12 АПР, 09:12 Обновлено 09:30

Дамаск не возражает против новых выборов в парламент по итогам Женевы

Кроме того, власти страны не против проведения прямых переговоров с оппозицией

ДАМАСК, 12 апреля. /Спец. корр. ТАСС Юлия Семенова/. Правительство Сирии не возражает против проведения новых парламентских выборов по итогам переговоров с участием оппозиции в Женеве. Об этом заявил в интервью ТАСС заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Микдад.

"Если в ходе переговоров в Женеве будет принято решение о необходимости проведения подобных парламентских выборов, то они будут проходить, - сказал он. - У сирийского руководства нет возражений провести новые выборы".

Как отметил Микдад, в соответствии с результатами переговоров не исключена реформа парламента. "Даже название парламента можно будет изменить согласно новой конституции, - подчеркнул он. - Можно будет создать двухпалатный парламент, сейчас он однопалатный".

Замглавы МИД САР отметил, что новый парламент в таком случае будет выбран в соответствии с новой конституцией, которую подготовит правительство национального единства. "Поэтому нет никаких возражений против того, чтобы провести выборы сейчас, и чтобы были проведены новые выборы после итогов переговоров в Женеве",- добавил он.

Относительно же выборов в парламент, которые пройдут 13 апреля, Микдад указал, что они состоятся в соответствии с положениями действующей конституции. "Правительство обязано уважать конституцию, - подчеркнул он. - Конституция требует проведения подобных выборов для продолжения парламентской жизни и так далее. Действительно, на данный момент Сирия переживает трудный этап своей жизни, и трудности требуют проведения этих выборов".

12 принципов де Мистуры 

Микдад заявил, что правительство Сирии выступает за внесение изменений в подготовленный спецпосланником генерального секретаря ООН Стаффаном де Мистурой неофициальный документ из 12 принципов, обсуждение списка следует продолжить на переговорах в Женеве.  

"Он действительно представил нам документ из 12 пунктов. Мы изучили этот документ, - сказал он. - Мы считаем, что этот документ необходимо обсудить в ходе предстоящих переговоров. Мы хотим внести некоторые изменения и улучшить его". 

Микдад напомнил, что делегация сирийского правительства представила де Мистуре свое видение политического урегулирования в Сирии. "Еще в начале переговоров наша делегация предложила документ из 10 пунктов об основах решения сирийского кризиса, - сказал он. - И мы хотели, чтобы Стаффан де Мистура передал этот документ как координатор и как посредник другим сторонам и участникам переговоров". "Примерно через неделю де Мистура вернулся к нам и представил новый документ с внесенными изменениями. Этот документ отражает мнения других сторон переговорного процесса", - сказал дипломат.

При этом замглавы МИД САР отметил, что Дамаск готов к обсуждению всех предложений на межсирийских переговорах. "В конце концов, предложения отражают мнения Сирии", - добавил он.

Справка

Де Мистура на пресс-конференции по итогам первого раунда межсирийских переговоров 24 марта представил подготовленный им неофициальный документ из 12 базовых принципов политического урегулирования в Сирии. Он призван создать общую платформу, чтобы участники переговоров могли в дальнейшем перейти к обсуждению деталей урегулирования кризиса. Среди перечисленных в неофициальном документе принципов - единство и сохранение территориальной целостности страны, государственное устройство будущей Сирии на основе демократических принципов, без конфессионального деления, с обеспечением прав всех национальных и религиозных меньшинств, а также женщин. При этом отмечается необходимость сохранения сирийской армии, возмещения нанесенного ущерба, а также недопустимость актов возмездия.

Дамаск не против прямых переговоров с оппозицией

Официальный Дамаск не против проведения прямых переговоров с оппозицией в Женеве, помимо встреч с участием Стаффана де Мистуры, заявил Микдад.

"Это предмет обсуждения с де Мистурой, - сказал он, отвечая на вопрос о возможности перехода к прямым переговорам в ходе предстоящего раунда. - Но до сих пор он настаивал на том, чтобы все переговоры шли через него. У нас нет возражений против прямых переговоров".

Микдад также указал, что на переговорах должны быть представлены позиции всех участников. "На сегодняшний день мы имеем только требования эр-риядской группы, которую поддерживают Катар, США, Турция и так далее, - отметил он. - Однако другие группы, та же "Москва-Каир", остальные группы внутренней оппозиции, имеющие большее отношение к Сирии, не представлены на переговорах".

"Сирию должны представлять те люди, которые непосредственно связаны со страной и которые болеют за мир", - подчеркнул замглавы МИД САР.

О Башаре Асаде

Сирия не поддастся давлению Запада, настаивающего на уходе президента страны Башара Асада, все вопросы управления страной может решать только народ, заявил Микдад, отвечая на вопрос, поднимался ли на переговорах в Женеве вопрос о судьбе Асада.

"У нас один ответ в этом вопросе. Все, что касается руководства страны, управления страной - это дело народа Сирии", - подчеркнул замглавы МИД САР.

"Время, когда США требовали ухода руководителей стран, прошло. Если эр-риядская группа считает, что на данный момент готова принять управление страной, то она очень сильно ошибается. Но это не значит, что они не будут поднимать этот вопрос на предстоящих встречах в Женеве", - отметил Микдад.

Боевые действия под Алеппо

Сирийская армия ведет боевые действия под Алеппо для подготовки дальнейшего наступления на террористов в Ракке и под Дейр-эз-Зором, заявил Фейсал Микдад.

"Сейчас сирийская армия ведет борьбу в Алеппо. Боевые действия в Алеппо ведутся из необходимости дальнейшего наступления на Ракку, Дейр-эз-Зор и так далее, - сказал он. - Сирийская армия дойдет до всех районов, где действуют террористические группировки".

Микдад указал, что "в Сирии нет ни одного района, который был бы закрыт перед сирийской армией". "Но армия исходит из приоритетности поставленных задач, - продолжил он. - Исходя из этого, наступает на те районы, которые считаются необходимыми для освобождения".

Замглавы МИД САР отметил роль России, а также Ирана и движения "Хезболлах" в успехах сирийской армии в последние недели. "Сирийское сопротивление было бы невозможным без поддержки России, Ирана и "Хезболлах". Те успехи, которые достигла сирийская армия в Пальмире и Эль-Карьятейне, в таком виде были бы невозможны без поддержки наших российских друзей", - подчеркнул он. 

По словам Микдада, террористические группировки, называющие себя "умеренной оппозицией", но на деле действующие совместно с "Джебхат ан-Нусрой" (террористическая группировка, запрещена в РФ - прим. ТАСС), нарушают перемирие под Алеппо, поэтому с ними ведется вооруженная борьба. 

"Некоторые группировки, которые называются в кавычках умеренными, не напрямую, а через "Джебхат ан-Нусру", нарушают данный режим, о чем было сказано и нашими российскими коллегами после определенного расследования, - сказал он. - Мы не позволим, чтобы эти группировки, воспользовавшись данным режимом, перегруппировались и восстановили пути финансирования в целях вновь начать войну против властей Сирии".

"И мы им не позволим добиться новых успехов в поле, - продолжил Микдад. - Поэтому и ведется совместная борьба Сирии и других сил, которые поддерживают нас, в Алеппо с этими группировками".

Замглавы МИД САР подчеркнул, что правительство Сирии ведет борьбу только с террористами и поддерживающими их отрядами. "Мы согласно режиму прекращения огня ведем борьбу с "Исламским государством" (ИГ, террористическая группировка, запрещенная в РФ - прим. ТАСС) и "Джебхат ан-Нусрой", а также теми группировками, которые связаны с ними", - указал он.

Микдад при этом подчеркнул, что правительство Сирии строго соблюдает режим перемирия. "В ходе переговоров в Женеве подтверждается соблюдение официальными властями данного режима", - добавил он.

В Дарае на сегодня остаются только террористы

Правительство Сирии располагает информацией о том, что в блокированном сирийской армией городе Дарая, на оказании населению которого гуманитарной помощи настаивают западные страны и оппозиция, остаются только террористы и члены их семей.  

"Дарая очень близко расположена к Дамаску. И именно из этого района обстреливается в том числе и МИД Сирии, - сказал он. - Там нет никого, кроме вооруженных лиц, но утверждается, что там все-таки есть гражданские лица. Мы установили, что в этом районе нет никого, кроме ИГ и "Джебхат ан-Нусры" и их семей".

При этом Микдад указал, что если ООН удастся содействовать уходу из Дараи террористических группировок (в 2015 году в рамках локальных перемирий применялась практика вывода при посредничестве ООН вооруженных группировок из районов с тяжелой гуманитарной ситуацией - прим. ТАСС), "то мы обязательно направим гуманитарную помощь, если вдруг там окажутся гражданские лица".

Освобождение заключенных

Правительство Сирии готово обсуждать с оппозицией освобождение заключенных, однако речь нужно вести и об освобождении похищенных оппозиционными группировками лиц, количество которых превышает 15 тысяч человек, заявил Фейсал Микдад.

"Естественно, мы готовы. Это широкомасштабная и глубокая проблема. Мы бы хотели решить ее даже до 13 апреля, - сказал он. - Но в чем основной вопрос: проблема состоит в том, что международное сообщество требует освобождения от сирийского руководства всех заключенных. Но никто не требует, чтобы более 15 тысяч человек, похищенных различными оппозиционными группировками, были освобождены, никто ничего о них не знает".

Чтобы добиться справедливости, указал Микдад, необходимо обсудить и судьбу этих 15 тысяч человек. "Они тоже люди", - добавил он.

"Мы предлагали предоставить нам списки людей, которые, по мнению оппозиционных групп, находятся в руках официальных властей, - продолжил замглавы МИД САР. - Со своей стороны мы предоставим список похищенных людей, которые, по нашему мнению, находятся у оппозиционных группировок".

При этом Микдад отметил, что в составляемых оппозицией для международных организаций списках заключенных "в большинстве случаев имена повторяются или есть имена тех, кого давно уже освободили". "Поэтому этот вопрос должен обсуждаться по факту непосредственно между официальными властями и группировками, а не посредством объявлений, - продолжил он. - Правительство в большей степени заинтересовано и спешит решить этот вопрос с тем, чтобы все похищенные люди могли вернуться к своим семьям".

"Мы с удовольствием поедем в Женеву"

Фейсал Микдад отметил, что Сирия настроена на участие в межсирийских переговорах в Женеве ради урегулирования кризиса, но будет готова к ним после проведения парламентских выборов 13 апреля.  

"Мы информировали ООН, в частности, спецпосланника (генерального секретаря) Стаффана де Мистуру о том, что сирийская сторона будет готова к переговорам приблизительно 15 апреля, - продолжил он. - Это связано с предстоящими парламентскими выборами в Сирии".

"Мы с удовольствием поедем в Женеву для участия в переговорах с настроем на диалог для поиска решения кризиса в Сирии", - добавил Микдад.

Поддержка Тегерана

Иранские военные инструкторы и советники оказывают Сирии помощь в борьбе с терроризмом, Тегеран также поддерживает Сирию в экономическом плане, заявил Фейсал Микдад.

"Есть много иранских военных инструкторов и советников в Сирии, - сказал он. - Иран очень сильно помогает Сирии в экономическом плане, оказывается научно-культурная поддержка".

Микдад добавил, что сирийцы благодарны иранскому народу за поддержку, направленную на сохранение целостности страны. "Отношения Сирии с Ираном стратегические, как и отношения с РФ", - констатировал он.

Замглавы МИД Сирии также отметил помощь, оказываемую Дамаску в противостоянии террористам движением "Хезболлах" в борьбе. "Такое же отношение у сирийцев к роли "Хезболлах" в Сирии. "Хезболлах" защищает Ливан и в то же время воюет с терроризмом в интересах Сирии", - указал заместитель министра иностранных дел САР. 

О вкладе России

Как заявил Микдад, вывод основной части российской воинской группировки из Сирии не повлиял негативно на сотрудничество Москвы и Дамаска в борьбе с терроризмом.  

"Мы глубоко уважаем все решения, которые принимает президент России, - сказал он. - Вывод некоторых российских воинских подразделений ни в коем случае негативно не повлиял на российско-сирийскую борьбу с терроризмом".

Микдад добавил, что Сирия "чувствует и видит поддержку России в борьбе с терроризмом и выражает за это бесконечную благодарность". "Мы очень довольны российской позицией в отношении Сирии по самым разным вопросам, - продолжил он. - Президент России и российское руководство предпринимают правильные шаги".

По мнению замглавы МИД Сирии, "если бы Запад следовал рекомендациям российской стороны в борьбе с терроризмом, не было бы в том числе таких терактов в Европе".

О курдах

Сирийские курды должны участвовать в переговорах по мирному урегулированию в Женеве, заявил Фейсал Микдад.

"Мы считаем, что все заинтересованные стороны должны принять участие в переговорах в Женеве, в том числе сирийские граждане из числа курдов", - сказал он.

Микдад добавил, что правительство Сирии не делит народ страны по национальному признаку. "Сирия - это маленькая страна, это не то, что Россия или республики Советского Союза. Самая маленькая республика бывшего Советского Союза и то по площади такая же, как Сирия, - продолжил он. - Поэтому мы не рассматриваем объявление где-либо в Сирии федерализации, но мы за то, чтобы все заинтересованные стороны, в том числе и курды, принимали участие в этих переговорах".

По его словам, Дамаск выступает против создания федерализации курдских территорий в Сирии и попыток разделения страны.  

"Мы против всего, что может посягать на разделение страны, - сказал он. - У всех в Сирии есть права, в том числе права курдов должны обсуждаться всенародно. Курды в Сирии жили с момента ее основания, поэтому мы не видим смысла в объявлении организации такого федерализма в стране".

"Если есть какой-то дисбаланс, сирийцы сами должны решать, как этот дисбаланс между народами Сирии устранить, - продолжил Микдад. - Но это исключительно право сирийского народа". 

О доставке гумпомощи в Фуа и Кефраю

Доставка гуманитарной помощи в осажденные боевиками города Фуа и Кефрая несколько раз блокировалась даже при выполнении официальным Дамаском условия о синхронном оказании помощи контролируемому террористами городу Мадая, заявил Микдад.

"Когда гуманитарная помощь синхронно доставляется, это единственная адекватная возможность когда можно предоставить гуманитарную помощь в Фуа и Кефраю..., - сказал он. - Несмотря на этот синхронный план доставки гуманитарной помощи, несколько раз было так, что Мадая получала гуманитарную помощь, а в Фуа и Кефраю данная помощь не доходила".

Микдад отметил, что группировки, которые держат в блокаде Фуа и Кефраю, близки к США. "Мы надеемся, что США окажут влияние на своих друзей из числа вооруженных боевиков с тем, чтобы они дали возможность доставить туда гуманитарную помощь", - отметил Микдад.

Замглавы МИД САР также указал, что правительство Сирии ищет возможности для доставки гуманитарных грузов в Восточную Харасту по дороге Дамаск-Хомс, несмотря на то, что в этом районе идут бои с террористами. "По соображениям безопасности просто не представляется возможности доставить в этот район гуманитарную помощь, - сказал он. - Там все время идут боевые действия, но мы в правительстве Сирии постоянно обсуждаем эти вопросы, и при первой же возможности мы оказываем и будем оказывать всем нуждающимся районам гуманитарную помощь".

По словам Микдада, правительство Сирии приняло все необходимые меры для того, чтобы гуманитарная помощь, включая медикаменты, доходила до всех нуждающихся.  

"Мы приняли все меры, и до сих пор предпринимаем все необходимые меры, чтобы гуманитарная помощь оказывалась всем нуждающимся, - сказал он. - ООН и США, в частности, признали роль сирийского правительства в этом вопросе, а именно в том, что правительство принимает активное участие в предоставлении гуманитарной помощи всем нуждающимся. Мы прислушиваемся к наставлениям наших российских друзей по этому вопросу".

Микдад отметил, что две категории грузов, которые могут быть использованы террористами, не входят в поставки гуманитарной помощи. "Речь идет об операционных принадлежностях, там нет врачей, и мы не считаем, что они должны дойти до вооруженных людей, которые могут их использовать в других целях, - указал он. - Также мы не направляем лекарственные препараты, которые могут использоваться для создания химического оружия".

"Остальные лекарства доходят до адресатов", - подчеркнул глава МИД САР.

Читать на tass.ru
Теги