Всплеск дипломатической активности Пхеньяна налицо: вовсю идет подготовка к саммиту с участием Ким Чен Ына и президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина, сам северокорейский лидер нанес официальный визит в Китай, а глава внешнеполитического ведомства КНДР за последний месяц посетил Швецию, Азербайджан, Туркмению, а теперь и Россию.
На пути к прорыву
C самого начала 2018 года, когда лидер КНДР Ким Чен Ын распорядился создать все необходимые условия для улучшения отношений с южным соседом, в Сеуле и Вашингтоне дали понять, что диалог с Пхеньяном представляет интерес. Особенно если он поспособствует ядерному разоружению КНДР. И если по встрече Мун Чжэ Ина и Ким Чен Ына договоренность уже достигнута, то место и время обсуждаемой в СМИ и экспертных кругах возможной встречи президента США Дональда Трампа с лидером КНДР еще под вопросом.
Хозяин Белого дома выразил готовность встретиться с Ким Чен Ыном, но все равно считает, что "максимальные санкции и давление [на КНДР] должны сохраняться любой ценой".
В последние годы Пхеньян не проявлял готовности к денуклеаризации и активно развивал свой ядерный и баллистический потенциал. Но, как сообщает газета The Wall Street Journal со ссылкой на неназванный источник в американском правительстве, теперь лидер КНДР готов обсуждать денуклеаризацию с Трампом.
Как считают эксперты, основная причина, по которой Ким Чен Ын готов к такому диалогу, — жесткое санкционное давление на экономику КНДР. К тому же на Китай, который значительно сократил торговлю с КНДР, приходится около 80% всей внешней торговли Пхеньяна.
Роль России
"Как мы ожидаем и надеемся, в середине мая пройдет встреча на высшем уровне между лидерами США и КНДР", — заявил посол по особым поручениям МИД РФ Олег Бурмистров, напомнив, что политический диалог с КНДР начался "и в других конфигурациях".
В опубликованном МИД РФ комментарии говорится, что "Россию и КНДР связывают давние узы дружбы и взаимовыгодного сотрудничества". А в ходе трехдневного визита главы МИД КНДР Ли Ён Хо будут обсуждаться не только "ситуация на Корейском полуострове и поиск путей ее урегулирования", но и масштабные двусторонние проекты.
Так, МИД сообщил, что РЖД продолжит работу по привлечению российских и иностранных компаний в проект эксплуатации железнодорожного участка Хасан (Россия) — Раджин (КНДР).
По мнению генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, именно такими проектами "продиктован интерес" Пхеньяна к Москве.
"Россия предлагает довольно интересные инфраструктурные проекты для реализации на территории КНДР, а северокорейское руководство надеется приобрести еще одного переговорщика, еще одного адвоката в этом сложном для нее межгосударственном диалоге", — сказал Мухин.
Эксперт добавил, что, по мнению Пхеньяна, "конфронтация между Россией и США делает Москву естественным союзником для КНДР".
При этом, как отметил руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин, сдерживающим фактором в восприятии Пхеньяном России как ключевого участника в урегулировании ситуации вокруг ракетно-ядерных программы КНДР стала поддержка Москвой нескольких резолюций Совета Безопасности ООН, которые ввели в отношении страны "беспрецедентно жесткие санкции".
Кроме того, Жебин отметил, что сначала Вашингтон, Токио и Сеул "требовали от России "единого фронта" по КНДР, а сами, как только предоставилась возможность, о совместном подходе тут же позабыли".
Примечательно, что на фоне приверженности России к "неукоснительному соблюдению требований" резолюции Совета Безопасности ООН в Вашингтоне время от времени обвиняют Москву в их несоблюдении. Но эти заявления не остаются без ответа.
"Россия — ответственный член международного сообщества, которая выполняет международные правила и международные обязательства", — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Александр Мосесов