16 МАР, 08:00

Мэр Сочи: не надо сидеть в кабинете и ломать голову — выйдите за советом к людям

Около полугода назад сменилось руководство Сочи — олимпийской столицы России, одного из главных российских курортов. В отставку ушел 59-летний Анатолий Пахомов, который руководил городом с 2009 года, новым градоначальником стал 34-летний вице-губернатор Кубани Алексей Копайгородский.

В своем первом интервью ТАСС новый мэр рассказал, почему "кусается" кресло мэра, зачем чиновникам знать, сколько в городе живет людей, почему Сочи и Крым — не конкуренты, и когда из Сочи можно будет за считаные часы добраться до Краснодара и Крымского полуострова. 

В кабинете всегда лежат дождевик и сапоги

— Алексей Сергеевич, вы на посту около полугода. Тяжело вам было прийти на должность после Анатолия Пахомова, который руководил городом десять лет и который был "олимпийским мэром"? 

— Все видели, как создавалась олимпийская столица, эту работу удалось сделать благодаря слаженной серьезной команде. Это происходило под патронажем нашего президента, всех федеральных структур, губернатора, но вместе с тем здесь, на месте, тоже нужно было выстроить работу, чтобы не было никакого сбоя. В первые дни, когда была создана новая команда, мы собрали всех глав города и районов, кто работал до нас, потому что каждый из них оставил частичку себя в этом городе. Мы поддерживаем их семьи, приводили сюда, в мой кабинет. Я говорил: "Сядьте, посидите в этом кресле, попринимайте решения, но только нужно понимать, что это кресло "кусается".

У нас и на Кубани, и в России в целом должна быть преемственность власти. Нельзя все обрубить и с нового листа начать. Анатолий Николаевич и его команда вели огромный перечень проектов, которые невозможно остановить. Нельзя поставить точку и начать все заново. Поэтому есть большое уважение и есть преемственность. 

— А сколько реально сейчас в Сочи населения? 

— В прошлом году, по данным УВД, только по прописке — 613 тыс. человек. По факту у нас нет данных, мы ждем Всероссийской переписи населения, чтобы точно увидеть цифры, сколько у нас жителей в каждом районе. И тогда можно будет понять — мы полумиллионник, а может, уже и больше? Мне самому это очень важно. И от этого зависит в принципе дальнейшая большая стратегия развития города.

— В Сочи в последние полгода ведется выделение поселков — Сириус сформировали, Дагомыс. Для чего? 

— Очень много людей прибывает сюда на постоянное место жительства. К нам в край ежегодно приезжает около 60 тыс. человек, это целый район. Как вы понимаете, они едут на Черноморское побережье. Мы сейчас живем по данным переписи населения за 2010 год, эти данные устарели. Наши округа не соответствуют реальности. В этом году у нас будут проводиться выборы депутатов городского собрания. На сегодняшний день за каждым депутатом закреплено 7 тыс. человек в его округе, и цифра эта растет. Но число людей увеличилось, потребностей стало больше. Когда сейчас облетаем город на вертолете по служебной необходимости, видим: если ранее на фотографии, карте было пустое место, то сейчас уже застроен участок. От этого даже работа системы водоканала зависит: есть задача — дать району 200 куб. м воды для 1 тыс. человек, а там живет уже 3 тыс. 

Прошел опрос населения по выделению в поселок городского типа Дагомыс. В нем сейчас проживает около 20 тыс. человек. Благодаря статусу поселка в Дагомысе будет своя администрация, МФЦ, свой пункт полиции. И местные жители, пенсионеры уже не поедут решать свои проблемы за 60 км по серпантину в поселок Лазаревский.

Для Сочи с учетом протяженности города около 147 км от Магри до границы с Республикой Абхазия это стратегически важно. Это запрос населения. В этом году пройдет Всероссийская перепись населения, и мы в следующем году вместе с населением посмотрим, какие территории еще можно выделить, чтобы людям было легче. Это администрация всего пять-шесть человек, но они будут близко к людям, в шаговой доступности.  

Понятно, что многое сегодня решается через цифровизацию, интернет, работает проект "Умный город", но есть люди, которым нужна помощь на месте.

— В дни пиковой нагрузки, когда приезжают туристы, сколько в городе жителей? 

— У нас одномоментно на территории города могут разместиться около 350 тыс. человек благодаря гостиничному бизнесу. Но мы, как ни банально это звучит, смотрим по мусору. Ежесуточно у нас должно вывозиться около 700 тонн мусора из города, а когда у нас огромное количество туристов, доходит до 1 тыс. тонн в сутки. 

— Вы ранее работали на различных должностях во властных структурах, в том числе были заместителем губернатора Кубани по внутренней политике. Но город — это совсем другое, здесь мэр отвечает за все. Насколько вы погружены в городское хозяйство, насколько легко далось быстрое, можно даже сказать, экстремальное погружение в дела? 

— Не скрою, для меня должность мэра — это огромная ответственность, потому что все направления, которыми я занимался ранее, в других должностях были гораздо менее публичными. А здесь нужно и с людьми общаться, и проводить мероприятия, быть все время на виду. Сочинцы любят и уважают свой город, они хотят, чтобы город становился лучше. Поэтому невозможно, находясь в этом кабинете, принимать какие-то решения, пока не посоветуешься с людьми, не послушаешь их мнение. Благодаря жителям, их наказам и запросам, такой народной навигации мы сумели выстроить приоритетные правила.

Одним из первых важных мероприятий на посту была подготовка Сочи к саммиту Россия — Африка (прошел в конце октября 2019 года — прим. ТАСС), очень серьезному политическому мероприятию мирового уровня. Он проходил в Имеретинской низменности, где объекты в случае сильного дождя могут быть подтоплены. Одна из задач как раз заключалась в том, чтобы мы очистили все ливневые системы. С этой задачей мы справились. И во время сильных осадков в начале февраля этого года мы мобилизовались, и все прошло без последствий. 

— Есть ли у вас в багажнике служебного автомобиля резиновые сапоги и дождевик? 

— Всегда в кабинете лежит сменная обувь, дождевик и сапоги. Это еще осталось со времен трагедии в Крымске (разрушительное наводнение 6–7 июля 2012 года в городе Крымск привело к гибели 156 человек, пострадали 4,8 тыс. домов и более 34 тыс. человек — прим. ТАСС).

— Вы сильно обновили вашу команду, когда пришли в администрацию?

— Это люди, которые работали на территории Краснодарского края, они работали под патронажем губернатора Вениамина Ивановича Кондратьева, часть из них была на должностях директоров департаментов, министров, заместителей министров. Получился серьезный десант со знанием краевой повестки. Эти люди работали на сложных направлениях на территории всего Краснодарского края, в том числе курировали город Сочи, они знают проблемы.

Сейчас они очень грамотно стандартно слились с командой местной, которая до этого работала. На местные кадры мы опираемся, все, кто работает, либо пошли на повышение, либо перешли на другое направление.

Мы советуемся с депутатским корпусом. Когда выбирали кандидатуры глав районов, спрашивали мнение депутатов и общественников от каждого района. Один раз в неделю у главы района прием граждан. И обязательно сходы во всех районах. Все знают, что в публичном месте проводится встреча на такую-то тематику. Мы убрали все бюрократические процессы — запишитесь, позвоните… На таких встречах многое корректируется: люди говорят, например, что дорога, которую мы собрались ремонтировать, нормальная, нужно сделать другую; или — эта улица уже освещена, осветите другую улицу. То есть налажена обратная связь с населением. Не надо сидеть и ломать голову в кабинете — вы к людям пойдите, поговорите. 

— Вы один из немногих, кто не жалуется на нехватку специалистов. В Сочи эта проблема не стоит так остро, как на других территориях? 

— Нет. Уже сформирована серьезная команда. Работают все с середины сентября здесь, больше пяти месяцев прошло, сбоя не вижу никакого.

Вы знаете, система управления везде одинаковая. Самое главное — выстроить систему работы, чтобы просьбы жителей и проблемы просто выполнялись и решались. На каждом направлении должен быть профессионал, который знает, что там нужно делать. Одно дело знать, как система управления работает, но еще и под любую местность нужно сориентироваться.

Здесь у нас команда разделилась на две части. Первая возобновляет систему работы всего большого хозяйства города — ЖКХ, решение проблем дольщиков, нехватки детских садов и школ, мест для занятия спортом. Вторая работает на город-курорт: чтобы город блестел, сиял, все работало, инфраструктура выглядела достойно, было чисто, комфортно, безопасно, были отличные пляжи, открытые зоны, зоны, связанные с досугом. Это два стратегических направления, которые друг без друга не могут работать. Мы — город-курорт. 

Сочинский сервис уже другой

— Может быть, это стереотип, но есть ли у вас конкуренция за туриста с Крымом? Насколько сложно конкурировать?

— На сегодняшний день нельзя говорить о конкуренции, потому что у Сочи есть свой турист, гости, которые никуда больше не поедут, потому что у Сочи уникальная транспортная логистика, уникальные природные места: море, горы, воздух. И сфера услуг в городе создана очень высокого уровня.

Практически из любой точки нашей страны есть прямой перелет в Сочи. Даже если нет, то можно через Москву — от столицы до Сочи два часа лететь. Из аэропорта очень быстро можно добраться в Имеретинскую низменность, в горы, покупаться, подышать, покататься с гор.

Президент нашей страны разглядел эту уникальную природную составляющую, здесь создали олимпийские объекты, город получил второе дыхание. И после того, как прошла Олимпиада, у нас кратно увеличился турпоток.

Например, этой зимой даже с учетом того, что все знали — в горах нет снега, аномальная зима, — к нам только с 30 декабря по 8 января прибыли 534 тыс. человек. Больше полумиллиона человек прибыли сюда только лишь для того, чтобы насладиться красотой и отдохнуть. Мы прогнозируем к концу зимнего сезона 1,4 млн человек. Отмечу — наш город очень безопасный, и работу правоохранительного блока Сочи ставят в пример. 

— А кто ваши гости? 

— Это жители всей страны. Это те люди, которые ездили всю свою жизнь в город Сочи, отдыхали здесь и проводили оздоровление. Многие с семьями приезжают. Растет турпоток из-за рубежа. На текущий момент доля иностранных гостей составляет около 3,5%. Из них абсолютное большинство — около 40% — туристы из Израиля. 

— Наконец появился единый ски-пасс, чем еще планируете привлекать туристов? 

— Да, запустился единый ски-пасс, протяженность трасс для катания увеличилась на 3–4 км, зона ночного катания увеличилась на 2 км. Курорты постоянно модернизируются. И в этом году мы запланировали с представителями горного туристического кластера выехать на курорт одной из стран, где более успешно реализуются проекты по зимнему катанию и по принятию гостей. 

Бизнес просит, чтобы мы вместе поехали, посмотрели, потому что есть вопросы и по услугам, и общепиту, и организации досуговых мероприятий. Мы все время поднимаем планку, хотим быть лучше. И в этой части, чтобы не придумывать велосипед, достаточно выехать в более успешные, более продвинутые страны, где этот опыт столетиями нарабатывался. Мы активно принимаем участие в международных выставках. 

— Раньше многие жаловались на плохое качество сочинского сервиса и ехали отдыхать за границу…

— Мне кажется, что эта тема уже ушла, как только мировые операторы туриндустрии зашли сюда — "Рэдиссон", "Хилтон", "Пульман", "Марриотт" и другие. Во многих работают управляющие-иностранцы. Многие туристы, наоборот, сюда возвращаются. 

— Сейчас прекращено авиасообщение с Китаем из-за ситуации с коронавирусом. Насколько это большая потеря для Сочи?

— В декабре в Красной Поляне проходил туристический форум, было огромное количество делегаций из Китая. И у нас с ними заключены соглашения о том, что они мероприятия проводят и на территории города. На сегодняшний день очень много желающих находиться здесь, проводить здесь мероприятия.

Мы знаем, что они очень большие любители казино, достопримечательностей, связанных с царской Россией, Советским Союзом. И туристические компании очень трепетно и щепетильно относятся к китайцам — у нас огромное количество переводчиков, которые лично с каждым городом Китая сопряжены.

Но в ситуации с коронавирусом мы за безопасность. Здесь никакие деньги, подсчеты не важны, все понимают, что сейчас такова ситуация. Просчитать какие-то риски на сегодняшний день, наверное, об этом не стоит говорить. Это временная пауза. 

— Сейчас РЖД начали ремонт полотна в Лысогорском тоннеле в Краснодарском крае, ехать в Сочи на поезде стало дольше. Это как-то сказалось на потоке туристов? 

— Железнодорожное полотно и тоннели нуждаются в ремонте, и РЖД обязаны его делать, они отвечают за безопасность пассажиров. Мы провели очень серьезную информационно-пропагандистскую работу с коллегами из РЖД и других дорожных структур, расширили транспортную логистику, довели до населения. Конечно, есть определенные неудобства, но Сочи по-прежнему доступен. В апреле работы должны быть завершены, чтобы к летнему сезону все было готово. 

— Еще о транспортной доступности: президент поручил проработать вопрос переноса железной дороги от моря. Также давно говорится о проекте строительства альтернативной автотрассы Джубга — Сочи. Насколько сейчас реальны эти проекты и в чем их сложность? 

— Мы хотим развивать наши курорты, а курорты будут развиваться, когда будут хорошие набережные, променады, пляжная территория, на которых люди будут отдыхать (сейчас у большей части побережья Сочи расположена железная дорога — прим. ТАСС).

После того как президент поставил задачу, губернатор Краснодарского края создал рабочую группу по изучению этого вопроса, в нее вошли серьезные и профессиональные люди. Сейчас готовится серьезная информационно-аналитическая, практическая база, которая позволит выявить, как мы сможем реализовать эти проекты.

И как Олимпиада стала вторым дыханием для Сочи, так и эти проекты будут вторым дыханием для транспортной логистики и транспортной инфраструктуры всей страны. Эти проекты увязываются с транспортной доступностью Крыма. Благодаря созданию скоростной автотрассы и запуску скоростных поездов можно будет в Сочи сесть в машину и за короткий промежуток времени оказаться в Краснодаре, Анапе, проехать по Крымскому мосту.

Эта концепция выстраивается, программа будет рассчитана где-то до 2027–2030 годов. Будет проведен серьезный комплекс работ, потому что прежде, чем строить, необходимо провести все геологические работы, потому что Кавказские горы — молодые, они постоянно растут. И все те процессы, которые происходят на территории нашего города, связаны как раз с ростом гор. Очень много средств краевых и федеральных тратится на поддержку опор (нынешней автотрассы — прим. ТАСС). Жители и гости города ждут эту дорогу. 

Дома должны быть безопасными

— Вам в наследство досталось много объектов незаконного строительства, много проблемных зданий. Есть те, кто покупал квартиры у недобросовестных застройщиков. 

— Как только пришла наша команда, мы сразу остановили выдачу разрешений на строительство. Самая главная задача — не допустить, чтобы такие объекты возводились. Точечной застройки в городе однозначно не будет. Если будет что-то строиться, это будет комплексная застройка, которая будет проходить через все этапы, которые прописаны в Градостроительном кодексе, они будут обеспечены всей социальной инфраструктурой, парковкой.

Мы с самого начала действовали и действуем в тесной связке с правоохранителями и прокуратурой курорта. Мы продолжаем муниципальную ревизию земель для поиска подходящих участков под строительство школ, детских садов или пристроек к ним. И с застройщиками ведем диалог именно в этом социальном направлении.

Мировой курорт

— Алексей Сергеевич, каким вы видите город, условно, через пять лет?

— Один из главных вопросов, который нам предстоит решать в ближайшее время, связан с резким увеличением количества жителей города Сочи. Городу не хватает объектов социальной инфраструктуры. Поэтому мы будем продолжать строительство новых школ, детских садов и пристроек к уже существующим. В течение ближайших трех лет мы планируем построить десять новых школ и 17 детских садов. Также мы планируем активно развивать санаторно-курортное лечение и возрождать славу города Сочи как лучшего бальнеологического курорта нашей страны. Собственно, то, с чего и начиналась история будущей всесоюзной здравницы — с курорта Мацеста. И когда инвесторы приходят с позицией не только заработать, а с запросом направить на оздоровление жителей нашей страны, конечно, мы содействуем. На отдых есть большой запрос, поэтому упор на оздоровление. Это будет второе дыхание для оздоровительного комплекса нашего города.

Также важна зона терренкуров, чтобы люди после процедур прогуливались. На сегодняшний день в Красной Поляне, "Розе Хутор" кроме променада и локальных территорий возле отелей прогулочных зон немного. Мы разрабатываем программу, чтобы было больше прогулочных зон, велодорожек, беговых дорожек. Мы создаем еще такой бренд — "Город спорта, город здоровья", чтобы и местные жители, и гости, и все организации, которые проводят у нас различные мероприятия, тоже это все чувствовали. 

Мы должны сделать наш город одним из лучших всесезонных курортов мира. У нас есть для этого все возможности. Сочи — город солнца, город серьезных достижений, город уникальной природы. Его нужно сохранять. 

​Беседовали Людмила Борщева, Сергей Леваненков, Анастасия Кондюкова

Читать на tass.ru
Теги