указы короля должны быть скреплены подписью премьер-министра, министра или председателя парламента - лишь тогда они имеют силу закона. Самостоятельно монарх может назначить и освободить от должности лишь служащих своего двора. Он также может присвоить тот или иной дворянский титул.

Король имеет право по предложению правительства полностью или частично отменять приговоры, вынесенные уголовным судом, военным или гражданским. 

ЛИХТЕНШТЕЙН. Глава государства - правящий князь Ханс Адам II фон Лихтенштейн

По сравнению с большинством других европейских монархов правящий князь Лихтенштейна обладает достаточно широкими властными полномочиями. Он имеет право распускать парламент, назначать и снимать членов правительства и судей, смягчать наказания по вошедшим в силу приговорам и приостанавливать уголовное преследование. Ни одно решение парламента не может обрести силу закона без согласия монарха.

Князь также может наложить окончательное и непреодолимое вето на любой законопроект, даже на тот, который был принят на общенациональном референдуме (единственное исключение - референдум о полной отмене монархии). При чрезвычайных обстоятельствах он может без согласия парламента и премьер-министра издавать указы, имеющие силу закона и действующие до шести месяцев.

Попытка ограничить полномочия князя не была поддержана на конституционном референдуме 2012 года. Предложение об отмене права вето монарха на результаты общенационального плебисцита отвергли более 76% голосовавших.

ЛЮКСЕМБУРГ. Глава государства - великий герцог Анри

В декабре 2008 года парламент Люксембурга одобрил законопроект о внесении в конституцию поправок, которые ограничили полномочия главы государства - великого герцога - до преимущественно протокольных функций. Принятый документ отменил положение, согласно которому любой закон вступал в силу только после его подписания монархом.

Инициатива об ограничении полномочий главы государства возникла из-за идеологического противостояния великого герцога Анри, с одной стороны, и парламента Люксембурга - с другой. Законодательный орган страны и правительство приняли закон, разрешающий эвтаназию. Великий герцог Анри, сославшись на свои религиозные убеждения, отказался подписывать этот документ. В ответ парламент решил принять законопроект, согласно которому монарху больше не придется утверждать решение депутатов.

Великий герцог Люксембурга может участвовать в осуществлении законодательной власти путем реализации своего права законодательной инициативы. Он также обладает некоторыми полномочиями в отношении парламента. Монарх открывает и закрывает его сессии, может отложить его заседания, а в случае необходимости - созвать чрезвычайную сессию.

МОНАКО. Глава государства - князь Альбер II

Князь единолично представляет Монако на международной арене и имеет право заключать международные договоры (без согласия парламента). Монарх назначает главу правительства и имеет право отозвать его и других членов кабинета министров, назначает членов Совета Короны (совещательный орган при монархе) и членов Верховного суда.

Законодательную власть князь осуществляет вместе с парламентом, при этом он имеет право роспуска парламента.  В этом случае он назначает новые выборы в трехмесячный срок.

Судебную власть князь делегирует судам и трибуналам, которые осуществляют правосудие от его имени. После консультации с Советом Короны монарх имеет право помилования и амнистии, а также право натурализации и восстановления в гражданстве.

Князь награждает орденами, титулами и другими знаками отличия.

НИДЕРЛАНДЫ. Глава государства - король Виллем-Александер

Король осуществляет законодательную и исполнительную власть совместно с парламентом и правительством. Он назначает премьер-министра, которым становится лидер партии, завоевавшей большинство голосов на выборах. По рекомендации главы правительства король также назначает министров и высших должностных лиц.

Каждый год в третий вторник сентября он выступает с речью об основных направлениях государственной политики. Король также является председателем Государственного совета, который фактически наделен функциями конституционного суда. В случае необходимости монарх может созвать чрезвычайную сессию парламента.

Король Нидерландов представляет страну на международной арене и обладает правом помилования.

НОРВЕГИЯ. Глава государства - король Харальд V

Король Норвегии формально возглавляет исполнительную власть. От его имени происходит назначение членов правительства и высших должностных лиц, представляющих страну за рубежом.

Король имеет право созывать чрезвычайные сессии парламента, а в перерывах между сессиями может принимать временные нормативные акты по вопросам промышленности, торговли и охраны порядка.

Король представляет Норвегию за рубежом, а также решает вопросы внешней политики - заключает и расторгает договоры с иностранными государствами,  имеет право начать войну (в случае, если того требует безопасность страны) и заключить мир. При этом все принятые королем решения должны быть подписаны премьер-министром или другими членами правительства.

Король имеет право помиловать преступников после вынесения приговора. Виновный имеет право принять или не принять королевское помилование.

ШВЕЦИЯ. Глава государства - король Карл XVI Густав

Король Швеции возглавляет Консультативный совет по внешней политике, в который входят видные деятели парламента. Фактически этот орган осуществляет контроль за деятельностью правительства в сфере международных отношений. В остальном король выполняет лишь представительские функции - он не участвует в работе правительства и не подписывает правительственные документы. Тем не менее он остается символом нации и ее главным представителем на международной арене.

В качестве главы государства король принимает верительные грамоты от иностранных дипломатов и подписывает верительные грамоты шведских послов. По просьбе правительства он принимает у себя глав государств и выезжает с государственными визитами в другие страны.

Король председательствует на специальных заседаниях кабинета министров при смене правительства, а также во время заседаний, на которых члены правительства информируют его о текущих событиях в стране.

Король имеет наивысшее воинское знание. Однако вооруженные силы страны подчиняются только правительству.