Президент Эмманюэль Макрон вернулся во Францию с саммита G20 в разгар жесточайших за последние годы протестов. Их главная движущая сила — "желтые жилеты", которые изначально выступали против повышения цен на топливо, но теперь требуют более радикальных мер вплоть до отставки главы государства. Несмотря на массовые задержания и некоторые уступки со стороны властей, недовольные французы намерены продолжать свои акции.
Движение "желтых жилетов" начиналось как протест против повышения цен на топливо
На протяжении многих десятилетий цены на дизель и бензин во Франции оставались сравнительно низкими. Однако экономическая программа Макрона предполагает повышение налогообложения на них для того, чтобы сократить зависимость Франции от ископаемого топлива и мотивировать людей переходить на альтернативные источники энергии.
Поэтому за последние 12 месяцев цена на дизель во Франции выросла на 23%, а бензина — на 15%. Оба сейчас стоят порядка €1,5 за литр (113,3 рублей на момент написания заметки). Ожидалось, что 1 января 2019 года цены на бензин поднимутся еще на 2,9 евроцента, на дизель — на 6,5 евроцента за литр. Одна из составляющих такого роста — экологический налог на выброс парниковых газов (премьер-министр Эдуар Филипп обещал сохранить его несмотря ни на что).
Это вызвало волну протестов среди автомобилистов, в интернете появились онлайн-петиции с требованием не допустить повышения цен. Массовые акции протеста начались 17 ноября по всей Франции. Инициаторами выступили обыкновенные жители страны, в дальнейшем их поддержал ряд профсоюзов и политических партий.
Символом протеста стал желтый аварийный жилет (по закону, он должен быть у каждого автомобилиста), отсюда название движения (фр. gilets jaunes). При этом у митингующих нет явных лидеров, а координация осуществляется исключительно через интернет и социальные сети.
Протестующие возле Триумфальной арки
В первый день протестов на улицы вышли 244 тыс. человек, которые приняли участие в более чем 2 тыс. манифестаций по всей стране. "Желтые жилеты" перекрывали участки трасс и доступ к бензоколонкам. Популярными формами протеста стали "операция бесплатный проезд" (фр. opération péage gratuit) и "операция улитка" (фр. opération escargot) — когда блокируются пункты приема оплаты проезда и формируются гигантские автомобильные пробки.
Чтобы снять напряженность, правительство пообещало малоимущим льготы на оплату электроэнергии, дотацию в €4 тыс. при смене старой машины на более экономичную, а также снижение платы за курсы автовождения и экзамен на получение водительских прав (сейчас составляет в среднем €3 тыс.) Но это протестующих не остановило.
Очень скоро "желтые жилеты" радикализировались и стали требовать отставки Макрона
Протест приобрел отчетливый антиправительственный характер — "желтые жилеты" бойкотировали уже не только повышение цен на бензин, а правительство Макрона в целом. В столице прошли уличные бои и погромы, среди протестующих появились радикалы — причем, указывает Би-би-си, как крайне левые анархисты, так и ультраправые националисты.
Радикалы уничтожают полицейскую машину
К требованиям "желтых жилетов" прибавились запрет на увеличение налогов, повышение минимального размера оплаты труда, снижение с 62 до 60 лет срока выхода на пенсию, сокращение госрасходов на чиновников, ужесточение контроля за нелегальной миграцией и др.
Все это происходит на фоне рекордно низких рейтингов Макрона. Такое положение дел объясняют двумя причинами.
• Во-первых, у Макрона нет политической базы, которая поддержала бы его в условиях кризиса. По данным соцопросов, действия "желтых жилетов" одобряют даже сторонники правящей партии "Республика на марше".
В 2017 году Макрон стал президентом благодаря тому, что позиционировал себя как центриста-технократа, который не ассоциируется с традиционными "левыми" и "правыми" силами в стране. Люди выбрали его во многом из-за недовольства действующими политическими партиями. Однако, как отмечает французский политолог Паскаль Перрино, с тех пор Макрон растерял три важных составляющих своего электората: левых и левоцентристов, пенсионеров, а также средний класс и молодежь.
• Во-вторых, французы недовольны экономической ситуацией в стране. Уровень безработицы составляет почти 10%, ВВП по-прежнему растет, но замедляется. Причем бòльшая часть этого роста приходится на Париж и другие крупные города, тогда как "периферия" и более бедные сельскохозяйственные регионы улучшений не испытывают.
The New York Times пишет, что болезненные прорыночные реформы также не пошли на пользу обыкновенным гражданам: "Те, кто не принадлежит к элите, жалуются, что им приходится платить за то, что Макрон делает Францию более капиталистической, забыв о принципах равенства и братства ради богачей". Сами "желтые жилеты" признаются, что им не хватает зарплаты до конца месяца, потому что они платят слишком много налогов. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Франция занимает второе место среди развитых стран по уровню налогового гнета — до 45,3% ВВП.
Макрон был вынужден пойти на уступки
Перед президентом стоял выбор: либо прислушаться к протестующим и смягчить проводимую им политику, либо продолжать действовать в том же духе, рискуя еще большими потерями рейтинга. Изначально он заявил, что не намерен вносить изменений в свою социально-экономическую программу, несмотря на протесты. Вместе с тем он пообещал "в ближайшие недели принять дополнительные решения", а его министр экономики выступил за снижение налогов в стране.
В начале декабря правительство ввело полугодовой мораторий на рост налога на топливо, но этого оказалось мало. 10 декабря Макрон объявил о новых уступках:
• минимальная зарплата повысится с 2019 года на €100 в месяц;
• сверхурочные часы не будут облагаться налогом;
• все работающие французы получат в конце года необлагаемую налогом премию;
• для тех, кто получает меньше €2 тыс. в месяц, будет отменено повышение пенсионного налога, введенное в этом году.
Вместе с тем президент дал понять, что не собирается возвращать так называемый налог на богатство, о чем просили многие участники движения. Тем не менее, большинство французов оценили данные Макроном обещания удовлетворительно.
Протесты "желтых жилетов" окажут сильное влияние на политические расклады в стране
Французский историк Сильвен Булук, который специализируется на радикальных движениях, считает, что "желтые жилеты" не преобразуются в политическую партию как "Пять звезд" в Италии, поскольку у них нет харизматичного лидера наподобие Беппе Грилло. Однако уже на следующих выборах они определенно не станут поддерживать ни республиканцев, ни социалистов: "Это движение, которое презирает все институты и истеблишмент. Они не будут голосовать за партии, которые они считают ответственными за ситуацию последних 30 лет".
Участник протеста в маске Гая Фокса
По мнению эксперта, голоса "желтых жилетов" рассеются между партией "Национальное объединение" Марин Ле Пен и движением "Неподчинившаяся Франция" Жан-Люка Меланшона. Вместе эти политические силы набрали 41% на первом туре президентских выборов в 2017 году.
Ле Пен уже потребовала роспуска Нацсобрания Франции для решения проблем с манифестациями (по мнению политика, простые французы недостаточно представлены в парламенте страны). С аналогичным призывом выступил Меланшон, сравнивший протесты со студенческими выступлениями в мае 1968 года. Роспуск Нацсобрания подразумевает организацию досрочных выборов, способных пошатнуть позиции партии президента в парламенте.
Артур Громов