15 августа, 16:45
Мнение

Уходящая метрополия. Кто в Западной Африке помогает Франции удержать остатки влияния

Первин Мамед-заде — о том, как правящие режимы в странах "Альянса государств Сахеля" воспринимают действия Парижа и его сателлитов
AP Photo/ Moulaye Sayah

Серия военных мятежей и переворотов, случившихся в регионе Сахеля (территории от Сенегала до Судана) в последние несколько лет, нанесла серьезный удар по системе неформальной опеки Парижа над своими бывшими колониями в Африке, более известной как "Франсафрик" (Franceafrique, то есть "французская Африка"). Некогда монолитная конструкция, державшаяся на солидной политической и военной поддержке авторитарных африканских режимов, тайной дипломатии, неформальных экономических и частных связях элитных групп, начала стремительно рушиться.

Движущей силой поистине исторических сдвигов стал приход к власти в Мали, Буркина-Фасо и Нигере военных под лозунгами патриотизма, панафриканизма и необходимости разрыва с неоколониализмом. Под последним подразумевалась прежде всего зависимость от Франции. Эта страна долгие десятилетия воспринимала регион Сахеля как зону своих естественных интересов и территорию для выкачивания ценных природных ресурсов, включая уран, золото и литий.

Приход к власти военных в странах Сахеля случался и прежде и даже стал весьма распространенным способом смены правящей верхушки. Однако впервые мятежники взяли в руки бразды правления со столь откровенными антифранцузскими лозунгами и планами.

Деструктивные последствия

Последствия долгого военного и экономического присутствия Парижа в регионе новым поколением политиков были признаны деструктивными. Проводившаяся французским контингентом в Сахеле на протяжении более восьми лет антитеррористическая операция "Бархан", по мнению властей Мали, не привела к снижению угроз со стороны экстремистов в регионе. Более того, официальный Бамако в лице премьер-министра переходного правительства Чогеля Кокаллы Маиги напрямую обвинил Францию в подготовке террористических группировок на территории страны.

В 2022–2023 годах французские войска были вынуждены полностью покинуть территорию Мали, Буркина-Фасо и Нигера, которые сформировали антифранцузский пояс в Западной Африке. После этого воинские контингенты Франции остались лишь в Габоне, Кот-д’Ивуаре, Сенегале и Чаде, а также в Джибути.

И хотя официальный Париж пытается преподнести ослабление собственных позиций как осознанный и самостоятельный отход от методов политики "Франсафрик" к новому сбалансированному партнерству со своими бывшими колониями, происходящие события выглядят именно как бегство под давлением назревших объективных процессов. Франция стала главной мишенью антизападных и антиколониальных настроений в большинстве обществ в Западной и Центральной Африке. Париж все чаще обвиняли в том, что он выступает спонсором авторитарных режимов, высасывающим из стран континента богатства и ресурсы.

Весьма чувствительный удар по интересам Франции нанесен в Нигере, который долгие годы считался надежным бастионом доминирования Парижа в Сахеле. Военные власти африканской республики под руководством генерала Абдурахмана Тчиани в конце июля 2023 года объявили о приостановке экспорта урана и золота во Францию. Под радостные крики и ликование местных жителей Франция за считаные месяцы вывела из Нигера свой воинский контингент, а еще через некоторое время по решению властей в Ниамее французский атомный гигант, государственная компания Orano лишилась лицензии на разработку одного из крупнейших в мире урановых месторождений Имурарен. Чтобы понять масштаб потерь, стоит напомнить, что еще совсем недавно Нигер был среди ведущих экспортеров урана как во Францию, так и в Европу в целом, обеспечивая четверть поставок в страны Евросоюза.

С новой силой зазвучали голоса о необходимости обеспечения финансового суверенитета стран Сахеля путем отказа от контролируемого Банком Франции западноафриканского франка, который все чаще называют "последней колониальной валютой".

Пожалуй, отдельно стоит отметить точку зрения Сенегала, который всегда занимал особое место в региональной политике Парижа. Дакар был центром администрации Французской Западной Африки с 1902 года вплоть до упразднения колонии в 1958 году. После победы на апрельских выборах в Сенегале дуэта левых панафриканистов Бассиру Диомайе Фай — Усман Сонко (первый стал президентом, а второй — премьер-министром) официальный Дакар пока не спешит делать резкие выпады в адрес будущего сотрудничества с Парижем. Хотя ликвидация французских баз на территории западноафриканской республики была в числе главных обещаний в ходе выборной кампании.

В одном из недавних заявлений Фай отметил, что переговоры Дакара и Парижа о военном присутствии Франции на сенегальской территории должны проходить спокойно и без импульсивных решений. "Я не могу сказать вам, когда это произойдет (закрытие французских баз в Сенегале — прим. авт.), потому что изменения, которые должны произойти между [нашими] странами, должны обсуждаться в условиях полного спокойствия и доброжелательности", — отметил он, общаясь с журналистами.

В ситуации, когда градус противоречий между Буркина-Фасо, Мали и Нигером с одной стороны и Францией с другой остается довольно высоким, сенегальские власти, похоже, выбрали куда более умеренную позицию. Одновременно с этим Дакар предпринимает попытки снизить напряженность в отношениях между мятежной "сахельской тройкой" и Экономическим сообществом стран Западной Африки (ЭКОВАС), традиционно действующим в фарватере политики Франции.

Новый альянс

В сентябре 2023 года Буркина-Фасо, Мали и Нигер учредили "Альянс государств Сахеля" (АГС) — региональную организацию коллективной обороны. Согласно учредительному документу, "нарушение суверенитета или территориальной целостности одного или нескольких участников хартии будет расценено как агрессия против всех сторон и потребует их помощи в индивидуальном или коллективном плане вплоть до применения военной силы". Очевидно, что объединение усилий в рамках АГС направлено не только против действующих в Сахеле многочисленных незаконных вооруженных формирований экстремистов и террористов, но и против вооруженных сил зарубежных стран, включая соседей, которые могут под тем или иным предлогом решиться на вторжение или интервенцию.

Официальные лица стран — участниц АГС с самого начала стали открыто говорить о желании "работать с надежными партнерами в лице России, Китая и Турции". Франция в числе таковых не упоминалась. В сложившейся ситуации Парижу не остается ничего другого, как сосредоточиться в лояльных странах, аккумулировав в них различные силы и средства для удержания остатков своего влияния в регионе Сахеля и в Западной Африке.

Утрата геополитического влияния Франции на свои бывшие африканские колонии значительно снижает ее глобальный вес, в том числе внутри Евросоюза. Франкоязычные страны Африки в течение долгого времени были удобными для Парижа партнерами по самому широкому кругу вопросов: они обеспечивали французскую экономику необходимым сырьем по заниженным ценам, отдавали свои голоса на различных международных площадках, предоставляли территорию для размещения французских баз и воинских контингентов, подпитывали бывшую метрополию талантливыми кадрами.

По мнению региональных аналитиков, проект АГС — это политический и идеологический враг курса Франции, основанный на идеях пробуждения африканского самосознания, восстановления подлинного суверенитета и достоинства народов региона. "Конечно же, Франция будет всеми силами противодействовать деятельности Альянса, в том числе поддерживая экстремистские группировки в регионе, — уверен проживающий в малийской столице Бамако политолог Салиф Сидибе. — Еще одна цель Парижа — мешать сахельским странам добывать свои природные ресурсы. Дело в том, что Франция, много лет назад получившая доступ к ископаемым и недрам в регионе, относится к ним как к стратегическим ресурсам для самой себя, своих будущих поколений".

Площадками для новых активных действий Франции после произошедших за последние годы политических изменений стали, судя по всему, Кот-д’Ивуар и Бенин. По крайней мере, именно две эти страны регулярно упоминаются в заявлениях лидеров АГС, когда речь идет о реальных и потенциальных угрозах, за которыми отчетливо видны уши Парижа. Любопытно, что Кот-д’Ивуар и Бенин наряду с Ганой фигурируют также в списке западноафриканских стран, где могут быть размещены базы разведывательных беспилотников США для отслеживания перемещений боевиков и сбора ценной первичной информации.

Президент Буркина-Фасо капитан Ибрагим Траоре несколько раз прямо обвинял Кот-д’Ивуар в недружественных действиях. "Все силы, которые добиваются дестабилизации Буркина-Фасо, находятся в Кот-д’Ивуаре. Необходимо, чтобы Кот-д’Ивуар пересмотрел свою политику и прекратил предоставлять укрытие тем, кто пытается дестабилизировать Буркина-Фасо. В какой-то момент мы должны отказаться от лицемерия и сказать правду: с ивуарийскими властями у нас есть проблемы", — заявил он недавно в интервью государственному телеканалу RTB.

В другом публичном выступлении Траоре сообщил, что, по его информации, в Абиджане (в крупнейшем городе Кот-д’Ивуара и одном из экономических центров Западной Африки) находится "оперативный центр по дестабилизации Буркина-Фасо". Что касается Бенина, то, как отметил капитан, на севере этой страны размещены две французские базы, которые являются центрами подготовки операций террористов, регулярно наносящих удары по территории Буркина-Фасо.

Интересный момент: выдвигая обвинения в адрес соседей по региону, Траоре заявил, что "империалисты хотят ограбить и дестабилизировать Буркина-Фасо", тем самым явно дав понять, что за действиями властей Кот-д’Ивуара и Бенина стоит кто-то более могущественный.

Обвинения генерала Тчиани

В начале августа большой резонанс вызвало телевизионное интервью лидера Нигера генерала Абдурахмана Тчиани, в котором тот, оперируя фактами и датами событий, обвинил Францию ​​в стремлении дестабилизировать ситуацию в стране и в поддержке терроризма в Западной Африке. По его словам, агенты французской разведки из Главного управления внешней безопасности (DGSE), вынужденные покинуть Нигер, переместились в Бенин и Нигерию. Тчиани поведал, что сотрудники DGSE в октябре 2023 года встречались с террористами группировок "Боко Харам" (запрещена в РФ) и "Исламское государство в Западной Африке" (запрещена в РФ). "Они предложили этим террористам пойти в открытую войну против государства в Нигере, против новых властей Нигера, которые посмели потребовать от французских солдат покинуть их территорию", — добавил Тчиани.

Позднее, в январе 2024 года, сообщил он, Франция с помощью двух вертолетов доставила военное оборудование террористам "Боко Харам". "Французы это делали и продолжают делать. Пусть они знают, что мы за ними следим и в нужный момент мы будем действовать", — заверил руководитель Нигера. Характерно, что ни Франция, ни Бенин, ни Нигерия никак не отреагировали на эти серьезные обвинения.

Впрочем, немало и других примеров. Так, информационные ресурсы АГС пишут о самолетах-разведчиках французских ВВС, которые взлетают с базы в Котону (столица Бенина) и выполняют полеты вдоль границы с Нигером. Или о расположенных на территории Бенина тренировочных лагерях боевиков, которых их хозяева собираются использовать для подрывных акций в регионе.

Провоцируя напряженность в Сахеле, Франция пытается вбить клин между теми странами, которые решили выйти из-под опеки Парижа, и теми, кто все еще ориентируется на бывшую метрополию. При этом правящие круги Кот-д’Ивуара и Бенина рискуют оказаться под сильным общественным давлением, принимая во внимание крайне скептическое восприятие народными массами политического курса Франции в регионе и растущую популярность лидеров АГС, демонстрирующих способность проводить независимый курс и умело апеллирующих к запросам и чаяниям "африканской улицы". Вероятно, по этой же причине пока не видно явных усилий Франции взять под свое крыло и начать раскрутку в медийном поле оппозиционеров — выходцев из стран Сахеля. Политических перспектив у такого рода проектов крайне мало.

Если власти Франции пока предпочитают хранить молчание и не отвечать на обвинения в поддержке группировок боевиков в Сахеле, то правительство Кот-д’Ивуара в конечном счете сочло необходимым отреагировать на выпады, посыпавшиеся на него в последние месяцы. Обвинения со стороны АГС лично опроверг министр обороны Кот-д’Ивуара Тене Бираима Уаттара — младший брат президента Алассана Уаттара. В интервью французскому журналу Jeune Afrique он заявил, что "Кот-д’Ивуар никогда не стремился дестабилизировать Буркина-Фасо". "В этом нет смысла. Если бы мы сделали это, тысячи и тысячи жителей Буркина-Фасо оказались бы здесь. Все это недоразумения, и я надеюсь, что со временем они разрешатся", — сказал он. Вместе с тем министр признал, что с момента прихода к власти в Буркина-Фасо капитана Траоре совместные военные операции и обмен разведданными не осуществляются.

Поверят ли заверениям министра обороны Кот-д’Ивуара в столицах соседних стран — Бамако, Ниамее и Уагадугу, — большой вопрос. Но на сегодняшний день ясно одно: в отношениях между странами АГС и их профранцузскими соседями образовался серьезный кризис доверия, преодолеть который будет очень непросто. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru