20 апреля 2018, 12:10

Что мы знаем о деле главы УСБ Следственного комитета РФ

Начальник управления собственной безопасности Следственного комитета России Михаил Максименко (справа). Артем Коротаев/ ТАСС
Начальник управления собственной безопасности Следственного комитета России Михаил Максименко (справа)

Как связаны между собой дело высокопоставленных следователей, криминальный авторитет Шакро Молодой и конфликт у ресторана Elements

Мосгорсуд 20 апреля вынес приговор начальнику управления собственной безопасности СК РФ Михаилу Максименко в рамках уголовного дела о получении крупной взятки высокопоставленными сотрудниками Следственного комитета. Максименко приговорен к 13 годам колонии строгого режима, а также к штрафу в размере 165 млн рублей. Кроме того, суд лишил Максименко специального звания полковника юстиции и права после освобождения занимать руководящую должность в течение трех лет. ТАСС напоминает предысторию и подробности этого уголовного дела.

Стрельба на Рочдельской

1

В декабре 2015 года в результате стрельбы на Рочдельской улице Москвы были убиты два человека и ранены еще восемь. По версии следствия, этот конфликт произошел после того, как собственница ресторана Elements Жанна Ким отказалась платить дизайнеру Фатиме Мисиковой, будучи недовольной ее работой.

Урегулировать ситуацию с Ким приехали люди, в числе которых был криминальный авторитет Андрей Кочуйков по прозвищу Итальянец. Они сообщили, что якобы представляют интересы другого криминального авторитета — Захария Калашова по прозвищу Шакро Молодой. По версии следствия, эти люди вымогали у Ким 8 млн рублей или документы на кафе в качестве оплаты долга перед дизайнером. Женщине и членам ее семьи угрожали физической расправой.

Собственницу ресторана на встрече представлял отставной полковник КГБ СССР и РУБОПа адвокат Эдуард Буданцев, к которому Ким обратилась за помощью. Беседа перешла в открытый конфликт, затем Буданцев получил сильный удар по голове и начал стрелять в оппонентов из наградного пистолета Beretta.

Буданцев был арестован по обвинению в убийстве двух и более лиц, Кочуйкова изначально обвинили в хулиганстве, затем изменили обвинение на вымогательство. Как сообщал ТАСС источник, близкий к следствию, уголовное преследование в отношении Буданцева позже было прекращено.

Кроме того, в отношении Андрея Кочуйкова и Захария Калашова были возбуждены дела по ст. 210 УК РФ ("Организация преступного сообщества или участие в нем").

Задержание сотрудников УСБ СК РФ

2

Начальник управления собственной безопасности СК РФ Михаил Максименко, его заместитель Александр Ламонов и замначальника ГСУ СК РФ по Москве Денис Никандров были задержаны сотрудниками ФСБ утром 19 июля 2016 года: Никандров и Ламонов — на своих рабочих местах, Максименко — дома. Как позже рассказал ТАСС источник, знакомый с ситуацией, за ними следили несколько месяцев, в том числе при помощи дронов. Кроме того, Максименко прослушивали с помощью "жучка", встроенного в подаренный ему самовар с символикой ФСБ. Глава УСБ даже нашел у себя в кабинете это устройство, но удалять его не стал и пытался с его помощью передавать ложную информацию.

Высокопоставленных сотрудников СК обвиняли по ч. 6 ст. 290 УК РФ ("Получение взятки в особо крупном размере должностным лицом или группой лиц по предварительному сговору"). Как считает следствие, обвиняемые получили взятку в сумме $500 тыс. от предпринимателя Олега Шейхаметова. За эти деньги следователи должны были переквалифицировать обвинение Андрея Кочуйкова (Итальянца) на более мягкое, а затем, как предполагалось, он и вовсе должен был выйти на свободу.

Наиболее известной из задержанных персоной был Никандров, который в начале 2000-х годов участвовал в ряде громких уголовных дел. Он, в частности, расследовал дело о взятке в отношении экс-руководителя ГСУ СК РФ Дмитрия Довгия и бывшего начальника отдела Следственного управления Главной военной прокуратуры РФ Андрея Сагуры, второе уголовное дело ЮКОСа и возглавлял следственную группу по делу о крышевании подмосковными прокурорами нелегальных казино.

Михаила Максименко также обвиняли в получении в 2015 году взятки в размере $50 тыс. от предпринимателя Бадри Шенгелии за то, что организовал в его интересах незаконное уголовное преследование сотрудников ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Сначала обвиняемые не признавали свою вину. По их версии, они оказались в СИЗО из-за конфликта с управлением ФСБ по поводу кадровых назначений в СК. Позже дело в отношении Никандрова и Ламонова было выделено в отдельное производство, так как они, по словам источника ТАСС, полностью признали вину и заключили сделку со следствием.

Максименко вину не признал и заявил, что "сотрудники ФСБ обманули Ламонова и Никандрова, пообещав выпустить их на свободу за показания на меня по взятке от Олега Шейхаметова".

Дело Шакро Молодого

3

Криминальный авторитет Захарий Калашов (Шакро Молодой) и участники его группировки были задержаны 24 августа 2016 года. В марте 2018 года Никулинский суд Москвы признал Калашова виновным по двум эпизодам вымогательства: 8 млн рублей у владелицы кафе Elements на Рочдельской улице Жанны Ким и 10 млн рублей у директора компании "Норднефтьгаз" Льва Гарамова. Его приговорили к девяти годам и десяти месяцам колонии.

Андрей Кочуйков (Итальянец) был приговорен к восьми годам десяти месяцам колонии. Еще 11 фигурантов дела о вымогательстве у владелицы ресторана Elements получили сроки от семи лет четырех месяцев до девяти лет четырех месяцев колонии строгого режима. Вымогательство было квалифицировано как совершенное в составе организованной группы, с угрозой применения насилия, по заранее составленному плану.

Согласно приговору, Калашов занял лидирующие позиции в группировке после убийства криминального авторитета Аслана Усояна по прозвищу Дед Хасан. "Калашов действовал для укрепления своего влияния в организованной группе, он назначал и отстранял нижестоящих членов группы, распоряжался так называемым общаком", — указано в приговоре.