6 декабря 2014, 11:47,
обновлено 1 декабря 2014, 10:00

Юбилей Эрмитажа: среди публики были цари, дама с собачкой и незваные гости

Вид на здание музейного комплекса Государственного Эрмитажа. ИТАР-ТАСС/ Юрий Белинский
Вид на здание музейного комплекса Государственного Эрмитажа
ТАСС рассказывает об испытаниях, выпавших на долю музея за его 250-летнюю историю

Новая страница 1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 6 декабря. /Корр. ТАСС Екатерина Калинина, Юлия Андреева/. Общее количество посетителей Эрмитажа за 250 лет его существования с трудом поддается подсчету.

Люди, приходящие в музей, испытывают разные эмоции от знакомства с признанными шедеврами. Кого-то они воодушевляют, кого-то побуждают заняться творчеством, а кого-то "провоцируют" на преступление.  

Екатерина II запрещала первым "посетителям" грызть экспонаты   

Дресс-код для посетителей: фрак или бахилы?

Незваные гости Эрмитажа

Новая страница 2

Екатерина II запрещала первым "посетителям" грызть экспонаты    

Первыми, кто мог любоваться коллекцией Эрмитажа 250 лет назад, были мыши. Во всяком случае, именно так утверждала основательница коллекции - императрица Екатерина Великая. Об этом она писала своему европейскому агенту Мельхиору Гримму, который помогал ей формировать собрание. Расписав, как замечательно устроены помещения ее личного музея, и сколько там любопытного, она заключила: "Всем этим там любуются мыши и я". Комментируя эту, фактически, первую эрмитажную легенду, современные сотрудники Эрмитажа говорят, что в словах Екатерины, конечно, было лукавство и позёрство, но присутствовала и доля правды.

Коллекции, приобретенные Екатериной для Эрмитажа, размещались в комнатах на антресолях над покоями императрицы в Малом Эрмитаже и были недоступны широкой публике. Только близкие друзья хозяйки дворца, приглашенные на вечерние обеды, могли попасть в эти покои, поднявшись по потайной лестнице. Первоначально здесь находилась большая часть коллекции прикладного искусства Запада и Востока, глиптики, монет, медалей, миниатюр и картин.

По свидетельствам современников, доступ в дворцовую картинную галерею был открыт небольшому кругу любителей художеств, а также иностранцам. При этом большинство иностранцев, признавая ценность картин, собранных в Эрмитаже, жаловались на бессистемность развески, плохую освещенность галереи. Скептики отпускали язвительные замечания, что "встречается много посредственного". Впрочем, Екатерина и сама неоднократно признавалась, что ничего не понимает ни в живописи, ни в музыке. Ее истинную коллекционерскую страсть составляли резные камни, которые она также покупала в большом количестве для своего музея.

Несмотря на то, что к просмотру коллекции допускались только знакомые и почетные гости — как писали исследователи, "люди умные, талантливые и известные своей образованностью", Екатерина всё-таки посчитала нелишним ввести правила для гостей ее "эрмитажных" вечеров, а значит, и посетителей музея. Она предлагала: "оставить все чины вне дверей, равномерно и шляпы, а наипаче шпаги", "быть веселым, однако ж ничего не портить, не ломать и ничего не грызть" (видимо, составляя этот пункт, Екатерина вспомнила о мышах, о которых писала Гримму); "говорить умеренно и негромко, дабы у прочих там находящихся уши и головы не заболели", "не вздыхать и не зевать и никому скуки или тягости не наносить". Эти правила, написанные самой Екатериной, были вывешены при входе в Эрмитаж.

Пополнение коллекции шло очень стремительно, и уже в конце 1770-х Екатерина начала жаловаться, что у нее нет ни денег, ни места для новых картин. По описи, составленной в 1797 году, общее число картин в Эрмитаже и во дворцах составляло 3996. В 1771-1787 гг в связи с расширением коллекции было построено новое здание - Большой, или Старый Эрмитаж.

Тогда же была предпринята первая попытка провести систематическую группировку собрания по школам и мастерам. Но создание настоящего художественного музея началось при внуке Екатерины - Николае I.    

Новая страница 3

Дресс-код для посетителей: фрак или бахилы?

После пожара в Зимнем дворце 1837 года император Николай I распорядился начать строительство специализированного музейного здания - "Музеума". Место для него было выбрано рядом с уже существовавшим комплексом из Малого и Большого Эрмитажа. Автором проекта стал известный немецкий архитектор Лео фон Кленце. В строительстве участвовали также русские архитекторы Василий Стасов и Николай Ефимов. 

Торжественное открытие Императорского Эрмитажа состоялось 5 февраля 1852 года. По этому случаю в Эрмитажном театре был дан спектакль, а в залах, именуемых Просветами, среди блеска освещения и сокровищ музея был устроен праздничный ужин на 600 персон.

Новый музей был открыт для публики летом с 8 часов утра до 6 часов вечера, а зимой с 10 часов утра до 3 часов дня. При этом днем, с половины первого до двух часов, посетители в музеи не допускались, так как "в сие время Его величество изволит сам посещать каждодневно Эрмитаж". Проход в Новый Эрмитаж осуществлялся по специальным билетам. Для посетителей был введен строгий дресс-код — им предписывалось быть во фраках или мундирах. Впрочем, первый директор Эрмитажа Степан Гедеонов был против жестких правил и вскоре настоял на отмене обязательного требования являться для знакомства с духовными ценностями во фраках и мундирах.

При Александре Втором Эрмитаж становится настоящим публичным музеем - царь отменяет все формальности, прежде необходимые для посещения. С 1866 Эрмитаж открылся для всех желающих, более не требовалось ни заказывать входные билеты заранее, ни соблюдать “фрачный” дресс-код - приходить в музей можно было и в простонародном платье, но в опрятном виде. Это привлекло новых посетителей из всех слоев общества. В Эрмитаже стали появляться и первые группы учащихся во главе с наставниками и воспитателями. К началу ХХ века количество посетителей Эрмитажа составляло 136 тыс. человек в год.

Нынешний директор Эрмитажа Михаил Пиотровский тоже считает, что для публики надо создавать комфортные условия, хотя в наши дни речь идет уже не о фраках, а о более "приземленных" элементах гардероба.  

"Для меня важно, чтобы посетитель чувствовал себя в Эрмитаже, как дома. И я против этих пресловутых тапочек, которые, как правило, должны надевать посетители многих музеев. Человек надел тапочки, и у него возникает ощущение: тебя пустили - сейчас выгонят. Я тапочки отменил. Мы будем менять паркет, красить его лаком - ничего страшного. Мы стараемся создать атмосферу того, что человек чувствует себя дома, радоваться, что у него возникло желание вновь прийти сюда", - сказал Пиотровский в беседе с корр. ТАСС. В то же время, он признает, что посетитель должен держать себя в рамках приличия. "Мы должны ставить человека на место, когда он начинает кричать и требовать повышенного комфорта. И надо соблюсти золотую середину между тем, чтобы дать человеку полный комфорт удовольствия, но при этом усмирить гордыню, не допустить излишней популистской доступности", - считает руководитель музея.

Посещать Эрмитаж, по мнению Пиотровского, нужно как минимум раз в год. Сейчас количество посетителей в Эрмитаже составляет в среднем 3 млн человек ежегодно. Среди них порядка 500-600 тысяч - иностранцы. Эта цифра не меняется уже на протяжении 20 лет, но, по словам Пиотровского, стремиться к увеличению количества посетителей не нужно.

"Количество посетителей — не критерий успешности музея. Оно не обязательно должно возрастать. Должно быть столько посетителей, сколько нужно", - считает он. Никаких возрастных ограничений для посетителей он не ставит. Наоборот, считает, что водить детей в Эрмитаж нужно с самого маленького возраста - "лет с трех, а, может быть, и до рождения". В коллекции энциклопедического музея есть экспонаты, способные привлечь как знатоков искусства, так и неискушенного зрителя.    

Новая страница 4

Незваные гости Эрмитажа

В Эрмитаже, как и в любом учреждении культуры, есть определенные правила поведения и запреты. Разумеется, нельзя курить, проносить напитки и поглощать пищу, не снимать верхнюю одежду. Нельзя ходить в музей с животными. Впрочем, этим запретом, как минимум, одной гостье разрешили пренебречь. В архивах ТАСС сохранилось сообщение о том, что  американская кинозвезда Лайза Миннелли во время поездки в Россию в 1994 году взяла с собой любимую собачку - терьершу Лили. В Эрмитаж она пришла тоже с ней. Сотрудники музея не стали чинить препятствий "даме с собачкой" и дали ей осмотреть музей.

В правилах есть еще один, казалось бы, странный запрет: нельзя "вести любую агитационную деятельность, адресованную неопределенному кругу лиц, а также проводить любые, заранее несогласованные с администрацией Государственного Эрмитажа, общественно-политические, театрализованные, культовые и иные мероприятия, цель осуществления которых не совпадает с целью осмотра и изучения экспозиции музея". Однако богатая на события история музея показывает, что и такие ограничения не бывают лишними. Некоторые посетители приходят в Эрмитаж не только посмотреть на шедевры. Были случаи, когда сторонники изъятия из музеев религиозных ценностей в пользу церкви проводили импровизированные молебны возле серебряной раки Александра Невского.   

{additional:5215:'Случаи краж из Государственного Эрмитажа':'left':'50'} 

В июне этого года молодой человек пытался устроить в Эрмитаже "перфоманс" - залез в римскую гробницу, установленную в одном из залов музея, разделся и начал тереть себя намыленной мочалкой. С подобными “активистами” легко справляется служба безопасности музея, однако в некоторых ситуациях охрана оказывалась бессильна.

Настоящим кошмаром для музейных работников стал инцидент с повреждением "Данаи" Рембрандта в 1985 году. Один из посетителей во время экскурсии внезапно плеснул на картину серной кислотой и дважды ударил по ней ножом. Картина тут же начала менять цвет, пузыриться. Казалось, что шедевр утрачен навсегда. Но реставраторы при участии химиков сумели в результате многолетней кропотливой работы восстановить картину, и она вернулась в экспозицию, хотя уже под стеклом. Мужчина, чуть не лишивший мировое искусство "Данаи", был признан невменяемым.

В музее бывают и случайные повреждения экспонатов посетителями — кто-то оступится, кто-то заденет отдельно стоящее произведение, хотя в правилах Эрмитажа запрещается "прикасаться к музейным предметам и элементам интерьеров, использовать для отдыха базы колонн, пьедесталы". В случае причинения материального ущерба музейным предметам, интерьерам или зданиям посетитель обязан возместить такой ущерб в сумме, оценённой экспертной комиссией.    

Под видом обычных посетителей в Эрмитаж порой пытаются проникнуть грабители. Один из самых дерзких инцидентов последних лет — похищение картины французского художника Жана Жерома "Бассейн в гареме". 22 марта 2001 года картина была варварски вырезана из рамы прямо в зале на третьем этаже Зимнего дворца. В декабре 2006 года она была обнаружена в Москве и 29 января 2007 года передана в Эрмитаж. Состояние возвращенного полотна характеризовалось как аварийное. Холст был грубо сложен в несколько раз, на сгибах нити основы перетерлись и лопнули. По сложенным линиям образовался крестообразный сквозной прорыв, что разделило картину на 4 части, соединенные лишь отдельными нитями. Специалисты эрмитажной лаборатории научной реставрации станковой живописи восстановили произведение, и картина вернулась в экспозицию в 2011 году.