В последнее время деятельность блогеров привлекает внимание не только непосредственно их аудитории, но и вообще не потребителей онлайн-контента — например, Федеральной налоговой службы (ФНС). Это видно по новостной сводке.
Так, в конце апреля громким стало дело блогера Елены Блиновской, которую обвиняют в неуплате налогов на общую сумму свыше 918 млн рублей за 2019–2021 годы.
И это уже третье подобное дело, заведенное на известных блогеров с начала весны 2023 года. Ранее в марте следствие обвинило фитнес-блогера Валерию Чекалину и ее мужа Артема в неуплате налогов более чем на 300 млн рублей и отмывании денег более чем на 130 млн рублей. В том же месяце было возбуждено уголовное дело против блогера Александры Митрошиной — ее заподозрили в неуплате 120 млн рублей налогов. В начале мая она погасила свою задолженность.
Чтобы не столкнуться с претензиями властей, блогерам нужно помнить — с дохода от блога тоже нужно платить налоги. ТАСС с экспертами, рыночными игроками и непосредственно блогерами разобрались, как вести блог в коммерческих целях в рамках закона.
Шаг 1. Понять свой статус
В настоящий момент российское законодательство не дает определения понятию "блогер". Раньше им считался владелец сайта и/или страницы сайта в интернете, на которых размещалась общедоступная информация и которые посещали более 3 тыс. пользователей в сутки. Такой человек должен был зарегистрироваться в реестре блогеров, который вел Роскомнадзор. Но с 2017 года эта норма утратила силу.
Сейчас блогером принято считать того, кто размещает на сайте и/или странице в интернете регулярно обновляемый контент — тексты, изображения, мультимедиа и т.п. Но это не строгое определение.
Например, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" в статье с пояснениями к письму ФНС о налогообложении блогеров можно найти еще более общее описание: "Блогер — это интернет-пользователь, который ведет собственный канал, сайт или страничку". По такой логике любого пользователя Сети можно назвать блогером.
Шаг 2. Выбрать организационно-правовую форму для работы
Если блогер систематически получает доход от ведения своего блога и, следовательно, у него возникает необходимость платить налоги, то нужно выбрать организационно-правовую форму для работы. Часто это выбор между индивидуальным предпринимателем (ИП) и самозанятостью. Хотя в зависимости от обстоятельств блогер может организовать и ООО. Конечно, можно продолжать работать как физическое лицо, но тогда придется платить минимум 13-процентный НДФЛ. А есть более выгодные режимы налогообложения, отметила кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Галина Семенова. Например:
- упрощенная система налогообложения (УСН) — для ИП: 6% с доходов или 15% с доходов за вычетом расходов;
- налог на профессиональный доход (НПД), то есть как раз та самая самозанятость, — самый выгодный и низкий налог сегодня: 4% при получении доходов от физических лиц и 6% — от юридических лиц и ИП. При этом режиме страховые взносы не платятся и отчетность не сдается.
Сегодня большинство ИП делают выбор в пользу упрощенной системы налогообложения, применяя ставку 6%, уточнила эксперт.
Если блогер — ИП и при этом его доход превышает сумму, допустимую при УСН, или он не вписывается в другие ограничения режима, то он обязан перейти на общую систему налогообложения (ОСН). Процент налога в ней выше, но таков закон, уточняет президент агентства по рекламе и продвижению блогеров Invite Роберто Панчвидзе. По его словам, все последние громкие обвинения блогеров в уклонении от налогов связаны как раз с тем, что суммы их дохода значительно превышали лимит по УСН, и вместо того, чтобы переходить на другую систему налогообложения, блогеры выводили деньги через сторонние счета и фирмы-однодневки.
Но тех блогеров, кто легализует свою деятельность, немного — 7–10%, отметила Галина Семенова. Как правило, это крупные блогеры, которые имеют свыше 300 тыс. подписчиков и рекламные контракты с которыми могут превышать нескольких сотен тысяч рублей.
"Изначально мой блог был лишь моим увлечением, хобби, — рассказывает блогер Una Fata. — Но когда я начала активно развивать его и позиционировать для себя как дело моей жизни, я оформила самозанятость — это быстро и удобно, особенно для таких небольших блогеров, как я (на момент публикации материала статистика на YouTube — 250 тыс. подписчиков — прим. ТАСС)".
А вот, например, блогер Настя Рыжик зарегистрирована как ИП, причем уже давно: она оформила статус почти сразу после того, как начала зарабатывать первые деньги на продаже рекламы в своих аккаунтах (первые видео на YouTube-канале блогера появились шесть лет назад — прим. ТАСС).
Шаг 3. Определить, как платить налоги
Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков, в том числе и на блогеров, получающих доходы, объяснила Галина Семенова. Доходы блогеров — налоговых резидентов России облагаются НДФЛ по ставке 13%, нерезидентов — 30%, уточнила эксперт. Это если они оформляют доходы как физические лица.
В этом случае при получении доходов блогеры обязаны представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом. Так, например, если блогер получит доход от рекламодателей в размере 2 млн рублей в 2023 году, то декларацию 3-НДФЛ ему надо будет представить в налоговый орган не позднее 30 апреля 2024 года и уплатить НДФЛ в размере 2 млн рублей х 13% = 260 тыс. рублей не позднее 15 июля 2024 года. Порядок уплаты налогов зависит от выбранного режима налогообложения: например, для самозанятых налог начисляется автоматически в приложении, а оплачивать его надо не позднее 28 числа следующего месяца.
Сооснователь и исполнительный директор коммуникационного агентства Didenok Team Пейзулла Магомедов отметил, что при расчетах важно понимать, кто выступает налоговым агентом (то есть непосредственно уплачивает налог — прим. ТАСС). Зачастую агентства, с которыми работают блогеры, или рекламодатели берут обязательства по оформлению налогов на себя, чтобы закрыть вопрос собственноручно и не подвергать блогера риску. Ведь зачастую тот может быть не осведомлен в бюрократических вопросах. Также, чтобы избежать двойного налогообложения, то есть чтобы налоги уплачивались на территории только одной страны, блогеру требуется подтвердить свой налоговый статус. В России за этим можно обратиться непосредственно в ФНС. По российскому законодательству налоговыми резидентами страны признаются:
- физические лица, которые находятся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев;
- российские компании;
- иностранные компании, которые признаются налоговыми резидентами России в соответствии с международным договором;
- иностранные компании, которые управляются из России.
В целом налоговое законодательство настолько вариативно и сложно, что вопросы могут возникнуть разные и к этому нужно подходить максимально внимательно, отмечает Магомедов. По его мнению, лучше заботиться о блогерах и оставлять эти обязательства профессиональным агентствам.
Блогер Una Fata рассказала, что использует приложение "Мой налог", а также функции Сбербанка в разделе "Свое дело": "У меня уже сохранены шаблоны для быстрой оплаты налогов и выдачи чеков заказчикам".
А вот Настя Рыжик в статусе ИП оплачивает налоги ежеквартально через приложение или на сайте налоговой.
Сложности, видимо, могут возникать с учетом так называемых донатов. Как правило, это денежные пожертвования в поддержку непосредственно блогера или какого-то проекта.
Зачастую донаты, которые получают блогеры на различных платформах, выплачиваются им на зарегистрированные реквизиты, отметил Пейзулла Магомедов. Между зрителем, который переводит донат, и блогером может существовать партнерская организация, которая берет на себя все обязательства по переводу денег. И именно она может следить за тем, чтобы все налоги были выплачены вовремя и как следует. Так ранее работал YouTube, когда российским блогерам еще была доступна монетизация, объяснил Магомедов.
Впрочем, в соцсетях нередко можно увидеть, как пользователи на личных страницах просто выкладывают номер банковской карты, куда каждый желающий может перевести любую удобную ему сумму.
Роберто Панчвидзе в свою очередь уточняет, что донаты (пожертвования) принимать можно, законом это не запрещено. Но важно, чтобы они были добровольными со стороны того, кто переводит деньги, и не предполагали за это оказание услуг, выполнение работ или передачу какого-либо товара. Если пытаться "замаскировать" под донаты продажу услуг, то это нарушение закона, поскольку любая оплаченная услуга должна быть обложена налогом.
Управляющий партнер компании "Регламент" Георгий Хруслов отметил, что налоговым законодательством предусмотрены некоторые виды благотворительной помощи, не облагаемые НДФЛ. Однако исключение таких средств из перечня облагаемых налогом доходов физического лица неразрывно связано в том числе с нормами законодательства о благотворительной деятельности, а также с непосредственным получателем указанной благотворительной помощи. Так что по этой норме "блогеры, действующие в качестве физических лиц и получающие средства в свою пользу в виде безвозмездной помощи, не смогут воспользоваться возможностью освобождения их от налогообложения", считает эксперт.
Таким образом, безвозмездные переводы от пользователей скорее попадают под понятие подарка. А подарки от физических лиц как в денежной, так и в натуральной форме освобождаются от налогообложения. ФНС объясняет, что физические лица обязаны самостоятельно декларировать доход, полученный в виде подарков от других физических лиц, если это:
- недвижимое имущество;
- транспортные средства;
- акции, доли, паи;
- цифровые финансовые активы, цифровые права, включающие одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права.
Подарки, полученные от организаций и ИП, облагаются налогом, если их стоимость превышает 4 тыс. рублей в год. Но налог исчисляется, удерживается и перечисляется самим дарителем.
Юрист Ассоциации блогеров и агентств (АБА) Анастасия Красникова также отмечает, что блогер не должен платить налог за добровольные пожертвования от других пользователей за свой контент. "Подписчик, который донатит, не рассчитывает на встречную услугу, следовательно, деньги считаются подарком", — объяснила эксперт. При этом если блогер предоставляет встречное предложение, например доступ в закрытый чат, эксклюзивный контент, то безвозмездным подарком перечисление донатов уже нельзя назвать. Подобное поступление денег уже может вызвать вопросы у налоговых органов.
По такому принципу работают краудфандинговые платформы — например, русскоязычная Boosty, аналог зарубежного Patreon (заблокирован в России). Даже в их пользовательском соглашении говорится, что платформа предоставляет авторам контента и другим пользователям возможность вступать в юридически обязывающие соглашения, где авторы предоставляют доступ к контенту или его части, а пользователи платят за это вознаграждение. То есть, хотя в обиходе взносы на таких платформах называются донатами, фактически это не пожертвование, а плата в обмен на доступ к определенному контенту.
Шаг 4. Решить, работать самостоятельно или с партнерами
"Блогер может работать самостоятельно, то есть напрямую с рекламодателями, и быть юридически оформлен как ИП или самозанятый. Также блогер может работать через агентство — это удобнее для всех участников процесса. При этом блогеру в любом случае необходимо иметь юридическую форму в виде ИП или самозанятости", — объяснил Роберто Панчвидзе.
Генеральный директор рекламного и продюсерского агентства PurpleDoor Алексей Пак в свою очередь отмечает, что крупные продюсерские компании на его памяти никогда не работали с физлицами: "С документами и с банком проще работать по договору с самозанятыми либо юрлицом".
Анастасия Красникова объясняет это тем, что за блогера как за физическое лицо заказчик в лице рекламодателя или агентства обязан заплатить 13% плюс виды взносов, которые, как правило, уплачиваются по трудовому договору. Если блогер — нерезидент, то и все 30%. А таких на российском рынке немало.
Una Fata рассказывает, что ей сотрудничество с агентством Hello Blogger помогает в продвижении — они знакомят бренды с ее творчеством.
"При создании контента я работаю сама, иногда беру в помощь оператора и актеров, — рассказала Настя Рыжик. — А вот с продвижением, продюсированием, коммуникацией с рекламодателями и документооборотом помогает агентство — по такой схеме я работаю уже четыре года. Это удобно и позволяет чувствовать себя спокойно и стабильно в своей деятельности, когда точно знаешь, что тебе помогут в любом вопросе — от бюрократических моментов до раскрутки личного бренда".
Шаг 5. Изучить правила рекламы
"Запросы на рекламу есть на все мои площадки, — отметила Una Fata. — Но интеграции на YouTube являются для меня основным способом монетизации блога на данный момент".
"Мой заработок в блоге всегда был основан на одном способе — это реклама, — рассказывает Настя Рыжик. — Сейчас основной источник моего дохода — это рекламные интеграции на площадке "Вконтакте".
Говоря о рекламе, Анастасия Красникова разделяет услуги и товары на три категории.
- Точно нельзя рекламировать на территории России наркотики и все, что с ними связано, взрывчатые вещества и материалы, но не пиротехнические изделия; человеческие органы и ткани; товары/услуги, которые подлежат госрегистрации и лицензированию, когда это требует закон; табачная продукция и все, что с ней связано; услуги по искусственному прерыванию беременности; услуги по написанию научных работ, которые необходимы для прохождения итоговой аттестации, и т.д.
- Запрещено рекламировать в интернете алкоголь, оружие, азартные игры, в том числе ставки на спорт.
- Можно рекламировать, но с ограничениями лотереи, лекарства, БАДы, медицинские товары и услуги, продукты детского питания, финансовые услуги, услуги по заключению договоров ренты, товары при дистанционной торговле и т.п.
Также с 1 сентября 2022 года нужно маркировать любую рекламу, которая показывается на территории России. Не важно, кто и где ее показывает. Закон контролирует все виды интернет-рекламы: контекстную, медийную, таргетированную, нативную, рекламу в блогах. Хотя вот естественная интеграция рекламой не считается, уточнила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Естественной интеграцией признается упоминание товара/услуги, которые органично интегрированы в авторские произведения (видеоролики, сторис, посты и т.д). Например, это может быть упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров, а также обычное (органичное) употребление и использование блогерами товаров по назначению. Но такие интеграции не должны содержать призыва к покупке, указание ссылок на адреса магазинов, выделение определенного товара на фоне остальных.
По словам Магомедова, когда задача маркировать всю рекламу только появилась, они внутри команды надеялись, что это принесет новые форматы нативности. В Didenok Team думали, что именно такое регулирование заставит рекламодателей и блогеров изощряться, придумывать креативы, которые будут максимально нативными и органичными. Но часто вся нативность у блогеров все равно остается очевидной рекламой. А риски все равно оказываются так велики, что никто не хочет на них идти. Это большая территория для споров, поэтому многие блогеры все равно предпочитают маркировать все, что является коммерцией, объясняет Магомедов.
"Сейчас любая реклама должна быть промаркирована. Это убило понятие нативной рекламы. Если нет маркировки, то это нарушение. Пока за это не карают, дали время на интеграцию рынком. Теперь реклама регулируется единым законом, там есть пояснения, как и что делать. Но вкратце — ты всегда должен давать понять зрителю, что перед ним реклама", — объяснил Алексей Пак.
"Комфортнее всего комбинированные форматы, когда бренд предлагает предоставить товар на обзор и гонорар за рекламу, — рассказала Una Fata о том, как работает с рекламодателями. — Уважаю заказчиков, которым важно честное мнение блогеров, и такой формат дает возможность не только рассказать о предмете продвижения своей аудитории, но и поделиться собственными впечатлениями — искренность очень важна в маркетинге".
Также, если блогер получает доход на территории России, очень важно, кто выступает рекламодателем и оплачивает рекламу, отмечает Магомедов.
Под вопросом остается, можно ли рекламировать контент иноагентов, отметил Алексей Пак. По его мнению, делать этого не стоит.
Александра Баландина, Любовь Маврина, Арина Раксина