В баскетбольной России и Евролиге, в отличие от футбола, было решено не доигрывать прерванный из-за пандемии коронавируса сезон. О последствии таких решений, о новом сезоне, о взаимодействии с правительством РФ и об анализе опыта других лиг и видов спорта в интервью ТАСС рассказал президент Единой лиги ВТБ, член Совета при президенте по развитию физической культуры и спорта Сергей Кущенко.
— В минувшую среду исполком РФБ формально поставил точку в текущем сезоне, решив не называть призеров. Ваше мнение про этот завершившийся ничем сезон?
— Мне нравится тезис, высказанный главным тренером ЦСКА Димитрисом Итудисом, который сказал, что победителем в этом сезоне по всевозможным соревнованиям стал COVID-19. Звучит странно, но по сути так и есть. Решения, которые выносились и на совете Единой лиги ВТБ, и затем исполкомом РФБ, были приняты в том числе после общения с Министерством спорта. Везде в России свои истории: футболисты будут доигрывать чемпионат, хоккеисты и мы решили этого не делать.
На самом деле эмоция одна: очень сожалею, что этот сезон не был завершен. По спортивной составляющей, по многим параметрам он должен был стать самым ярким за последние годы. Хотя есть надежда, что недоигранные турниры дадут нам очень интересные истории в будущем. Сейчас наша задача подготовки к следующему сезону выходит на другой уровень. Но сожаления по этому сезону есть несомненные.
— Учитывая, что спортивная отрасль уже находится в кризисе, не только баскетбол, изменятся ли требования Единой лиги ВТБ к клубам с точки зрения соответствия? Не будет ли высокая планка турнира, о которой не раз говорил Сергей Иванов, понижена?
— Принятый регламент мы менять не будем, но ситуация, безусловно, нестандартная. Поэтому я допускаю, что мы можем разговаривать с конкретным клубом по конкретной ситуации. Но качество соревнования, качество продукта мы не хотим уменьшать. Несомненно, будут серьезные изменения финансовых потоков от спонсоров, от поддерживающих наши клубы компаний. Но мы хотим оставить качество нашей лиги высоким. Поэтому мы внимательно изучаем другие рынки, как там развивается ситуация, чтобы оставаться конкурентоспособными. Думаю, что максимум, на что мы можем пойти, — это коррекция сроков финансовых гарантий от клубов. Сейчас мы ждем до 15 июня подтверждения от клубов участия в Единой лиге ВТБ, и их уже присылают.
— Как вам кажется на сегодняшний день, Единая лига сохранит количество команд? Или, может, даже расширится?
— Говорить об увеличении сложно — сохранить бы что есть. Пока мы все в ручном режиме, в рамках одного дня. Просыпаешься, читаешь новости: какая ситуация в регионе, что будет с тем-то клубом, какие ограничения введены. Но главные новости — это о финансировании и поддержке наших команд, они все претерпевают изменения. Понятно, что клубам, условно, из верхней части таблицы уже ясно, в каких европейских соревнованиях они будут играть, и они начинают формировать бюджеты, составлять команды. К 15 июня, думаю, все клубы должны понимать, какая у них будет финансовая составляющая. Но опять же, мы сможем сдвинуть подтверждения на незначительные сроки, чтобы клубы имели возможность собрать полный пакет документов для соответствия нашему регламенту.
— Кризис не заставит отказаться от флагманского проекта лиги — Матча звезд?
— Нет. Это даже вызов — сделать Матч звезд еще более интересным. Такое мероприятие — это продвижение продукта Единой лиги ВТБ, нашим болельщикам, телезрителям — всем эта история очень нравится. Мы, конечно, уже не сможем его провести так, как запланировали, но Матч звезд 2021 года обязан быть креативным, идейным, красивым.
— Единая лига ВТБ решила не доигрывать сезон, как и Евролига. Вы общались с руководством главного клубного баскетбольного турнира Европы по этому поводу?
— Мы контактируем со всеми сторонами. Не только с Евролигой, но и с FIBA, со всеми организациями, которые проводят международные соревнования, в которых участвуют наши клубы. Все понимают, что ситуация нестандартная. Мы понимаем все организации, которые хотели доиграть чемпионаты. Но получилось, что Единая Лига ВТБ быстрее реагировала, чтобы защитить своих спортсменов. Мы были в отличной коммуникации с игроками, клубами и Министерством спорта. Мы получали максимальную информацию, и наше решение прекратить чемпионат было основано на ней.
И когда у "Калева" был первый случай заражения, мы моментально отреагировали и поняли: чем быстрее закончим, тем меньшему риску будем подвергать наших участников. Мы получали информацию из Эстонии, Минска, Польши, Астаны — коммуникация не прерывалась. И решение было принято быстро, единогласно. Понятно, что Евролига анализировала дольше, пыталась понять, сможет она функционировать в таких особых условиях или нет. Больше десяти европейских стран участвуют в Евролиге — везде ситуация разная. Синхронизироваться очень сложно. И опять же, возобновили, потом один случай — и что? Сейчас все поняли серьезность ситуации. Уже известно, что большие очаги заражения в Испании и Италии возникли из-за футбола, когда тысячи фанатов летали на международные матчи.
— В этом плане как вы будете смотреть на чемпионаты, которые все же решили доиграть сезон?
— В баскетболе "доигровщиков" не так много: Израиль, Германия и НБА. К ним надо присматриваться только через призму того, что они будут делать, чтобы провести этот турнир. Насколько эффективными будут их меры, потому что они подвергают большому риску людей, которые будут вовлечены.
Возьмем бундеслигу. Если называть вещи своими именами, это не продолжение сезона, а отдельный турнир, достаточно беспрецедентный. Определять по такому регламенту чемпиона — это их волевое решение. Но вероятнее всего, все запомнят команду, которая займет первое место, именно как чемпиона "финального турнира", а не как чемпиона-2020. Но для всех нас очень важно, чтобы этот турнир состоялся, и мы будем внимательно изучать их опыт, это просто бесценная информация. Ведь сейчас уже очевидно, что вирусная угроза не исчезнет со временем, нам предстоит научиться жить и работать, а значит, и играть в баскетбол в этих условиях.
Мы уже изучаем санитарный регламент, который будет использоваться и дорабатываться бундеслигой в процессе. Будем надеяться, что он будет достаточно эффективным и спортсменов удастся оградить от вируса, но организаторы должны быть готовы к различным ситуациям.
— Что интересного в санитарном регламенте бундеслиги?
— Это документ, который разрабатывался в сотрудничестве с санитарно-эпидемиологической службой Германии и применяется в футбольном чемпионате страны, который уже идет.
Основной принцип — сокращение необязательных контактов, новая гигиеническая дисциплина для спортсменов, высокие требования к самой арене. Все игры пройдут в Мюнхене, и там будет построено много защитных перегородок, например между площадкой и судейским столиком. Посмотрим, как это будет выглядеть, но уже сейчас ясно, что новые условия будут предъявлять серьезные требования, например, к системе вентиляции, особенно когда на матчи будут вновь допущены зрители. Запрещены рукопожатия.
Нам тоже предстоит работа с нашими госорганами, ответственными за санитарную безопасность. И главное, у нас есть этот запас по времени, мы сможем оценить, как работают те или иные меры, изучение вируса продолжается, да и работа над вакциной уже идет. То есть ситуация в июне и в октябре будет сильно отличаться, но этот нынешний опыт будет важен всем.
— Как можно играть в баскетбол без зрителей, чтобы это не было совсем унылым зрелищем?
— Это, конечно, совершенно новый опыт. Но если выбор стоит между "играть без зрителей" и "не играть совсем"… Надо адаптироваться к новым условиям. Другого пути нет. В этом случае еще более важной становится трансляция — это единственный способ сейчас следить за игрой в безопасности. И тут еще один вызов.
В Мюнхене, например, собираются ограничить количество ТВ-персонала на арене — только десять человек. И только три камеры, которыми управляют операторы. Все остальное — камеры на дистанционном управлении. Современные технологии должны прийти на помощь, посмотрим, как это будет выглядеть, будем обсуждать это с нашими партнерами.
Кстати, те же самые вопросы стоят сейчас перед НБА. Они собираются использовать пять камер с операторами. Для сравнения: на играх Единой лиги ВТБ, которые транслируются только на наш сайт, работает минимум шесть камер.
— Как можно защитить игроков на площадке от заражения?
— Это вопрос не баскетбольный, он касается всех контактных видов спорта, и здесь мы, конечно, ожидаем помощи от специалистов — вирусологов, санитарных врачей. Велика вероятность, что в официальные правила будут внесены изменения. Как в 90-е годы, когда мир узнал о ВИЧ, в правила внесли пункт об обязательной замене игрока, у которого открылось кровотечение. FIBA уже разослала документ с рекомендациями, в котором, например, запрещены рукопожатия, нельзя будет отдавать пять. Мяч необходимо будет регулярно менять и дезинфицировать.
На турнире в Мюнхене игроки должны будут приезжать на арену уже переодетыми и сразу после игры уезжать, чтобы принять душ уже в отеле или дома. Понятно, что полностью это рисков не снимет. Но наша задача будет принять все разумные эффективные меры, а самое главное дать всем спортсменам и участникам процесса актуальную информацию о том, что нужно сделать чтобы себя защитить.
— Российская футбольная премьер-лига решила доиграть чемпионат, и Кубок России будет доигран. Решение было принято после консультации в том числе с Дмитрием Чернышенко. "Будем смотреть на опыт РПЛ, чтобы масштабировать это на другие соревнования и как можно быстрее вернуть спорт в нашу жизнь", — сказал он.
— Выступление Дмитрия Николаевича только лишь подчеркивает то, что я сказал выше. Опираясь на опыт в том числе и российского футбола, мы будем понимать, как регламентируются вещи, которые завтра понадобятся уже для проведения нашего соревнования. Правительственные меры, безусловно, помогают отечественному спорту, и у нас плотная коммуникация и с Минспортом и с правительством РФ.
Беседовал Андрей Карташов