Где польза, а где хайп: что бизнес и потребители в России выигрывают от внедрения ИИ?

Александр Панов — о том, остается ли искусственный интеллект расхваленной "игрушкой" или становится ценным инструментом
ПАНОВ Александр
ПАНОВ Александр, Руководитель научной группы "Нейросимвольная интеграция" Института AIRI, ведущий научный сотрудник ФИЦ ИУ РАН
19 февраля 2024, 07:15

С развитием искусственного интеллекта (ИИ) все больше компаний стремятся использовать его в своей работе. А это, конечно, требует инвестиций. Только лидеры российского финтехрынка за 10 лет инвестировали в технологию порядка 600 млрд рублей. В большинстве случаев такие вложения — это реальная польза для бизнеса и потребителей, но порой бывает, что за технологической ширмой скрывается хайп и попытка повлиять на инвесторов. 

Декларации и реальность

Хотя технологии, связанные с искусственным интеллектом, не новы, они уже много лет остаются на пике популярности. Интерес бизнеса подогревается государством и крупными корпорациями, которые активно инвестируют в ИИ. Так, РЖД недавно объявили о планах интегрировать ИИ в большинство своих сервисов, "Сколково" собирается в 2024 году привлечь 1 млрд рублей на ИИ-проекты, а в январе правительство получило поручение начать разработку больших генеративных моделей ИИ для применения в экономике. По данным большого исследования консалтинговой компании McKinsey, только генеративный ИИ, к которому относятся ChatGPT, Midjourney и другие известные системы для генерации контента, может увеличить стоимость глобальной экономики на $2,6–4,4 трлн ежегодно. 

Представление, что применение ИИ улучшает показатели бизнеса, влияет на компании — особенно на те, которые находятся на этапе привлечения финансирования. Использование искусственного интеллекта действительно может повысить привлекательность организации в глазах инвесторов, что заставляет предпринимателей внедрять ИИ в свои процессы. Но порой это применение остается декларативным: фактически заявленная интеграция искусственного интеллекта сводится к обычной автоматизации какого-либо бизнес-процесса. И тому есть причина: настройка ИИ-систем требует огромного труда, особенно для сложных процессов. Опытных подрядчиков, которые смогут взять эту задачу на себя, на рынке мало, с подбором собственной команды ситуация не лучше: специалистов не хватает, стоят они дорого.

Порог вхождения на рынок ИИ-систем очень высок, даже с учетом появления таких языковых моделей, как GPT. Чтобы эта модель смогла эффективно работать, нужна экспертиза в промпт-инжиниринге (написании запросов для нейросети), а специалисты в этой области только начали появляться. Все стартапы, чьи продукты работают на основе генеративного ИИ (вроде конструкторов веб-сайтов или сервисов написания эссе), пока находятся на ранней стадии развития. Поэтому, хотя компании и заявляют о внедрении нейросетей в свои процессы, под громкими заявлениями могут скрываться самые простые алгоритмы или даже ручная работа.

Эффект для компаний и для пользователей

Тем не менее интеграция искусственного интеллекта в бизнес уже сейчас приносит реальную пользу. Так, в финтехе рентабельность инвестиций в ИИ-проекты составляет 240 млрд рублей в год. В промышленности нейросети в связке с "интернетом вещей" помогают вовремя заметить сбои в работе оборудования и оптимизировать производство. Так, в прошлом году мы разработали и успешно испытали систему, которая обнаруживает дефекты в панелях солнечных батарей, сильно снижающих их КПД, — вручную сделать это очень сложно. А Почта-банк с помощью ИИ-системы распознавания лиц сэкономил 2 млрд рублей на остановке потенциально мошеннических сделок и предотвратил 1 230 попыток использования чужих учетных данных. 

Если говорить о пользе для конечных потребителей, искусственный интеллект широко используется в рекомендательных системах. Например, в онлайн-торговле технология обрабатывает данные о поведении пользователя, чтобы показывать ему потенциально интересные товары. В некоторых магазинах камеры изучают путь посетителя — у каких витрин он останавливается, какие товары берет, — чтобы на цифровом экране в том же торговом зале показать продукты, которые могут быть ему интересны, и тем самым облегчить выбор. 

В последнем случае речь идет о компьютерном зрении — по данным исследования НИУ ВШЭ, именно в таких продуктах искусственный интеллект в России используется чаще всего. Так, в медицине компьютерное зрение помогает обрабатывать снимки — КТ, МРТ, УЗИ и рентгеновские, — чтобы поставить более точный диагноз. На основе компьютерного зрения разрабатывают системы "антисон" для автомобилистов: они фиксируют признаки, что водитель устал, отвлекся, начал засыпать или говорить по телефону, и подают сигнал ему или диспетчеру. В ретейле компьютерное зрение — это прежде всего оплата "лицом" с помощью биометрических данных.

Кроме того, искусственный интеллект широко используется в чат-ботах и голосовых помощниках — самые продвинутые из таких систем настолько хорошо поддерживают разговор с клиентом, что тот может даже не догадываться о "нечеловеческой" природе собеседника.

В банках ИИ применяется в кредитном скоринге — оценке заемщика с целью понять, стоит ли выдавать ему кредит и под какой процент. Это помогает банкам повысить средний чек по кредитам, снимая сомнения в платежеспособности клиента через анализ множества данных из разных источников. 

Наконец, искусственный интеллект встроен во многие вещи, которыми мы пользуемся в быту. И речь не только об умных колонках: даже банальный робот-пылесос может быть оснащен ИИ-системой, благодаря которой он обходит препятствия и отличает мусор от закатившегося под диван наушника.

Принять решение

Итак, использование искусственного интеллекта уже приносит прибыль бизнесу и реальную пользу потребителям. Во многих крупных компаниях организованы целые подразделения, которые отвечают за внедрение ИИ. Но вместе с тем на рынке есть игроки, которые придерживаются консервативного подхода и не спешат осваивать технологию. И такой консерватизм тоже может быть оправдан: применение искусственного интеллекта далеко не всегда очевидно для бизнеса и потребителей. "Умные" фишки могут оказаться для покупателей неудобными или ненужными: кто-то предпочтет виртуальной примерочной традиционную, а вместо дополнительных проверок текста, созданного с помощью нейросети, напишет его самостоятельно. 

ИИ — это прежде всего новые возможности, а не обязательная замена чего-то привычного. Это новые продукты и сервисы, новые профессии и компетенции, новые отрасли и рынки. Важно осознавать, что в отличие от большинства технологий, продуктами на базе которых мы пользуемся на ежедневной основе, ИИ находится на переднем крае науки, а значит, многое еще предстоит узнать. И вспоминая кривую Гартнера, стадия хайпа — неминуемый этап на пути к продуктивному использованию любой инновационной технологии. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru