Аккаунт в социальных сетях незаметно стал неофициальной визиткой человека. Соцсети просматривают романтические партнеры, полицейские из отдела по противодействию экстремизму, приставы, потенциальные работодатели. Как свидетельствует опрос службы исследований HeadHunter, 84% компаний проверяют профили кандидатов в соцсетях перед трудоустройством, хотя почти в половине случаев это не постоянная практика. При этом 72% таких работодателей признались, что уже принимали решение не приглашать соискателя на работу после оценки его страницы в соцсетях.
Что отпугивает работодателей
Отбор кандидатов на должность основывается на нескольких параметрах. Проверка соцсетей становится значимым критерием, хотя стоит далеко не на первом месте, говорит член некоммерческого партнерства "Эксперты рынка труда" Андрей Алясов. Основная цель — оценить адекватность человека. "Допустим, рекрутер ищет кандидата на серьезную должность, которая связана с большим уровнем стресса. А в его соцсетях мы видим, что он с друзьями выясняет отношения публично или сгоряча комментирует политические события. Это может навести на определенные мысли", — говорит он. И если обычные фотографии с вечеринок рекрутера не отпугивают, то изображения напившегося "в хлам" человека — да. Негативно будут восприняты посты о том, как тяжело на работе, или гневные реплики в адрес работодателя. Опасными темами являются политика и религия.
Соискателю может навредить любая информация, если работодатель воспринимает ее как негативную, считает заместитель директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников. "В разных случаях это разная информация. Все что угодно может быть. Вплоть до того, что "я посмотрел на его лицо, оно мне не понравилось", — поясняет он.
В то же время категорически неприемлемых для работодателей тем для постов в соцсетях в принципе нет, отмечает руководитель службы исследований компании HeadHunter Мария Игнатова. Главное — соблюдать баланс и уместно сочетать посты на разную тематику. Важна и общая тональность, стиль публикаций: отталкивает частый негатив или участие в "холиварах", "хейтер"- и "шейминг"-кампаниях.
С другой стороны, страница в соцсетях может стать и преимуществом: здесь соискатель может демонстрировать свой профессиональный уровень и вовлеченность в профессию, открыто делиться опытом и знаниями, поддерживать старые и выстраивать новые связи, а также получать приглашения на деловые мероприятия и находить клиентов. "Такая активность привлекает работодателей. Идеально, если в ленте есть позитивные заметки с предыдущих мест работы или посты на темы профессионального успеха", — поясняет она.
А вот отсутствие человека в соцсетях практически никак не влияет на отношение к нему рекрутера, считает Андрей Алясов. "Рекрутер подумает, что просто не нашел страницу человека", — уточняет он.
Конфликт границ
По данным портала Statista на 2018 год, соцсетями в России пользуются 73,1 млн человек, это почти половина населения страны. Причем 75% из них заходят в соцсети ежедневно. В среднем ежемесячно во "ВКонтакте" публикуется более 1 млрд постов, в "Одноклассниках" — 364 млн, в Instagram — почти 305 млн, в Facebook — около 123 млн, в Twitter — около 60 млн, так что работать рекрутерам есть с чем. Другое дело, что проверка работодателями соцсетей касается узкого круга должностей. "Кандидата на место сварщика или бульдозериста не будут оценивать по соцсетям. Это больше касается офисного планктона", — говорит социолог Алексей Рощин.
Он считает, что сама по себе проверка соцсетей — достаточно сомнительный способ изучения соискателей. "Даже если у аккаунта есть фотография, имя и фамилия, юридически нет реального подтверждения, что блог ведет именно этот человек. Но даже если мы уверены, что это он, существует право на частную жизнь. И если некто ведет себя слишком развязно, агрессивно или заумно в своих соцсетях, это не означает, что он так же действует на работе. В соцсетях люди пробуют играть разные роли. Странно делать выводы на основании этого", — говорит он.
Ростислав Капелюшников, наоборот, не видит в этом никакой проблемы. "Если работодатели это используют, значит, с их точки зрения, это превратилось в источник полезной информации. А вы бы не стали просматривать, если бы были работодателем? Это рациональное поведение: вы получаете бесплатно сведения, которые для вас могут иметь ценность", — отмечает он.
Нюанс ситуации заключается в том, что в соцсетях границы публичного и частного устроены не так, как в официальных организациях и крупных компаниях, отмечает интернет-исследователь Полина Колозариди. Они сильно смешаны. "Для примера давайте посмотрим на акцию #MeToo. Где здесь приватное, где — публичное? А любая неопределенность рождает разнообразие трактовок", — поясняет она. Люди не всегда умеют согласовывать разные части своей жизни и связанные с ними аудитории, и иногда возникает коллапс контекстов — когда одна аудитория видит то, что предназначалось совсем другим людям. Например, друзья могут опубликовать фотографии с вечеринки, не понимая, что их может увидеть не только их узкий круг, но и чей-то начальник. Это как сказать неуместную фразу в компании или прийти в неподходящем костюме на собеседование. "Неловкий момент. Он может возникнуть в любой ситуации. Но в офлайне вы его прогнозируете", — говорит исследователь.
Фильтры на все
Превращение соцсетей во все более публичную площадку вынуждает пользователей делать выбор. Страх оценки, отмечает Колозариди, иногда приводит к самоцензуре, и многие просто решают ничего не постить. "То, что смешиваются контексты, которые раньше не пересекались, — это, мне кажется, закономерно и неплохо. А вот то, что люди начинают переживать по этому поводу и пытаются цензурировать себя, — в этом есть неприятная сторона современных социальных сетей", — говорит она. Исследователь советует проанализировать, с какими аудиториями вы взаимодействуете на разных площадках, довольны ли вы результатом и надо ли как-то это сбалансировать. "Часто люди уже решили для себя эти вопросы, у них уже распределено: вот здесь у меня друзья и родные, здесь — фотографии котов, чтобы лайкали, здесь — коллеги, и я перед ними весь такой красивый", — поясняет она.
Андрей Алясов отмечает, что есть два подхода в позиционировании себя в соцсетях — радикальная честность и приукрашивание действительности. В первом случае человек постит все, что хочет. И если какая-то информация отпугнет работодателя, это хорошо — значит, несостоявшийся работник просто не потратит время на не подходящую ему компанию. Второй подход предполагает, что соцсети становятся маской, призванной показать, насколько владелец аккаунта хорош в профессии.
"Безусловно, мало кто использует эти подходы в чистом виде. Я больше склоняюсь к в сторону радикальной честности. Но, наверное, все-таки не стоит демонстрировать потаенные части своей души. Например, если у человека какое-то особенное хобби, отношение к которому может восприниматься обществом негативно. Или специфические политические взгляды. Сейчас соцсети — это не частная собственность человека, это, по сути, витрина. Как мы выбираем одежду, чтобы скрыть какие-то свои изъяны, так и в соцсетях стоит что-то оставить вне поля зрения подписчиков", — говорит он.
Мария Игнатова советует использовать фильтры видимости сообщений, если у человека есть сомнения в том, как расценит тот или иной пост работодатель. И наиболее личные публикации оставлять видимыми только для близких друзей.
Постепенно страницы в соцсетях перестанут отражать реальность. По словам социолога Алексея Рощина, любой параметр, который начинает использоваться для оценки, неизбежно фальсифицируется. "Люди будут размещать в профилях правильные фотографии и позитивные посты про работу. А реальные аккаунты будут вести под псевдонимом в другом месте", — говорит он. Эту ситуацию, считает эксперт, могут использовать и недоброжелатели человека, создавая фальшивые профили с "неправильным" содержанием.
Профиль как элемент корпоративной культуры
Опрос HeadHunter показал, что внимательно относиться к своему профилю в соцсетях следует и после приема на работу: 42% работодателей стараются контролировать поведение сотрудников на этих площадках. А в 8% случаев неподобающее поведение в интернете привело к увольнению.
Наиболее громкие случаи попадают в СМИ. Так, в 2017 году в Чите уволили социального педагога, во время переписки в соцсетях по ошибке отправившую сообщение с нецензурным выражением в группу учащихся. В марте 2019 года сотрудника предприятия "Агат" уволили после того, как он оскорбительно высказался в соцсетях в отношении жителей хрущевок. А в апреле 2019 года учительница из Барнаула была вынуждена уйти из школы из-за размещенной в соцсети фотографии в легком платье на фоне зимнего пейзажа. Эта история закончилась хорошо — женщина вышла на работу в Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования.
Несмотря на пристальное внимание к соцсетям, только 5% компаний имеют четкий регламент поведения сотрудников в интернете. Как правило, в нем, рассказывает Мария Игнатова из HeadHunter, содержится просьба воздержаться от упоминания работодателя в своем профиле либо согласовывать с PR-службой тексты публикаций на корпоративную или общественно значимую тематику. "Это делается для того, чтобы высказывание сотрудника по чувствительным темам не противоречило позиции компании, так как его мнение может восприниматься как официальная точка зрения работодателя", — поясняет она.
Также в регламентах часто прописывается порядок действий и ответственность при трансляции антикризисных коммуникаций в соцсетях, вводятся ограничения на публикацию информации, касающейся коммерческой тайны, оговаривается тональность в отношении конкурентов и базовые принципы стиля общения с клиентами или партнерами компании.
Вскоре рекомендации по ведению социальных сетей появятся в школах. Министерство просвещения совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки уже начало работу над ними. Подобные инструкции, как отметил пресс-секретарь министра просвещения Андрей Емельянов, есть в школах и университетах многих стран.
Это неудивительно, считает Андрей Алясов. Некоторые компании даже нанимают пиарщиков, которые ведут аккаунты ключевых сотрудников. "Соцсети являются сильным инструментом коммуникации с аудиторией", — поясняет он.
Ася Сафиуллина