Выйти нельзя остаться: СНГ — страховка молдавской государственности?

Власти Молдавии готовятся к денонсации учредительных документов с Содружеством Независимых Государств (СНГ). Это решение окончательно может быть принято уже в феврале, сообщил министр иностранных дел республики Михай Попшой. По словам чиновника, нахождение Молдавии в составе СНГ несовместимо со статусом страны — кандидата на членство в Евросоюз.
Правда, он оговорился, что отмена не затронет экономических договоров, которые не препятствуют евроинтеграции.
Ущерб от евроинтеграции
Главным из таких документов является соглашение о зоне свободной торговли СНГ (ЗСТ), участником которого Кишинев является с 2012 года.
Торговое соглашение, в котором на данный момент участвует девять постсоветских государств, предполагает обнуление таможенных пошлин при взаимном товарообмене. Молдавия пользовалась всеми преимуществами этого режима до 2014 года — тогда и было подписано соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Последнее предполагало создание "углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли" с западными государствами.
Для недопущения реэкспорта через Молдавию товаров третьих стран, например, Россия стала ограничивать импорт. Это стало одной из основных причин накопления по итогам 2024 года — и 11-го года "евроассоциации" Молдавии — отрицательного сальдо торгового баланса в размере $5,5 млрд. О гигантском масштабе этого показателя говорит превышение стоимости импорта более чем в два раза всего экспорта товаров, произведенных в Молдавии.
Именно огромный дисбаланс во внешней торговле, негативно влияющий на другие макроэкономические параметры, видимо, и обусловил оговорку Попшоя о стремлении сохранить участие в экономических соглашениях. Ведь даже при просевшем в несколько раз молдавском экспорте в СНГ последних лет полный разрыв республики с зоной свободной торговли Содружества лишит ее рынка сбыта десятой части вывозимой продукции.
Другое дело, насколько целесообразно дальнейшее участие вышедшей из СНГ Молдавии в ЗСТ для стран Содружества и России, в частности. Вероятно, чтобы "уходя остаться", кишиневские чиновники планируют использовать фактор пророссийски настроенных Приднестровья и Гагаузии. Предприятия из этих регионов, несмотря на эмбарго в отношении основной части Молдавии, продолжают пользоваться возможностями свободной торговли.
Так во имя чего режим Майи Санду идет на столь нерациональный с экономической точки зрения шаг по, казалось бы, сугубо символическому вопросу выхода из СНГ?
Без повторения 1918 года?
Ответ, вероятно, кроется в недавнем (хоть и не первом, но резонансном) заявлении президента Молдавии по объединению республики с соседней Румынией.
Министр Попшой, кстати, разъяснил эту мысль своего руководителя в интервью 20 января. "Власти могут поставить вопрос объединения Молдовы с Румынией по образцу 1918 года, в случае, если Россия опасно приблизится к границам нашей страны, создавая угрозу суверенитету, территориальной целостности и жизни граждан", — заявил глава МИД Молдавии. И хотя чиновник также сказал, что "такое решение может быть принято только при широкой поддержке населения", но крайне тревожной является отсылка к 1918 году.
Тогда никем не избранная ассамблея, произвольно составленная из представителей общественных объединений, проголосовала за вхождение Молдавской республики (бывшей Бессарабской губернии России) в состав Румынии. Масса других организаций и таких авторитетных структур, как Бессарабское земское собрание, Кишиневская городская дума, ряд уездных земств, были категорически против и требовали провести голосование на краевом плебисците. Однако румынские войска и оккупационные власти подавили в зародыше этот демократический процесс.
События 1918-го в многонациональной Бессарабии привели к обособлению от Кишинева преимущественно славянских уездов, а затем и к народным восстаниям. Можно предположить, что формула "унири" (объединения) скорее всего и сегодня обернется аналогичной реакцией граждан.
В связи с этим ряд "спящих" положений основополагающих документов СНГ, подписанных и ратифицированных от имени Молдавии, могут возыметь действие.
Так, к примеру Устав СНГ предполагает принятие мер "в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности" государству-члену. Такие меры могут осуществляться как в виде миротворческих операций, так и при использовании вооруженных сил. Нелегитимное решение об упразднении Республики Молдова, очевидно, можно рассматривать как попрание ее суверенитета.
А, к примеру, само Соглашение о создании СНГ зафиксировало обязательство государств взять под защиту национальные меньшинства и сложившиеся уникальные этнокультурные регионы. Получается, оно вполне может быть применено, если, к примеру, очень скептически относящихся к объединению с Румынией гагаузов будут принуждать к смене государственной принадлежности.
Объединение через вывоз предприятий
Но, возможно, за решениями о выходе Молдавии из СНГ, а также за словами о желании объединиться с Румынией стоят просто меркантильные соображения.
22 января на своей пресс-конференции Санду сказала, мол, страны-партнеры не хотят брать на себя твердые обязательства по защите Молдовы от военных угроз. При этом главным партнером она рассматривает Бухарест. Между тем очень информированные эксперты военного дела из Румынии прямо говорят, что их армия воевать сейчас явно не готова.
К примеру, отправленный недавно в резерв генерал-майор и бывший командующий многонациональной дивизией НАТО "Юго-Восток" Дорин Тома вдруг разоткровенничался: "Румынский солдат сегодня... не имеет в своем распоряжении современного оружия (это, пожалуй, единственный солдат в блоке НАТО, который все еще вооружен АК-47); не имеет приборов ночного видения (это единственный солдат в НАТО, который не может вести боевые действия в ночное время); не обучен использованию дронов и/или средств борьбы с дронами".
Соответственно, рассчитывать на то, что Румыния возьмет нынешнего восточного соседа под свою защиту, не приходится. Что может произойти, если СНГ, Россия или кто-либо еще не признают такое решение легитимным, нам опять же подсказывает исторический опыт.
При этом объединение может выражаться не обязательно в контроле территории. Румыния уже неоднократно проводила эвакуацию своих администраций из Бессарабии, прихватив множество важных активов. К примеру, в 1944 году во время приближения советских войск с востока, за Прут спешно вывозились даже целые промышленные предприятия и объекты социальной инфраструктуры.
Считаю, нечто подобное мы можем увидеть и теперь. Особенно если прозападные силы почувствуют угрозу своей власти в Молдавии.
Тем самым объединение "двух румынских государств" может произойти и без жителей Молдавии (тем более что большинство их выступает против слияния), но путем изъятия собственности. Для юридической чистоты этой схемы важно аннулировать страховку молдавской государственности в виде членства республики в СНГ.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru






