28 февраля, 08:00
Статья

И соответственно, на какие профессии могут обратить внимание абитуриенты и молодежь

Станислав Красильников/ ТАСС

Уровень безработицы в России продолжает снижаться, обновляя исторические минимумы. По данным на конец февраля 2024 года, она составляет 2,9%. При этом уже несколько лет специалисты говорят о формировании в стране рынка работника, для которого характерен дефицит соискателей при избытке вакансий. Об этом, например, свидетельствовало прошлогоднее исследование Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС. В исследовательском центре сервиса по подбору персонала Superjob в 2023 году также отметили нарастающий дефицит рабочей силы и усиливающуюся конкуренцию между отраслями за персонал. О тенденции говорили и в исследовании по итогам 2023 года в HeadHunter.

На это обращает внимание даже глава государства. Так, в настоящий момент российскому рынку труда не хватает 2,5 млн человек, заявил президент России Владимир Путин на форуме Агентства стратегических инициатив "Сильные идеи для нового времени" в феврале 2024 года. При этом безработных насчитывается всего 450–460 тыс. То есть наблюдается очевидный дефицит кадров. Который, по мнению работодателей, остается фундаментальной проблемой и в 2024 году.

Рассказываем, в каких областях эта нехватка ощущается особенно остро и, соответственно, какие отрасли могут оказаться в ближайшем будущем перспективными для соискателей.

За кем охотятся?

Опрошенные ТАСС сервисы по подбору персонала подчеркивают нужду работодателей в рабочих, инженерах и технических специалистах.

Кроме того, "дефицит кадров сильнее проявляется в сферах с массовым наймом, — отмечает главный эксперт HeadHunter по рынку труда и руководитель направления клиентской эффективности Наталья Данина. — Если раньше все рекрутеры были хедхантерами, то есть охотниками за головами, то сейчас в основной массе это хендхантинг, то есть охота за руками. Работодателям сегодня нужны в первую очередь руки, к которым прилагается голова. Огромная часть спроса сосредоточена в сферах с массовым наймом".

Эксперты из Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ЦЭНО ИПЭИ) РАНХиГС проанализировали, насколько, по данным за 2022 год, потребности российских регионов удовлетворены работниками со средним и высшим образованием. Исследователи объединили специальности в крупные группы, и в итоге оказалось, что больше всего экономике не хватает людей в областях "машиностроение", "промышленная экология и биотехнологии", "сельское, лесное и рыбное хозяйство" и "ветеринария и зоология". Кадровый голод по этим специальностям испытывают 40 российских регионов. Эту и другие научно-исследовательские работы экспертов РАНХиГС можно найти в их Telegram-канале.

Больше всего нехватка кадров — не только по указанным четырем направлениям, но в целом — ощущается в Центральном федеральном округе. Здесь не хватает специалистов сразу по 14 группам специальностей. В их числе "химия", "техника и технологии строительства", "электроника, радиотехника и системы связи", "фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии", "машиностроение".

Что касается других регионов, то в РАНХиГС пришли к выводам, что в ДВФО не хватает медперсонала с высшим образованием, особенно по специальностям из групп "клиническая медицина", "фармация" и "сестринское дело". Приволжский федеральный округ испытывает дефицит электронщиков, радиотехников и приборостроителей. При этом на этих территориях часть кадров еще можно компенсировать сотрудниками с другим уровнем образования. То есть если по специальности много работников со средним профессиональным образованием и не хватает с высшим, то первые могут дорасти и претендовать на более высококвалифицированные позиции. И наоборот.

А вот в Южном федеральном округе нехватку по некоторым специальностям оказалось невозможно компенсировать. Это "техника и технологии строительства", "электро- и теплоэнергетика", "химические технологии", "сельское, лесное и рыбное хозяйство", "ветеринария и зоотехния". А все потому, что структуры специальностей среднего и высшего образования в ЮФО не совпадают, объяснил руководитель научной группы, главный научный сотрудник ЦЭНО Александр Федотов.

В крупных регионах у работодателей возникают и другие проблемы, связанные с наймом, рассказала Наталья Данина. Это конкуренция за квалифицированных специалистов на рынке труда, поиск подходящих кандидатов среди широкого круга соискателей и т.п.

Но есть в России регионы, в которых кадровый голод не так высок. Так, наименьший дефицит испытывает Северо-Западный федеральный округ. Здесь не хватает работников только по шести группам специальностей: "техника и технологии строительства", "электроника, радиотехника и системы связи", "машиностроение", "промышленная экология и биотехнологии", "техносферная безопасность и природообустройство", "технологии легкой промышленности".

Если говорить об уровне образования, то чаще всего в дефицитных областях не хватает кадров с высшим образованием. Об этом, кстати, также ранее упоминал и Владимир Путин.

В чем причина?

По итогам опроса HeadHunter больше полутысячи компаний из ключевых сфер бизнеса, выделили внутренние и внешние причины дефицита кадров. Так, например, в топе первых — неконкурентный уровень зарплаты, недостаточное развитие бренда работодателя и непривлекательные условия труда. А список вторых возглавляют внешние события, отсутствие специалистов с нужными навыками и демография.

В SuperJob напомнили, что уже не первый год отмечают увеличение доли возрастных соискателей. За последний год разрыв стал еще более значительным. Эта тенденция особенно выражена среди рабочих специальностей и разнорабочих. Старение рабочих кадров во многом — следствие демографической ямы 1990-х. К 2030 году граждан 30–39 лет — самая активная на рынке труда возрастная группа — станет меньше на 7 млн. Россиян 40–59 лет будет больше на 3,7 млн. "Демографическим окном возможностей" считают поколение 15–29-летних: к 2030 году их будет порядка 3 млн.

В сервисе "Работа.ру" также связывают нехватку кадров с трендом на стабильность среди соискателей, популярностью неполной занятости и оттоком мигрантов, которых раньше активно привлекали в качестве массового или линейного персонала.

При этом дефицит кадров — следствие проблем не только с пополнением рабочей силы новыми поколениями, но и отсутствия сбалансированности при подготовке специалистов разных направлений. Так, специалисты ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, в свою очередь, связывают нынешний дисбаланс на российском рынке труда с двумя основными причинами.

  1. Тем, как исторически складывалось распределение подготовки профессиональных кадров в стране.
  2. Тем, что структура подготовки кадров в разрезе специальностей не соответствует потребностям в них.

На протяжении последних 100 лет организации высшего и среднего профессионального образования создавались в разных местах страны. И то, где они появятся, зависело от многих факторов, рассказал Александр Федотов. Например:

  • было ли рядом предприятие, на котором могли пригодиться выпускаемые специалисты;
  • хватало ли преподавателей для новых учебных учреждений;
  • выделяло ли государство средства на создание и содержание этих учреждений.

"Однако экономика развивалась, и появлялись новые локации промышленности в местах, вблизи которых не было образовательных организаций, — объяснил Федотов. — Поэтому кадры с высшим образованием и специалистов среднего звена для этих новых промышленных районов приходилось готовить в других регионах. Там, где уже существовали соответствующие образовательные организации. Например, специалистов для железнодорожной отрасли готовили в нескольких вузах в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупных городах, а для развития железнодорожной отрасли такие специалисты требовались не только в этих локациях".

А создавать новые образовательные организации в других местах не всегда оказывалось целесообразно — слишком дорого, нет преподавателей и т.п. Вот и получается сейчас, что регион испытывает потребность в специалистах, но не обучает их или обучает недостаточно.

Скажем, для экономики региона больше всего нужно специалистов по "технологии машиностроения", "сельскому хозяйству" и "фармацевтике". И предположим, что доля таких специалистов в общей потребности сотрудников составляет 40%, 30% и 20%, привел пример Александр Федотов. А фактически в составе студентов, которые учатся в этом регионе, доля обучающихся по указанным группам специальностей составляет 10%, 50% и 5%. Вот это и есть несоответствие структуры подготовки кадров в разрезе специальностей потребностям в них, объяснил эксперт.

Пути решения

По мнению исследователей РАНХиГС, в краткосрочной перспективе специалисты с разным уровнем образования могут заменять друг друга. То есть, как говорилось выше, работники со средним профессиональным образованием могут дорасти и претендовать на более высококвалифицированные позиции, и наоборот. Впрочем, такая взаимная компенсация, как уже упоминалось, возможна не во всех регионах и не по всем специальностям. Где-то не хватает сотрудников и со средним, и с высшим образованием. Где-то одна ниша полностью закрыта, но избытка, чтобы перенаправить ресурсы в другую, уже нет.

Для работодателей один из методов снижения затрат на подбор персонала — предложение гибких условий работы потенциальным кандидатам, отметила Наталья Данина. "Очевидно, что такой подход может быть ограничен профессиональными требованиями, но компании с вакансиями, предполагающими возможность удаленной работы, привлекают в 3,5 раза больше соискателей и предлагают в среднем снижение зарплаты на 18%. Например, средняя предлагаемая зарплата для вакансий с удаленной формой работы равна 48 тыс. рублей, в то время как для вакансий без удаленной работы она составляет 58 тыс. рублей. Это отличная возможность для привлечения кадров из регионов, предлагая им уровень оплаты выше, чем у них дома, но ниже, чем в Москве", — объяснила эксперт. Также в HeadHunter предлагают компаниям обратить внимание на возрастных кандидатов, так как они в среднем больше времени проводят на одном рабочем месте, и кандидатов с ограниченными возможностями.

"Работодателям придется пересматривать подходы к найму, — считает директор по аналитике и Data Science сервиса "Работа.ру" Елена Артемьева. — Активнее нанимать молодежь или возрастных соискателей, изменить требования к опыту работы, больше вкладываться в обучение новичков, рассматривать кандидатов из других сфер, вкладываться в удержание и интенсивный рост производительности труда текущего персонала". Также частично помочь организациям может активизация потока мигрантов, которая нарастит число соискателей на рынке.

В долгосрочной же перспективе ситуацию можно исправить, если увеличить прием на программы высшего и среднего профессионального образования по самым дефицитным специальностям. При этом добиться этого можно также, стимулировав абитуриентов поступать платно или по целевым программам. Александр Федотов отметил, что специальности, по которым сейчас наблюдается нехватка кадров, перспективны для абитуриентов в ближайшие три-шесть лет. "Будущим абитуриентам имеет смысл обратить внимание на эти специальности и, соответственно, определять перечень дисциплин ЕГЭ в соответствии с требованиями дефицитных специальностей", — заключил эксперт.

В настоящий момент доля вакансий для студентов без опыта выше всего в производственной отрасли, IT и образовании, отметили в SuperJob.

"Востребованными и высокооплачиваемыми в ближайшем будущем станут профессии на стыке биотеха, химтеха, биофака, — отметила в свою очередь Елена Артемьева. — В современном мире активно развиваются технологии, и не только в сфере IT. Направления, связанные с биологией, прогрессируют не менее стремительно. На рынке труда сохраняется тенденция симбиоза профессий на стыке точных наук. Например, уже сейчас особую популярность набирает телемедицина и применение искусственного интеллекта в медицинских продуктах и операциях. Отрасли биотеха и химтеха — это то, что будет формировать наше будущее. Это, скорее всего, будут не только самые востребованные, но и самые высокооплачиваемые профессии".

То есть в любом случае компаниям придется еще больше работать над молодежной политикой, а также вести работу по привлечению и удержанию уже состоявшихся специалистов.

Президент России со своей стороны поручил правительству и Центральному банку снизить напряженность на рынке труда. "<...> В том числе путем повышения эффективности системы профессионального образования и дополнительного образования", — говорится в перечне задач, данных по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 21 декабря 2023 года. При этом глава государства подчеркивает, что рынок труда сейчас очень динамичен и постоянно меняется.

Арина Раксина