19 августа 2016, 15:23

Эксперты: ситуация с маршрутками в Москве стабилизируется через несколько недель

Вячеслав Прокофьев/ ТАСС
В результате реформы городского транспорта с улиц исчезло около 300 маршрутов, которые обслуживали коммерческие перевозчики

МОСКВА, 19 августа. /ТАСС/. Ситуация с маршрутными такси в Москве, которые с 15 августа перешли на новый стандарт работы в результате реформы городского транспорта, стабилизируется через несколько недель. Об этом ТАСС сообщили опрошенные эксперты.

По их подсчетам, в результате реформы в Москве с улиц исчезло около 300 маршрутов, которые обслуживали коммерческие перевозчики. В Общественную палату Москвы и в контакт-центр "Московский транспорт" поступает множество жалоб от москвичей на исчезновение привычных маршруток и большие интервалы движения автобусов. Власти Москвы признают, что количество маршрутов уменьшилось, но отмечают, что в результате реформы были устранены все дублирующие маршруты, при этом все уникальные маршруты были сохранены.

Исчезло несколько сотен маршрутов

Как рассказал корреспонденту ТАСС руководитель направления "Общественный транспорт" экспертного центра Probok.Net Александр Чекмарев, причины большого общественного резонанса в том, что на последнем этапе реформы были допущены просчеты в информировании пассажиров.

"Непосредственно перед "черным понедельником" 15 августа пассажиры были очень плохо проинформированы и большое количество людей, столкнувшись с реформой "лицом к лицу", были шокированы. Теперь все зависит от того, насколько быстро люди смогут перестроиться и пользоваться маршрутками, работающими по городскому заказу. В подавляющем большинстве случаев у людей есть такая возможность. Такого, чтобы людей оставили без транспорта, нет, особенно это касается "дальних углов", - отметил эксперт.

"По нашим подсчетам, с улиц города действительно исчезло около 300 маршрутов. Их было около 500, а теперь, как официально сообщают представители ГКУ "Организатор перевозок", стало 211. Проблема этой недели была в том, что нагрузка на муниципальный транспорт значительно выросла из-за того, что "частники" не вышли на маршрут. Автобусы физически не вмещали людей, которых нужно было перевезти", - продолжает Чекмарев.

Эксперт уверен, что в первые дни городские инстанции захлестнет волна жалоб: "Точных данных о числе жалоб у нас нет, но, конечно, можно прогнозировать, что их число резко возрастет, но это и не плохо. Грамотный и четко выстроенные жалобы позволят понять, где конкретно обострилась проблема, является ли она системной, как ее можно решить".

Реформа осложнит дорожную ситуацию

Более пессимистично настроен президент Московского транспортного союза Юрий Свешников. "Арифметика тут очень простая, когда в 2,5 раза сокращается маршрутная сеть и в 2,5 раза сокращается количество автобусов, то транспортное обслуживание населения быстро не восстановишь. Если в часы пик интервалы у негосударственных перевозчиков были в районе 5 минут, а у больших автобусов Мосгортранса 15-20 минут, то теперь они вырастут кратно", - сказал эксперт.

"Москвичи, которые привыкли к своим маршруткам, естественно не будут дожидаться, пока город разберется с этими проблемами. Они ответят "ногами", а точнее "колесами", и начнут пересаживаться с общественного транспорта на свой личный, а значит дорожная ситуация в городе может существенно осложниться", - считает Свешников.

Кроме того, по мнению эксперта, в отношении частных перевозчиков нарушен Федеральный закон ФЗ-220, принятый в июле прошлого года. "В этом федеральном законе четко говорится о том, что все маршруты, которые законным образом эксплуатировались на момент принятия этого закона, должны и дальше продолжать спокойно работать в ближайшие пять лет. Москва должна была выдать этим законным перевозчикам все необходимые правоустанавливающие документы", - подчеркнул Свешников.

По его мнению, объявленные нелегальными перевозчики еще долго будут работать в Москве, и власти не смогут быстро с ними справиться.

Больше не надо платить "в кепку"

Люди пока не обратили внимание на экономическую составляющую реформы, говорит Александр Чекмарев. "Вероятно, есть целые группы людей, которым было удобно платить наличными и не вникать особенности системы городских проездных билетов, но очень скоро люди поймут, что куда удобнее пользоваться фиксированными тарифами. Да и приложить карту к валидатору куда проще, чем ждать сдачу с 5-тысячной купюры", - отметил он.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин уверен, что Москве давным-давно необходимо было повернуть правила игры таким образом, чтобы в выигрыше был пассажир, а не коммерсанты.

"Москва сохраняла привычный для стран "третьего мира" формат, когда с одной стороны есть муниципальный транспорт, а с другой частники, которым надо, фигурально выражаясь, "платить в кепку". Это для крупного и мало-мальски цивилизованного города вещь абсолютно немыслимая. Это, да простят меня жителя Африки и сотрудники их посольств в Москве, называется "африканский способ перевозок", и это не обидные слова, а вполне официальный термин, которым пользуются урбанисты. Москва рано или поздно должна была от этого избавиться. Федеральный закон номер 220 такую возможность городским властям дает", - подчеркнул Блинкин.

Ситуация нормализуется за несколько недель

Блинкин признает, что ему как члену Общественной палаты Москвы приходят жалобы на то, что маршрутки теперь не ходят вообще или ходят с большими интервалами.

"Это означает две вещи. Первая: где-то московские транспортные планировщики не доработали, но поскольку процесс находится на личном контроле у мэра, то эти упущения будут наверстаны в течении достаточно короткого срока - думаю, хватит нескольких недель. А вот вторая гораздо интереснее - частные перевозчики, неготовые работать по новым правилам прилагают большие усилия, чтобы сорвать реформу. У нее много противников, потому что мелким бизнесменам эти новые правила невыгодны, и они прикладывают все усилия, чтобы саботировать нововведения", - пояснил Блинкин.

"Я рассчитываю, что департамент транспорта быстро учтет все ошибки, а вот противодействие реформе "аутсайдеров" процесса может продолжаться еще очень долго, но Москва располагает достаточными ресурсами, чтобы закрыть все "дыры", и уж точно не сделать хуже", - считает эксперт.

Позиция властей Москвы

В пресс-службе ГКУ "Организатор перевозок" ТАСС сообщили, что не могут назвать точное число маршрутов частных перевозчиков, действовавших в Москве до реформы.

"До реформы была распространена ситуация, когда один маршрут одновременно обслуживали несколько перевозчиков. Это могли быть и полностью нелегальные компании, которые самовольно определяли маршруты и по желанию изменяли их. Поэтому фактическое количество маршрутов, существовавших ранее, назвать сложно - многие из них обслуживались нелегально, возникали и исчезали стихийно", - уточнили в пресс-службе.

Как проходила реформа

Все московские автобусные маршруты с 15 августа перешли на единый способ оплаты проезда и должны принимать все городские билеты. В результате реформы наземного транспорта к перевозке пассажиров в столице допускают только те компании, качество сервиса которых соответствует требованиям правительства Москвы. Реформа проходила поэтапно с 9 мая по 15 июня 2016 года, чтобы у пассажиров была возможность привыкнуть к новым автобусам и оценить все их преимущества при наличии привычной альтернативы, все перевозчики работали по старой схеме до 15 августа. С 15 августа в столице работает 211 коммерческих маршрутов, которые обслуживают 8 перевозчиков. На новый стандарт пока не перешли перевозчики в ЗелАО и ТиНАО - эти округа не были включены в реформирование маршрутной сети наземного городского пассажирского транспорта. Также по старым схемам работают маршруты, которые связывают Москву и Московскую область.

В новых автобусах принимаются городские билеты и социальные карты, пассажиры также могут приобрести билет у водителя билет на одну поездку. Новые автобусы частных перевозчиков легко узнать по синему цвету и логотипу "Московский транспорт". Если оформление транспортного средства не соответствует этим требованием, в салоне не установлен валидатор, а водитель принимает от пассажиров наличные, это значит, что маршрут работает нелегально.
Новые синие маршрутки оснащены системой спутникового слежения ГЛОНАСС, видеокамерами, системой климат-контроля, голосовым оповещением пассажиров об остановках и информационной бегущей строкой, пол в салонах оборудован противоскользящим покрытием. В новых маршрутках работают контроллеры.

Там отметили, что в рамках реформы была оптимизирована маршрутная сеть и устранены все дублирующие маршруты, при этом все уникальные маршруты были сохранены. "Несмотря на сокращение общего количества маршрутов, реформа позволила увеличить количество мест для пассажиров на 30%, на многие маршруты частные перевозчики впервые вывели автобусы большой вместимости, рассчитанные на перевозку до 100 человек", - подчеркнули в ГКУ "Организатор перевозок".

По решению правительства Москвы с 15 августа коммерческие перевозчики сократили интервалы движения автобусов, таким образом, по данным властей, количество рейсов увеличилось на 10%.

Власти Москвы отметили, что нелегальные перевозчики зачастую нарушают нормы безопасности: превышают скорость, опасно маневрируют на дороге, чтобы сэкономить, отказываются от страховки здоровья пассажиров, не выдают билет. Водители таких компаний, как правило, не соблюдают режим труда и отдыха, а перед выходом на линию не проходят медицинский осмотр. Техосмотры транспорта также проводятся нерегулярно, что увеличивает риск попасть в аварию.

Куда жаловаться

Власти Москвы обещают учесть все жалобы москвичей при формировании новой маршрутной сети наземного транспорта, которая появится в столице в рамках новой модели транспортного обслуживания.

"На базе департамента транспорта Москвы создан оперативный штаб по улучшению транспортного обслуживания. Активно идет работа по запросам пассажиров - возможно изменение трасс маршрутов и ввод дополнительных остановок, чтобы сформировать удобную маршрутную сеть. По всем вопросам, связанным с работой маршрутов, можно обращаться в контакт-центр "Московский транспорт" по телефону 8 (495) 539-54-54, короткий номер для мобильных 3210", - сказали в пресс-службе ГКУ "Организатор перевозок".

Власти также призвали москвичей сообщать в единый контакт-центр "Московский транспорт" о наличии в городе нелегальных перевозчиков, которые с 15 августа не имеют право работать в столице.