13 октября 2023, 10:25
Мнение

Парламентские выборы в Польше: ждать ли политического хаоса?

Ирина Полина — о том, с чем в Польше подходят к голосованию 15 октября

Omar Marques/ Getty Images

Жителям Польши в ближайшее воскресенье, 15 октября, предстоит выбрать новых представителей в Сейме и Сенате — в стране пройдут очередные парламентские выборы. Многие наблюдатели называют предстоящее голосование историческим и важнейшим с 1989 года, предсказывают разные варианты коалиционного правительства или же длительный хаос в политической жизни страны.

Исключительность нынешних выборов обусловлена тем, что впервые в современной истории республики победу на них может в третий раз подряд одержать правящая страной с 2015 года правая консервативная партия Ярослава Качиньского "Право и справедливость" (PiS).

Последние опросы общественного мнения показали, что партия власти может рассчитывать на 31–35% голосов. С таким результатом она займет первое место на выборах, но вряд ли получит большинство в парламенте, которым располагала до сих пор на протяжении последних восьми лет руководства страной. Это открывает широкое поле для спекуляций на тему потенциальных коалиций.

Шансы на победу есть и у оппозиции. Праволиберальная "Гражданская коалиция" экс-премьера и бывшего главы Евросовета Дональда Туска пользуется поддержкой 22–26% избирателей, судя по тем же опросам. На третье место с результатом около 10% голосов претендуют центристское объединение "Третий путь" и "Левые". В случае благосклонности электората совокупный результат трех этих партий может дать им шанс конкурировать с Качиньским и в будущем претендовать на формирование коалиционного правительства.

Пятое место в опросах занимает праворадикальная и евроскептическая партия "Конфедерация" с результатом около 8%. Это объединение — гипотетический партнер PiS по коалиции, хотя, по мнению политологов, для националистов объединение с Качиньским — рискованный шаг, который может стать для партии самоуничтожением из-за потери доверия избирателей.

Согласно прогнозам экспертов, у Качиньского больше шансов сохранить власть, учитывая стремление граждан Польши к стабильности на фоне событий на Украине. Однако внутренний раскол в стране постепенно набирает силу и перспективы оппозиции становятся все менее туманными. Пока же у политических противников остается всего несколько часов на агитацию — ровно в полночь с 13 на 14 октября в стране наступит режим предвыборной тишины.

Безопасность

Главной темой завершающейся избирательной кампании в Польше была безопасность — как внешняя, так и внутренняя. Угрозой для внутренней безопасности стал накрывающий Европу миграционный кризис, с которым партия власти обещала бороться самым решительным образом и не соглашаться на продвигаемую в ЕС идею массового расселения прибывающих в ЕС людей. Это привело к напряженности в отношениях с Брюсселем, который настаивает на солидарных шагах, а также с Берлином, обвиняющим Польшу в слабом сдерживании стремящихся на Запад миграционных потоков, и со Словенией, на границе с которой Варшава временно возобновила пограничный контроль.

В контексте внешней безопасности ключевой линией минувшей кампании в Польше были события на Украине. Команда PiS очевидно использовала текущий конфликт, чтобы, транслируя нависающую над страной угрозу, запугать избирателей и заверить их в том, что только действующее руководство страны готово обеспечивать безопасность. Однако неожиданно для всех эту казавшуюся надежной и нерушимой базу выбили из-под ног партии Качиньского.

Неожиданную помощь оппозиции за несколько дней до выборов оказала армия. В отставку ушли два высокопоставленных генерала — глава генштаба Раймунд Анджейчак и оперативный командующий Томаш Петровский. По информации местных СМИ, причина увольнения — конфликт с министром обороны страны Мариушем Блащаком.

Разлад в верхах польских Вооруженных сил начался, когда глава МО обвинил своих подчиненных в халатности из-за истории с упавшей на польской территории ракетой, случайно обнаруженной в лесу. Также польским военным не по душе систематическое использование армии в целях политической агитации и пропаганды, публикация секретных документов о планах обороны Польши с целью дискредитации политических противников.

Эта история лишила PiS одного из главных козырей — обеспечения безопасности страны на фоне конфликта за ее восточной границей. Блащак в последние месяцы ежедневно убеждал граждан в том, что его партия создает в стране самую мощную сухопутную армию в Европе, закупая в кредит самое современное вооружение и технику за рубежом. Однако какое значение имеют все эти усилия, если власти не в силах наладить отношения с собственными генералами? "Мы можем только догадываться, насколько плохими должны были быть настроения у польских генералов, если они решились на столь отчаянный шаг накануне парламентских выборов", — написал на страницах газеты Rzeczpospolita публицист Михал Шульджиньский.

"Мы должны укреплять наши Вооруженные силы, но планово, а не путем закупочного безумия под конец работы правительства, которое спало шесть или семь лет, не развивая польскую оборонную промышленность, а сейчас погружает нас в огромные долги", — подчеркнул депутат "Конфедерации" Кшиштоф Босак, поставив весомый знак вопроса в сценарии потенциальной коалиции с PiS.

Украина

В отношения Польши с Украиной прошедшая избирательная кампания внесла значительные негативные изменения. Учитывая общую усталость поляков от объемов помощи, которую руководство в Варшаве оказывает Киеву и украинским беженцам, партии власти пришлось значительно скорректировать свой подход.

Главным фактором стала борьба за голоса многочисленных фермеров. Отстаивая их интересы в условиях, когда на фоне снятия Евросоюзом ограничений на импорт украинской сельхозпродукции Польшу буквально затопило дешевым украинским продовольствием, поставив под угрозу польский внутренний рынок, власти в Варшаве были вынуждены в одностороннем порядке запретить ввоз украинских зерновых на польскую территорию.

Этот шаг вызвал недовольство в Киеве, обмен взаимными обвинениями и повлек за собой подачу Украиной иска в ВТО. Польша, в свою очередь, напомнила партнерам в Киеве о той помощи, которую страна оказала, даже намекнув, что все поставки оружия и гуманитарной помощи идут через польскую территорию, не говоря уже о том, что западные политики ездят в Киев и обратно на поезде из Польши, да и сам Зеленский сегодня может путешествовать разве что этим путем.

Есть большая вероятность, что после выборов ситуация нормализуется, так как серьезный конфликт не выгоден ни одной из сторон. Стремление поддерживать Украину в той или иной степени декларируют в Польше почти все политические силы.

Меньше всего энтузиазма по этому вопросу выражает "Конфедерация". Ее позиция будет крайне важна в случае, если PiS придется выстраивать с этой партией правящую коалицию. При таком сценарии общее отношение к Киеву может быть скорректировано в сторону гораздо более сдержанного. 

Россия

О России на польской политической арене сейчас принято говорить исключительно в негативном тоне. Этого принципа придерживаются все политические партии и объединения. Крупнейшие игроки при любой возможности обвиняют друг друга "в игре на руку Кремлю".

Туску припоминают стремление наладить отношения с Москвой в период его политического расцвета в 2007–2013 годах. Тогда всерьез говорили о "перезапуске" на линии Польша — Россия по аналогии с "перезагрузкой" отношений США с РФ.

Качиньский же, по мнению людей Туска, рассоривая Варшаву с Брюсселем и Берлином, подчиняя СМИ и реформируя под себя судебную систему, якобы уподобляется политике российского руководства.

Тем не менее если Качиньский на всем протяжении своей политической карьеры транслировал радикально антироссийский настрой, то Туск на определенном этапе действительно пытался выстраивать конструктивный диалог с Москвой. Таким образом, думаю, в случае с первым лидером надежд на какой-либо просвет в польско-российских отношениях нет и быть не может. Второй же в случае своей победы, учитывая текущую конъюнктуру, будет все же придерживаться общей западной линии и, судя по всему, не станет выступать против смягчения риторики.

Тем не менее потенциальные будущие отношения с Россией, учитывая отдаленную перспективу даже самых незначительных попыток возобновления диалога, сейчас мало волнуют польских избирателей. Гораздо важнее для них внутренние проблемы.

Дебаты

Уже почти 20 лет главными противниками на польской политической арене являются Качиньский и Туск и возглавляемые ими партии. У обоих была возможность руководить страной на протяжении восьми лет подряд. Сейчас избирателям вновь предлагается решить, кого из двух политических лидеров выбрать. Другой весомой альтернативы нет.

Об уровне политической дискуссии в Польше свидетельствуют состоявшиеся в стране за неделю до дня голосования, 9 октября, предвыборные дебаты. Туск добивался встречи с Качиньским, но тот, сославшись на запланированную ранее встречу с избирателями, предпочел отправить вместо себя премьер-министра Матеуша Моравецкого.

Дискуссия вылилась в обмен обвинениями и неприятными эпитетами. Партия власти припомнила Туску повышение пенсионного возраста и намерение в 2015 году принять планы ЕС о принудительном расселении по странам сообщества нелегальных мигрантов.

В ответ Туск указал Моравецкому на недавний визовый скандал — вскрывшиеся факты массовой упрощенной выдачи польскими консульскими учреждениями шенгенских и национальных польских виз иностранным работникам более чем в 20 странах, что могло привести к въезду в республику до 400 тыс. трудовых мигрантов.

Моравецкий похвастался социальными программами команды Качиньского, которых не было во времена правления Туска, — 13-й и 14-й пенсиями и выплатами на детей. Туск обвинил действующую власть в продаже НПЗ в Гданьске Саудовской Аравии за меньшую сумму, чем они заплатили за футболиста Криштиану Роналду.

По сути, борьба в Польше разворачивается между действующей властью с широким пакетом социальных преференций и всеми, кто недоволен этой властью по тем или иным причинам. По мнению политолога Пшемыслава Прекеля, если смотреть на выборы как на футбольный матч, исход определят те, кто сидит на скамейке запасных. "Есть за что бороться, ведь, согласно оценкам, колеблющихся сейчас примерно 23%. Это мощная группа, которая не реагирует на политическую возню и все еще ждет серьезного предложения", — написал он на страницах Rzeczpospolita.

Неопределившиеся

С новыми серьезными предложениями в стране дефицит. PiS, кажется, уже исчерпал лимит щедро раздававшихся в последние годы социальных бонусов, поэтому главная стратегия Качиньского теперь вылилась в угрозы о том, что в случае победы Туск все это отберет. Последнему не остается ничего иного, кроме обещаний этого не делать, а новые преференции обществу "Гражданская коалиция" предложить не может, так как ее электорат негативно относится к социальным программам, выступая за поддержку развития малого и среднего бизнеса.

Четкую и конкретную программу Туск избирателям не представил вовсе, понимая, что любые обещания, которые он может дать, будут выглядеть для обывателей слабыми на фоне уже реализованных властью PiS. Поэтому он предпочел тактику обвинений Качиньского в доведении страны до нищеты, дороговизне, уничтожении демократии, попрании верховенства закона. Насколько убедительна такая стратегия, покажут итоги голосования.

Фактором, который может удержать неопределившихся избирателей от выбора в пользу оппозиции, может стать то, что президентом страны до 2025 года будет выходец из PiS и ее горячий сторонник, воспитанник Качиньского Анджей Дуда. В случае победы оппозиции он может блокировать решения нового правительства, отказываться подписывать новые законы или накладывать вето на постановления парламентского большинства.

Несмотря на заявления Дуды о намерении в качестве главы государства конструктивно взаимодействовать с любыми политическими силами, уважая решения избирателей, многим верится в эти обещания с трудом. Его преданность Качиньскому может погрузить страну в кризис по меньшей мере на полтора года или же, что более вероятно, спровоцировать досрочные парламентские выборы.

В интервью телеканалу Polsat Дуда выразил надежду, что он будет взаимодействовать "с подходящими людьми", отстаивая интересы своей страны. "Интересы, которые отстаивал Дональд Туск, имеют не много общего с польскими интересами и польскими союзами", — сказал польский президент.

По мнению премьера Моравецкого, победа оппозиции "будет означать одни выборы за другими". "Потому что рассоренная оппозиция, оппозиция хаоса, воюющая с президентом оппозиция ничего хорошего Польше не принесет. Нас ждет просто перманентный конфликт оппозиции с президентом и разруха в государственных структурах", — отметил он.

Потенциальные сценарии

Равные шансы правящей партии и объединенной оппозиции сильно осложнили работу политологов. Варианты развития событий после выборов множатся с каждым днем.

Первый сценарий — правящая коалиция PiS с "Конфедерацией". "Вторая опция — "Гражданская коалиция", "Третий путь" и "Левые" получают больше 260 мандатов, а PiS и "Конфедерация" оказываются в оппозиции. На данный момент это представляется наиболее правдоподобным сценарием", — указал социолог из Ягеллонского университета Ярослав Флис порталу Zawsze Pomorze.

Другая возможность появится в случае, если "Конфедерация" завоюет больше голосов, чем левые силы. В таком случае эксперты не исключают ее объединения с "Гражданской коалицией" и "Третьим путем".

Флис не исключает также, что PiS может предложить сформировать правительство Владиславу Косиняку-Камышу — лидеру Польской крестьянской партии, которая сформировала перед выборами коалиционный комитет "Третий путь" с партией "Польша 2050". В таком случае его команда при поддержке PiS получит кресло премьера и министерские портфели, а Качиньский останется влиятельным серым кардиналом.

Согласно польской Конституции, президент Польши после оглашения официальных результатов выборов должен предоставить право сформировать правительство победившей партии. Предложение по новому кабмину выносится на голосование Сейма. В случае если у оппозиции будет большинство и партиям удастся договориться, оно будет отклонено.

Тогда президент может предложить парламенту еще одну кандидатуру премьера. Если и эта попытка окажется неудачной, страну ждут досрочные парламентские выборы. "Я думаю, что до этого не дойдет. Такие выборы дорого обходятся политикам, поглощая много финансов, нервов и здоровья. Им на голову свалятся новые кампании, поэтому они сделают все, чтобы сформировать хоть какое-то правительство", — считает политолог Антони Дудек. 

Теги:
Польша