8 января 2020, 05:58,
обновлено 11 января 2020, 06:24
Катастрофа Boeing-737 под Тегераном

Крушение украинского Boeing в Тегеране. Главное

EPA-EFE/ RUHOLLAH VAHDATI

8 января в Иране разбился Boeing-737 "Международных линий Украины" (МАУ). На борту находились 176 человек, выживших нет.

11 января Иран признал, что случайно сбил самолет. 

Хроника катастрофы

  • Самолет совершал рейс из Тегерана в Киев. Он упал вскоре после взлета в 05:42 мск возле аэропорта Имама Хомейни.
  • На борту находились 167 пассажиров и 9 членов экипажа, все они погибли.
  • По информации министра иностранных дел Украины Вадима Пристайко, погибли граждане семи стран: Иран - 82; Канада - 63; Украина - 11 (включая экипаж); Швеция - 10; Афганистан - 4; ФРГ - 3; Великобритания - 3. Позднее в МИД Канады уточнили, что среди погибших 57 канадцев, а афганский президент в свою очередь Ашраф Гани сообщил, что погибших граждан Афганистана было 13.
  • Президент Украины Владимир Зеленский, находившийся в Омане, после сообщения о катастрофе прервал свою поездку и принял решение в срочном порядке возвратиться в Киев.
  • Свои соболезнования главе украинского государства выразил президент России Владимир Путин, который также направил телеграмму с выражением соболезнования президенту Ирана Хасану Роухани.
  • В Киеве была создана комиссия по расследованию причин катастрофы.
  • Руководство МАУ заявило о полной исправности потерпевшего крушение самолета, а также утверждает, что вероятность ошибки в действиях экипажа минимальная. В компании подчеркнули, что "самолет был одним из лучших", а техническое обслуживание судна прошло 6 января.
  • Посольство Украины в Иране первоначально заявляло, что теракт как версия произошедшего исключается, а крушение самолета произошло по техническим причинам. Позднее посольство отредактировало свое заявление. В новой редакции сообщения посольство объявило, что причины авиакатастрофы расследует специальная комиссия, а все версии крушения, озвученные другими источниками, следует расценивать как неофициальные.
  • Премьер-министр Украины Алексей Гончарук также призвал "не строить версии до окончательных выводов комиссии".
  • Руководство американского авиастроительного концерна Boeing заявило, что изучает информацию о крушении. 
  • Reuters со ссылкой на источник сообщило, что западные разведывательные службы считают техническую неисправность вероятной причиной катастрофы украинского авиалайнера. По данным собеседника агентства, имеются свидетельства перегрева одного из двигателей самолета.
  • В первоначальном расследовании крушения, проводимом Организацией гражданской авиации Ирана, отмечается, что самолет загорелся в воздухе, взрыв произошел после столкновения с землей. 
  • СНБО Украины сообщил, что среди основных версий авиакатастрофы - поражение зенитной ракетой, взрыв в результате теракта и взрыв двигателя по техпричинам.
  • 11 января генеральный штаб ВС Ирана признал, что самолет был сбит по ошибке.
  • Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что причиной трагедии стала "человеческая ошибка", допущенная в кризисный период из-за "авантюризма" США.
  • КСИР признал ответственность за крушение украинского самолета. Там отметили, что не пытались скрыть причину катастрофы, задержка сообщения об этом произошла из-за необходимости провести расследование. 

Ограничения полетов

  • Авиакатастрофа произошла на фоне усиления напряженности вокруг Ирана. Поэтому Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям не использовать воздушное пространство над Ираном и Ираком, а также над Персидским и Оманским заливами. Авиакомпании "Уральские авиалинии" и S7 уже заявили, что планируют изменить маршруты рейсов, которые проходят над территорией Ирана.
  • Об ограничении на полеты в регионе заявили регуляторы и авиакомпании других стран. Госавиаслужба Украины запретила полеты украинским авиакомпаниям в воздушном пространстве Ирана с 9 января 2020 года до выяснения причин катастрофы.
  • Египетский национальный перевозчик EgyptAir заявил, что временно приостанавливает все полеты в международный аэропорт Багдада в связи с нестабильной обстановкой в иракской столице.
  • Air France объявила о прекращении полетов через воздушное пространство Ирана и Ирака в связи с недавними ракетными обстрелами. Германская Lufthansa также приостановила полеты над Ираком и Ираном.
  • Индийский национальный авиарегулятор - Управление гражданской авиации (Directorate General of Civil Aviation, DGCA) - призвал все национальные авиакомпании к бдительности и максимальной осторожности при полетах над Ираном, Ираком, Оманским заливом и акваторией Персидского залива вскоре после катастрофы украинского авиалайнера близ Тегерана.
  • Польский авиаперевозчик LOT принял решение не летать над Ираном, выбирая другие маршруты для рейсов из Варшавы в Индию, Сингапур, Бангкок и Шри-Ланку.
  • Авиакомпания Бахрейна Gulf Air приостановила полеты в Багдад и город Эн-Наджаф после американских ударов.
  • Royal Jordanian Airlines приняла решение приостановить полеты в Багдад в связи с ситуацией в сфере безопасности после американских ударов в столице Ирака.
  • Крупнейший канадский авиаперевозчик Air Canada изменил маршрут полетов своих самолетов на Ближнем Востоке из-за авиакатастрофы под Тегераном. Авиакомпания с середины 2019 года не использует воздушное пространство Ирана для выполнения рейсов.
  • Авиакомпания KLM приостановила полеты над Ираком и Ираном в качестве меры предосторожности. Изменения коснутся порядка 10 рейсов в страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
  • Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) рекомендовало авиакомпаниям не летать через воздушное пространство Ирака. 
  • Австралийская Qantas скорректирует траекторию полетов над Ближним Востоком, чтобы избежать воздушного пространства над Ираком и Ираном.

  • Крупнейший иранский авиаперевозчик Iran Air продолжает осуществлять полеты в Европу в прежнем режиме, за исключением рейсов в Швецию.