В мае 2019 года в ЕС вступила в силу доработанная Газовая директива. Занимающаяся строительством "Северного потока — 2" (СП-2) компания Nord Stream 2 AG планировала вывести проект из-под действия новых правил. Но пока сделать это не удалось. Напоминаем, что изменилось и как именно эти изменения повлияют на российский экспорт газа.
Что такое Газовая директива ЕС?
Директивы — это законодательные акты, обязывающие страны — члены ЕС принять меры для достижения целей, указанных в этих документах. И так называемая Газовая в числе других пунктов Третьего энергетического пакета нацелена на либерализацию европейского энергетического рынка.
Главным образом этот пакет ограничивает монополии поставщиков газа и электричества, которые владеют путями доставки ресурсов к потребителю — газопроводами, ЛЭП и т.д., чтобы они за счет своего положения не могли блокировать поставки конкурентов.
Какие поправки утвердили европейские власти?
Речь идет о компромиссном варианте, который отстояла Германия. Доработанная директива распространяет требования Третьего энергопакета на морские газопроводы, приходящие в ЕС из третьих стран. Несмотря на формулировку о "третьих странах", очевидно, что одной из главных целей был "Северный поток — 2".
Таким образом, по нормам Третьего энергопакета оператором газопровода должна стать независимая от "Газпрома" компания. Нынешний оператор строительства Nord Stream 2 AG, принадлежащий "Газпрому", для этого не подходит. У новой организации должно быть прозрачное тарифообразование, а 50% мощности газопровода должно быть зарезервировано для других компаний.
Но Германия добилась того, чтобы решение об исключении проекта из этих норм принимал не Брюссель, а та страна ЕС, на чью территорию трубопровод выходит. В случае с "Северным потоком — 2" это как раз ФРГ. Она остается одним из основных европейских сторонников проекта.
Об устройстве и географии "Северного потока — 2" читайте в другом нашем материале.
И что решили немецкие власти?
Федеральное сетевое агентство ФРГ отказалось выводить "Северный поток — 2" из-под правил обновленной Газовой директивы ЕС. Для этого было нужно, чтобы проект реализовали до 23 мая 2019 года, чего, по мнению немецких властей, не произошло. Их позиция отталкивается от строительно-технического понимания термина "завершение проекта".
А вот Nord Stream 2 AG настаивает, что к этой дате трубопровод был завершен с точки зрения экономической функциональности. Ведь компания безвозвратно вложила в проект более €1 млрд задолго до того, как ЕК объявила о плане по изменению Газовой директивы. Теперь оператор строительства СП-2 допустил, что может обжаловать решение Федерального сетевого агентства ФРГ. Также Nord Stream AG (оператор первого "Северного потока") и Nord Stream 2 AG подали иски против Газовой директивы, но Европейский суд юстиции отклонил их.
Впрочем, "Северный поток" немецкие власти все-таки вывели из-под действий директивы — на 20 лет.
В таком виде изменения могут помешать достроить "Северный поток — 2"?
Поправки ужесточили требования к проекту "Газпрома", но не должны привести к его полной блокировке, обещали стороны с самого начала.
В Nord Stream 2 AG подчеркнули, что отклонение ее заявки показывает "дискриминационное действие измененной Газовой директивы ЕС". При этом решение не повлияет на достройку трубопровода.
Ранее в "Газпроме" заявляли, что он будет запущен в конце 2020 года.