21 марта, 03:00

"У нас есть понятие — "пацан сказал — пацан сделал". Высказывания Сергея Лаврова

Пресс-служба МИД РФ/ ТАСС
21 марта исполняется 75 лет министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову. Он возглавляет российское внешнеполитическое ведомство более 21 года

Об интересах и союзниках России

"Мы готовы дружить со всеми, мы выражаем готовность к партнерству со всеми, кто готов к нему на равноправной основе. Продвигая эту линию, надо помнить, что наши союзники — армия, флот и воздушно-космические силы" (выступление в прямом эфире на сайте издания "Комсомольская правда" 31 мая 2016 года).

"У России есть интересы, и об этом люди должны помнить. У России есть "красные линии". Я считаю, что серьезные политики на Западе понимают, что эти "красные линии" необходимо уважать, так же как их уважали во время холодной войны" (интервью газете "Коммерсантъ" 22 января 2018 года).

О патриотизме

"Патриотизм для меня — важнейшая черта. И люди, которые не чувствуют этого патриотизма сквозь века, едва ли достигнут успехов не только в дипломатии, но и в любой другой работе, которая связана с реальными задачами по развитию государства во всех областях" (выступление в Дальневосточном федеральном университете 8 июля 2021 года).

О попытках давления на Россию

Об отношении к русским в Европе

"Привычка не воспринимать русских как своих присутствует в Западной Европе столетиями" (выступление на заседании Российского совета по международным делам 4 июня 2014 года).

Об отношениях с Западом

"Не было бы Крыма и юго-востока Украины, Запад придумал бы что-нибудь еще. Поставлена цель: любой ценой вывести Россию из равновесия. Задача сформулирована давно" (интервью ТАСС 11 сентября 2014 года).

"Сам термин "международное право" все меньше используется нашими западными коллегами. Они предпочитают говорить о некоем "порядке, основанном на правилах". Как показывает практика, эти правила они изобретают каждый раз под свои нужды и пытаются убедить всех остальных, что это и есть многосторонние решения, которым все остальные должны следовать" (интервью "Известиям" 5 сентября 2019 года).

"Наши западные коллеги и не скрывают, что многие из них предпочли бы иметь дело со слабой Россией, лишенной ориентиров, Россией, готовой на любые уступки. Мы видим попытки — чуть ли не ежедневно — повлиять на нашу внутреннюю и внешнюю политику" (выступление в Дальневосточном федеральном университете 8 июля 2021 года).

"Западники в своем русофобском угаре не просто нарушают все нормы международного общения. Они презрели свободу слова, верховенство права. Доходят до прямого "государственного бандитизма", конфискации частной собственности. Отказываются от взятых на себя обязательств в финансово-экономической сфере" (выступление на заседании комиссии генсовета партии "Единая Россия" по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников за рубежом 28 марта 2022 года).

"У нас на телевидении есть еженедельная программа "Международное обозрение". То, что мы наблюдаем в действиях Запада, я бы назвал (в качестве варианта) "международное оборзение". Грубое слово, но яркое. Оно четко отражает действия Запада и мотивы, которыми он руководствуется" (выступление по итогам заседания Совета министров иностранных дел СНГ 13 мая 2022 года).

О русофобии

"Бытовая" русофобия приобрела беспрецедентный характер и практически повсеместно наблюдается на Западе. Никакой политкорректности, которой так гордится западный мир <...>, никаких элементарных правил приличия — все это отброшено. <...> Только имея российский паспорт или разговаривая на русском языке, можно оказаться в ситуации, когда подвергаешься физическим угрозам" (выступление на заседании комиссии генсовета партии "Единая Россия" по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников за рубежом 28 марта 2022 года).

О Европе

О железном занавесе

"Что касается железного занавеса, <...> он практически уже опускается. Пусть они [страны Запада] только ведут себя осторожно, чтобы ничего себе не прищемить" (пресс-конференция в Минске по итогам переговоров с главой МИД Белоруссии 30 июня 2022 года).

Об отношениях с США

"Мы не ищем ссоры с этой страной [США], мы были всегда дружественно настроены к американскому народу, открыты и сейчас для конструктивного взаимодействия там, где это отвечает российским интересам, и искренне хотим, чтобы двусторонняя политическая атмосфера стала нормальной. Но как вы знаете, для танго нужны двое, пока, по-моему, наши партнеры раз за разом исполняют индивидуальный брейк-данс" (встреча со студентами и преподавателями МГИМО 1 сентября 2017 года).

"В Вашингтоне есть бюрократия, которая взращена на антисоветчине, сейчас — на русофобии, которая хочет переждать любые позитивные нотки, звучащие порой из Белого дома в отношении необходимости налаживать с Россией нормальные отношения" (интервью газете "Коммерсантъ" 26 сентября 2019 года).

"Мы заинтересованы в том, чтобы подробнейшим образом объяснить американским коллегам и всем их союзникам по НАТО, что не можем удовлетвориться обещаниями. Тем более что письменные обязательства глав государств и правительств, требующие от натовцев учитывать наши интересы в полной мере, не говоря про устные гарантии, о которых президент России Владимир Путин не раз упоминал, оказывается, ничего не стоят. Так дело не пойдет. Будем добиваться, чтобы все было честно.

"США и Россия — это государства, национальные интересы которых никогда не будут идентичными. Они не могут полностью совпадать, даже на 50%. Но когда они все же совпадают, в таких ситуациях мы, будучи ответственными политиками, должны делать все, чтобы эти схожести развивать, воплощая их на практике" (интервью американским блогерам 12 марта 2025 года).

Про украинский кризис

"Реакция Запада на приход путчистов к власти в Киеве в 2014 году — все эти санкции, требования, осуждение — нас убедила только в одном: в этом мире полагаться нужно только на себя, как нам советовал Александр III" (выступление на сессии по российской политике на Ближнем Востоке международного дискуссионного клуба "Валдай" 2 октября 2019 года).

"В 2014 году <...> была договоренность, изначально нацеленная на преодоление кризиса. Запад подписался под ней, активно посредничал. Наутро оппозиция просто "растоптала" эту договоренность, и Запад ничего не смог сделать. По нашей оценке, счел такое развитие событий более выгодным для себя" (выступление на форуме "Территория смыслов" 23 августа 2020 года).

"Мы предпочитаем мирное урегулирование путем переговоров на основе уважения законных интересов безопасности России, уважения живущих на Украине русских людей, их базовых прав, языковых и религиозных прав, уничтоженных рядом законов, принятых украинским парламентом. Это началось задолго до специальной военной операции" (интервью американскому журналисту Такеру Карлсону 6 декабря 2024 года).

"Утверждать, что люди, пришедшие к власти в результате военного госпереворота в феврале 2014 года, представляли крымчан или жителей восточной и южной Украины, абсолютно бесполезно. Крымчане отвергли госпереворот. Они потребовали, чтобы их оставили в покое. Заявили, что не хотят иметь ничего общего с этими людьми. Так же поступил Донбасс" (интервью американскому журналисту Такеру Карлсону 6 декабря 2024 года).

"Временное перемирие [на Украине], как показывает вся история с 2014 года, оно объявлялось уже неоднократно. Это и минские договоренности, и договоренности, которые были разрушены путчем 2014 года, и договоренности в Стамбуле. Все это было сопряжено с объявлением перемирия. Все время, каждый раз после таких договоренностей выяснялось, что нам врали. Врали украинцы при поддержке своих партнеров из Европы" (комментарий RT 13 марта 2025 года).

О причинах начала СВО и реакции Запада

"Две главные [причины] — это, во-первых, нарушение всех обязательств не продвигать НАТО на восток и агрессивное "поглощение" натовцами всего геополитического пространства вплоть до наших границ. <...> Вторая первопричина — это абсолютно расистские действия киевского режима после госпереворота. Тогда официально было разрешено и затем законодательно закреплялось истребление всего русского: языка, средств массовой информации, культуры, даже использования русского языка в быту. И, конечно, запрет канонической Украинской православной церкви" (интервью российским и зарубежным СМИ 26 декабря 2024 года).

"После начала СВО <...> "коллективный Запад" обнажил свое истинное лицо. Пресловутое верховенство права, да и элементарные правила приличия были отброшены. Как дым рассеялись так называемые европейские ценности — неприкосновенность собственности, презумпция невиновности, свобода слова и передвижения, доступ к информации и другие. Те, кто привыкли всех учить жить, провозглашали себя демократами, поборниками прав человека, не моргнув глазом поддержали неонацистский режим в Киеве" (интервью журналу "Новые регионы России" 10 марта 2025 года).

Про ООН

"Ооноцентричная система миропорядка, несмотря на все испытания, сохраняет устойчивость, обладает большим запасом прочности. Она — своего рода страховочная сетка, гарантирующая, если уважать Устав [ООН], мирное развитие человечества через нахождение баланса порой весьма противоречивых интересов различных стран" (выступление на общеполитической дискуссии 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 27 сентября 2019 года).

"Сейчас мы твердо выступаем за то, чтобы добавить в состав Совета Безопасности ООН азиатское, латиноамериканское, и, обязательно, африканское государство. Попытки некоторых наших коллег сказать, чтобы добавили еще западные страны в этот орган, не очень вежливые, потому что из 15 членов СБ ООН 6 стран представляют западный мир. Это явно непропорционально, если взять ВВП, количество населения и географию" (выступление на форуме "Территория смыслов" 23 августа 2020 года).

"Сейчас американцы и другие западные страны пытаются обесценить право вето. Хотят передать прерогативу Совета Безопасности в Генеральную Ассамблею ООН. Там они могут путем "выкручивания рук", шантажа, вплоть до угроз, которые касаются банковских счетов делегаций, мест обучения их детей, получить вымученное, насильственно достигнутое большинство. Это опасная тенденция. Поэтому Совет Безопасности с его "пятеркой" и правом вето — это последний "островок" международного права. Все остальное пытаются заменить" (интервью программе "Большая игра" на "Первом канале" 25 апреля 2022 года).

О Евросоюзе

"Евросоюз "потерял" Россию. Но он сам в этом виноват. Ведь именно страны — члены ЕС и руководители самого союза открыто заявляют о необходимости нанесения России, как они выражаются, стратегического поражения" (интервью изданию "Аргументы и факты" 4 апреля 2023 года).

Про ОБСЕ

О НАТО

"Очевидно, что украинский кризис послужил лишь предлогом, а не истинной причиной разворота альянса к своей старой задаче "сдерживания" России. Сейчас, прямо как во времена холодной войны, борьба с Россией на "всех фронтах", включая информационно-пропагандистский, стала смыслом существования альянса. <...> Альянс продолжает расширять зону своего военно-политического влияния, приглашая все новые страны под свой "зонтик" под лозунгом защиты их от России" (интервью газете "Труд" 21 августа 2020 года).

О прекращении действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

О западных санкциях

"Я, честно говоря, перестал следить за тем, какие договоренности принимаются в Евросоюзе, какие сроки назначаются для рассмотрения очередных черных, серых или другого цвета [санкционных] списков (на пресс-конференция по итогам переговоров с руководством Словении 8 июля 2014 года).

"Что касается наших экономических проблем — мы с ними справимся. Справлялись с трудностями на всех этапах нашей истории, когда они возникали. В этот раз, я вас уверяю, мы выйдем из этого кризиса с совершенно оздоровившейся психологией и сознанием. У нас не будет никаких иллюзий, что Запад может быть надежным партнером, у нас не будет никаких иллюзий, что Запад не предаст в любой момент, кого угодно и свои собственные ценности. <...> Я вас уверяю, мы обязательно справимся. Но будем делать все, чтобы больше никаким образом не зависеть от Запада в тех областях нашей жизни, которые имеют решающее значение для нашего народа (пресс-конференция по итогам переговоров с главами МИД Турции и Украины 10 марта 2022 года).

О вежливых людях

О дипломатах и дипломатии

"Наши дипломаты привыкли видеть в трудностях стимул к творческой деятельности" (интервью агентству Интерфакс 28 декабря 2017 года).

"Договариваться надо. По большому счету это и есть дипломатия — умение договориться" (интервью "Известиям" 5 сентября 2019 года).

О себе

"Мне платят не за то, чтобы я был оптимистом" (комментарий прессе перед началом переговоров по ядерной программе Ирана в Лозанне 29 марта 2015 года).

"Меня трудно вывести из себя. Но проверять не стоит" (интервью ТАСС 11 сентября 2014 года).

"Скажу искренне, без ложной скромности: ни на один из своих постов, ни на одну из должностей, на которые меня назначали, я не просился. Если то, что я делал, было сочтено правильным, полезным для страны, мне остается только испытывать чувство глубокого удовлетворения" (программа "Интервью с Марией Бондаревой" на телеканале "Россия-24" 14 октября 2019 года).  

ТАСС-Досье 

LiveInternet