2 апреля, 14:10
Мнение

Недипломатический язык: как Милей снова втянул Аргентину в скандал

Елена Кондратьева — об отношениях Аргентины с соседями на фоне высказываний ее нового президента
Президент Аргентины Хавьер Милей. AP Photo/ Natacha Pisarenko
Президент Аргентины Хавьер Милей

На прошлой неделе президент Аргентины Хавьер Милей вновь попал в заголовки мировых СМИ, вызвав дипломатический конфликт на ровном месте. В интервью CNN он заявил, что Колумбия движется в сторону Венесуэлы и Кубы, которые он назвал "скотобойней" и "тюрьмой" соответственно. "Сложно ожидать другого от того, кто был террористом-убийцей", — добавил Милей, говоря о колумбийском президенте Густаво Петро.

Не впервой

Президент Аргентины не первый раз допускает резкие выражения в адрес Петро. Например, в январе в интервью журналистке Анхеле Патрисии Ханиот аргентинский президент назвал своего колумбийского коллегу "коммунистом-убийцей, который топит Колумбию". В тот раз Богота ограничилась словесным выражением своего недовольства и нотой протеста в дипломатическом поле.

Тем временем многие аргентинские эксперты по международной политике, в том числе достаточно лояльные действующей власти, уже тогда критиковали Милея за такой выбор слов. Колумбия не входит в число крупнейших торговых партнеров Аргентины, но все же это важное направление для ее машиностроительного экспорта. В 2023 году общий объем поставок из Аргентины в Колумбию составил $1,3 млрд, а импорт — $388 млн. Министр иностранных дел Аргентины Диана Мондино в интервью телеканалу TN сравнила тогда глав государств с маленькими детьми, ссорам которых не нужно придавать особого значения.

Милей, видимо, не вынес урок и вновь, оказавшись перед иностранным журналистом, назвал Петро "убийцей". В этот раз Богота отреагировала жестче — Министерство иностранных дел Колумбии сообщило, что правительство страны решило выслать сотрудников аргентинского посольства.

Мондино в очередной раз призвала не зацикливаться на "личностных характеристиках", которые позволяют себе президенты, и отметила, что отношения между странами не могут определяться их "личными отношениями", поскольку "правительства меняются, а страны и их народы остаются". Тем не менее нельзя не признать, что подобные эксцессы сказываются на интенсивности связей и затрудняют региональное сотрудничество. В частности, торговля между странами зависит не только от воли частного бизнеса. На практике именно межгосударственные контакты могут придать импульс товарообмену.

К началу новой недели 1 апреля Аргентине и Колумбии все же удалось найти общий язык. Внешнеполитические ведомства двух стран выпустили совместное заявление, в котором говорится об укреплении двусторонних связей. Колумбия решила вернуть в Аргентину своего посла Камило Ромеро, отозванного после последнего интервью Милея, и одобрила назначение нового посла Аргентины в Боготе.

В принципе, администрация Петро не в первый раз соглашается на деэскалацию после громких слов и угроз. В октябре 2023 года президент Колумбии заявил о готовности разорвать дипотношения с Израилем из-за бомбардировок сектора Газа. Спустя несколько дней он принял посла Израиля в Боготе. Впоследствии Петро многократно выступал с резкой критикой действий Израиля, но дипотношения между странами все еще сохраняются.

Мексику тоже зацепило

Меж тем в последнем интервью Милея досталось и президенту Мексики Андресу Мануэлю Лопесу Обрадору. Аргентинский президент отметил, что ему льстит, когда о нем плохо говорит "такой невежественный человек, как Лопес Обрадор".  

Справедливости ради, нельзя сказать, что Милей начал эту словесную войну первым. Еще во время предвыборной кампании Лопес Обрадор назвал аргентинского политика "фашистом и ультраконсерватором", а Петро сравнил Милея с Адольфом Гитлером, когда тот назвал социалистов "мусором и человеческими экскрементами".

Мехико не стал принимать какие-либо меры в ответ на заявления Милея. Сам Лопес Обрадор написал в соцсети X (ранее Twitter), что согласен с данной ему характеристикой, поскольку он "не понимает, как аргентинцы выбрали Милея". Под постом, конечно, развернулась новая "битва". В комментариях анонимный аккаунт опубликовал фото Милея и написал, что оно, мол, соберет больше лайков, чем сообщение мексиканского президента. Ниже в комментариях отметилась министр иностранных дел Аргентины: опубликовав кадр из популярного аниме "Драконий жемчуг" и призвав "голосовать" за Милея. По состоянию на 2 апреля у поста Лопеса Обрадора 107 тыс. лайков, у фото аргентинского лидера — 98,9 тыс.

Отдельный мир

Роль соцсетей и поведение в них самого Милея и членов его команды — отдельная тема для обсуждения. Если верить сайту, созданному одним из пользователей соцсети X, в сутки аргентинский президент проводит на этой платформе в среднем от двух до трех часов. В основном он делится сообщениями других пользователей и ставит им отметки "мне нравится". Есть определенный набор аккаунтов, которые появляются в ленте президента постоянно. Как писала газета La Nacion, по крайней мере у части из них есть координатор и рабочее место в Доме правительства.

На своей странице президент Аргентины в том числе делится сообщениями с поддержкой его слов о Густаво Петро и Лопесе Обрадоре. В аккаунте словно создан отдельный мир, где все согласны с Милеем и никого не смущает резкость и неуместность его заявлений. Те же журналисты, эксперты и политики, которые высказывают критику, объявляются подлецами, коррупционерами и некой "кастой" — истеблишментом, который, по мнению Милея, является главным источником проблем Аргентины. Хотя в правительстве страны хватает министров и чиновников с многолетней карьерой в политике при разных администрациях. Но несостыковки между тем, что Милей говорит и что он делает, — обычное дело.

Если "каста" говорит на языке дипломатии и старается тщательно выбирать слова, то Милей и его сторонники ставят себе в добродетель то, что они называют искренностью и прямолинейностью. Так, глава МИД говорит, что слова Милея, назвавшего Петро убийцей и террористом, это не оскорбление, а всего лишь описание, ведь президент Колумбии в молодости был членом леворадикальной организации "М-19", которая вела вооруженную борьбу против правительства. А Милей тем временем не видит проблемы и в том, чтобы поставить лайк картинке, высмеивающей губернатора провинции Чубут Игнасио Торреса, конфликтующего с федеральными властями из-за финансирования, через образ человека с синдромом Дауна.

Непоследовательность от главы

Впрочем, иногда, видимо, оказывается, что и искренностью, и принципиальностью можно поступиться. Свою бывшую соперницу в предвыборной гонке Патрисию Буллрич Милей также называл убийцей, "которая устанавливала бомбы в детских садах", — мол, из-за ее участия в молодости в подпольной вооруженной группировке "Монтонерос", использовавшей партизанские методы борьбы с властями. Правда, это не помешало ему принять ее поддержку после первого тура выборов, а впоследствии назначить Буллрич министром безопасности, уточнив, что бомбы были не в детском саду, а "в саду у дома, в котором был ребенок".

Непоследовательность прослеживается не только в действиях и словах Милея, но и его администрации в целом. В марте глава МИД была в турне в Азии и во время остановки в Японии в интервью газете Nikkei отметила, что для Аргентины нет особой выгоды работать со странами, которые "не являются либеральными демократиями". Но перед поездкой в Токио Мондино была во Вьетнаме, где говорила о важности сотрудничества с этой страной, явно далекой от понятия "либеральная демократия". 

Внешняя политика под властью идеологии

В крайне идеологизированной картине мира Милея, который называет себя либертарианцем и анархо-капиталистом, главным злом объявлены те, кого он считает сторонниками идей коммунизма и социализма. Партнерами своего правительства Хавьер Милей неоднократно называл страны так называемого свободного мира, в том числе США и другие страны коллективного Запада.

В частности, в ходе предвыборной кампании он говорил, что не собирается продвигать отношения с Бразилией и Китаем (порой называя и Россию), так как считает руководство этих стран коммунистами. Президента Бразилии Луиса Инасиу Лулу да Силву он называл коррупционером, а власти Китая — убийцами. Тех, кто упрекал Милея в том, что он собирается порвать отношения с крупнейшими торговыми партнерами Аргентины, кандидат и впоследствии президент объявлял лгунами. Либертарианец считает, что его позиция не затронет торговые отношения между странами, ведь бизнесу никто не будет запрещать вести дела с этими государствами.

На деле первые последствия громких заявлений Милея уже видны, несмотря на усилия главы МИД Аргентины смягчить эффект слов президента. Так, с прихода нового правительства 10 декабря 2023 года страна не может получить доступ к валютному свопу, предоставленному Китаем. Есть и первые проблемы с инвестиционными проектами. Например, с декабря прошлого года приостановлено строительство двух плотинных ГЭС в аргентинской провинции Санта-Крус из-за отсутствия финансирования, так как китайская сторона не перевела новые транши. Из-за остановки работ были уволены 1,8 тыс. человек. Не по нраву КНР могли прийтись и обещания правительства Милея отказаться от всех инфраструктурных проектов, которые должны были финансироваться государством и еще не были начаты, — ведь китайские компании активно участвуют в тендерах в странах Латинской Америки.

Охлаждение в отношениях с Бразилией не способствует продвижению многострадального соглашения о свободной торговле между Южноамериканским общим рынком (MERCOSUR) и Евросоюзом — переговоры ведутся уже 20 лет. Сложно поверить, что блоки смогут преодолеть серьезные разногласия в тот момент, когда два крупнейших члена MERCOSUR — Бразилия и Аргентина — не желают садиться за стол переговоров друг с другом.

Из-за идеологических предпочтений Аргентина осталась без доступа к учрежденному странами БРИКС Новому банку развития, который очень пригодился бы стране в условиях нехватки валютных резервов и необходимости погашения долга перед Международным валютным фондом (МВФ). В конце декабря Буэнос-Айрес официально уведомил все страны группы, что не будет вступать в объединение, несмотря на сделанное ему приглашение.

А мы тем временем, видимо, еще не раз увидим, как аргентинский МИД будет тушить конфликты, которые разжигает Милей своими "острыми" ответами в интервью. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru