Атомная сделка: жесткие меры контроля за Тегераном или "катастрофа для Ближнего Востока"

Госсекретарь США Джон Керри и министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф. Архив AP Photo/ Brian Snyder
Госсекретарь США Джон Керри и министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф
"Администрация Обамы развернула активную кампанию, нацеленную на то, чтобы смягчить озабоченность союзников по поводу заключенного соглашения с Ираном", - пишет The Wall Street Journal

Совет Безопасности ООН 20 июля единогласно принял резолюцию в поддержку сделки по иранской ядерной программе. Согласно документу, все международные санкции с Ирана будут сняты через 10 лет при условии, что власти страны будут выполнять договоренности, достигнутые с "шестеркой" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) в Вене.

Кроме того, резолюция предусматривает, что сразу после поступления доклада МАГАТЭ, подтверждающего соблюдение Тегераном условий сделки, в отношении страны будет введен ослабленный санкционный режим. СБ ООН также ввел в действие механизм возобновления действия всех прежних ограничений в случае нарушения сделки Исламской Республикой.

Как отреагировали американские СМИ на итоговую резолюцию - в материале ТАСС.

Газета The New York Times сообщает, что  "голосование в Совете Безопасности ООН по иранской резолюции вызывает раздражение в Конгрессе".

"В ходе проходивших за закрытыми дверьми в Вене переговоров об ограничении масштабов иранской ядерной программы госсекретарь Джон Керри утверждал, что Совет Безопасности ООН не должен проводить голосование по вопросу об отмене санкций до тех пор, пока Конгресс не получит возможность изучить условия заключенной сделки, - отмечает издание. - Однако он столкнулся с решительной оппозицией в этом вопросе со стороны Ирана, России и даже со стороны некоторых из ближайших американских союзников в Европе, которые, по словам официальных лиц из стран Запада, указывали на то, что сначала должно состояться голосование в Совете Безопасности.

В минувшее воскресенье, когда администрация (президента США Барака) Обамы направила текст соглашения в Конгресс для 60-дневного обсуждения, которое, как ожидается, будет жестким, и Керри, и президент Обама начали ощущать последствия своего решения, которое может осложнить их усилия, нацеленные на то, чтобы обеспечить столь необходимую поддержку соглашения в рядах собственной партии.

Накануне голосования, по крайней мере два высокопоставленных представителя Демократической партии присоединились к республиканскому руководству Конгресса с жалобами на то, что заседание в Совете Безопасности ООН пройдет ранее, чем обсуждение вопроса в Конгрессе.

Их озабоченность основывается на том, что такое голосование станет свидетельством стремления международного сообщества отменить режим санкций в случае, если Иран выполнит положения соглашения, и это случится прежде, чем американские законодатели смогут проголосовать по этому вопросу.

Однако Джон Керри не согласился с требованиями законодателей о том, чтобы Совет Безопасности ООН отложил голосование, настаивая, что у законодателей будет достаточно времени на то, чтобы изложить свою точку зрения на соглашение. Он напомнил, что один из пунктов, внесенных в текст соглашения по требованию американских участников переговоров, четко устанавливает, что соглашение  вступит в силу в течение 90 дней после того, как Совет Безопасности ООН одобрит его, что дает достаточно времени для рассмотрения вопроса в Конгрессе.

Керри, бывший ранее сенатором от штата Массачусетс, пожурил некоторых из своих прежних коллег.

"Для некоторых было бы самонадеянным предполагать, что Франция, Россия, Китай, Германия и Великобритания должны делать то, что скажет им Конгресс", - заявил он в эфире телекомпании ABC. - У них есть право провести голосование в Совете Безопасности ООН. Однако мы добились отсрочки применения того, что должно последовать вслед за этим голосованием из уважения к нашему Конгрессу. Так что мы не будет им препятствовать".

Как отметила газета, "республиканцы давно рассматривали идею проведения первого голосования в Совете Безопасности ООН как вызов США, которые сыграли основную роль в том, чтобы остановить Иран". "Однако некоторые демократы также высказали озабоченность по поводу того, что администрация, возможно, пытается вынудить их согласиться с быстрым голосованием в Совете Безопасности ООН, что приведет к ослаблению международного нажима на Тегеран", - пишет газета.

Русские также хотели безотлагательного голосования в Совете Безопасности, хотя бы для того, чтобы подчеркнуть полномочия Совета Безопасности и свое собственное влияние. Некоторые из европейцев рассматривали голосование в Совете Безопасности как способ подчеркнуть многосторонний характер соглашения
The New York Times

"Совет Безопасности ООН единогласно поддержал соглашение между Ираном и шестью державами, создав тем самым условия для начала процесса, который будет длиться годы и который в конечном счете приведет к отмене международных санкций в обмен на новые жесткие меры контроля за ядерной программой Тегерана, - пишет The Wall Street Journal. 

Соглашение создало проблемы в отношениях США с двумя близкими союзниками на Ближнем Востоке - Израилем и Саудовской Аравией. В этой связи постоянный представитель США при ООН вновь изложила давнюю критическую позицию США в отношении соблюдения прав человека в Иране, что вызвало отповедь со стороны иранского представителя
The Wall Street Journal

"Администрация Обамы развернула активную кампанию, нацеленную на то, чтобы смягчить озабоченность союзников по поводу заключенного соглашения с Ираном, - говорится в другой статье на эту тему, опубликованной в The Wall Street Journal. - Высокопоставленные представители администрации дают самые решительные заверения Израилю и Саудовской Аравии.

Недавно вновь прозвучали предложения увеличить пакет американской военной помощи в $3 млрд Израилю. Как сообщил высокопоставленный представитель, администрация особенно заинтересована в том, чтобы найти возможности для ускорения передачи вооружений в арабские страны района Персидского залива и ускорить реализацию планов по разработке интегрированной системы региональной обороны от баллистических ракет. Одна из первоочередных задач администрации состоит в том, чтобы смягчить недовольство тем положением соглашения, которое предусматривает отмену эмбарго ООН на поставки Ирану вооружений и технологий создания баллистических ракет в течение 5 и 8 лет соответственно. Белый дом стремится смягчить озабоченность Саудовской Аравии по поводу сделки с Ираном с тем, чтобы удержать богатую нефтью монархию от попытки получить такие же ядерные возможности, как и Тегеран. Президент Барак Обама хочет также добиться гарантий того, что Израиль не нанесет удар по иранским ядерным объектам. Израильтяне могут также использовать свое влияние в Конгрессе, который может провести голосование по вопросу о том, одобрить или отклонить достигнутое соглашение".

Тему отношений с Ираном затронул в понедельник в интервью телекомпании CNN представитель Госдепартамента США Джон Кирби. На просьбу ведущего  прокомментировать оценку бывшего посла Саудовской Аравии в США принца Бандара о том, что сделка с Ираном является "катастрофой для Ближнего Востока", Кирби заявил: "Это соглашение лишает Иран возможности получить ядерное оружие, отодвигает возможность того, что Иран окажется на пороге обретения такой возможности. Как я уже говорил, это соглашение, лишающее Иран возможности обретения ядерного оружия, создает более безопасную обстановку в регионе, обеспечивает странам региона большую безопасность и отвечает интересам национальной безопасности наших союзников и партнеров".

Телеканал Fox News в опубликованном на своем сайте материале отмечает, что командующий Корпусом "стражей исламской революции" (КСИР - элитные части вооруженных сил) ИРИ генерал Мохаммад Али Джафари выступил с критикой соглашения по атому и его одобрения Советом Безопасности ООН.

"Возражения со стороны Джафари не смогут подорвать соглашение по ядерной программе Ирана. Однако оно открывает собой окно для раздора и конфронтации внутри политических сил Ирана, - отмечает телеканал. - Слова Джафари являются первой критикой соглашения, исходящей со стороны лидера наиболее влиятельных частей ВС, с момента заключения договоренности в Вене. "Джафари просто хочет, чтобы все поняли, что он не является сторонником соглашения, и в случае, если что-то пойдет не так, он сможет сказать, что он предупреждал об этом", - считает политический аналитик, близкий к иранскому правительству, Фаршад Горбанпур. Другие же говорят, что задача исходящей от Джафари критики - подстегнуть популярность КСИР в Иране и регионе, показав, что Корпус не сдастся силам Запада".

Телеканал сообщает: "Аналитики считают, что со стороны Ирана ядерное соглашение фактически было одобрено верховным лидером аятоллой Али Хаменеи в воскресенье, когда он в выступлении положительно отозвался о некоторых аспектах сделки. Иранский парламент должен провести дебаты по соглашению во вторник, и, как ожидается, он его одобрит. В заявлении же генерала Джафари агентству Тасним он выражал озабоченность рестрикциями, касающимися ракетных возможностей Ирана, что оговорено в резолюции Совбеза. Этот вопрос частью ядерной сделки не являлся. Согласно принятой в понедельник резолюции СБ ООН, для того, чтобы отменить эмбарго на поставки в Иран технологий для создания баллистических ракет, потребуется еще одна резолюция, что и вызвало недовольство Джафари".