7 октября 2020, 10:30
Статья

Европа на перепутье. Какое будущее ждет континент без США?

Европейские политики опасаются трансатлантического раскола, если на американских выборах вновь победит Дональд Трамп
Президент США Дональд Трамп. Drew Angerer/ Getty Images
Президент США Дональд Трамп

Из-за обострившихся противоречий в Вашингтоне в последние годы США сосредоточены на своих внутренних проблемах и проявляют все меньше интереса к происходящему в мире. Ключевым направлением американской внешней политики становится противостояние с Пекином, что вынуждает Вашингтон менять свои приоритеты в отношениях с другими странами. 

На этом фоне некоторые ключевые союзники США уже не могут, как раньше, полагаться на безоговорочную американскую поддержку и вынуждены все чаще рассчитывать на собственные силы. В первую очередь это касается Евросоюза, чьи отношения с Вашингтоном после появления в Белом доме Дональда Трампа с каждым годом становились все хуже.

Трансатлантический раскол

"Нынешняя американская администрация руководствуется логикой наказания, если другие не подчиняются, — заявил в интервью газете Politico Норберт Рёттген, председатель комитета Бундестага по внешней политике. — На этой основе невозможно построить партнерство".

Такая риторика привычна для Москвы или Тегерана, но ее никак не ожидаешь услышать от одного из трех наиболее вероятных кандидатов на пост лидера партии ХДС. Столь резкие высказывания от традиционно сдержанных германских политиков уже сами по себе признак того, что в отношениях Америки и ЕС все далеко не гладко. Германия — негласный лидер содружества — долгое время оставалась одним из важнейших партнеров США в Европе как в вопросах безопасности, так и в экономической сфере. 

Однако с тех пор, как Дональд Трамп занял президентское кресло, он регулярно критиковал Берлин за недостаточно высокие расходы на оборону, за политику в отношении беженцев, за "Северный поток — 2" и стремление ФРГ сотрудничать с Россией.

Все попытки канцлера Ангелы Меркель найти общий язык с американским лидером, кажется, потерпели неудачу. Кульминацией провала этих усилий стало июльское решение Трампа о выводе из ФРГ около 12 тыс. американских военнослужащих, которые находились там для сдерживания России.

По мнению Рёттгена, если Дональд Трамп вновь одержит победу на предстоящих выборах 3 ноября, то евроатлантическому партнерству грозит коллапс. 

Разворот на Восток

В том же интервью Politico Рёттген выражает надежду, что победа на выборах демократа Джо Байдена могла бы перезагрузить трансатлантические отношения, но далеко не факт, что потеря интереса Вашингтона к европейским проблемам связана непосредственно с Трампом.

Американским избирателям все меньше нравится видеть свою страну в роли мирового жандарма. Сказывается и множество нерешенных внутренних проблем, и утомление бесконечными военными кампаниями США за рубежом. Это означает, что американские политики будут стараться дистанцироваться от различных глобальных конфликтов. Такая стратегия хорошо прослеживается на примере Ближнего Востока, где Вашингтон, с одной стороны, формирует антииранскую коалицию, но с другой — оставляет решение всех региональных проблем своим союзникам, возвращая военных США домой.

Основной внешнеполитической проблемой американцев остается противостояние с КНР. Это вынуждает Вашингтон все внимательнее следить за происходящим по ту сторону Тихого, а не Атлантического океана. Американо-китайские разногласия уже называют новой холодной войной, а эксперты прогнозируют, что она может затянуться на десятилетия. 

В этих условиях Вашингтон стремится нарастить свое присутствие в Азии и выстроить в регионе антикитайскую ось.

В Европе такой антироссийский альянс уже давно существует, и Трамп не видит смысла тратиться на его лояльность. В последние три с половиной года американский лидер посылает Старому Свету вполне понятный сигнал, что, если Европа — особенно Германия — не будет платить, она не сможет рассчитывать на американскую поддержку. Белый дом все еще называет Россию своим соперником, но его приоритеты сместились в Китай, а это значит, что решать разногласия с Москвой и определять дальнейшую политику на континенте Европе предстоит самой.

Европейский вызов

Вряд ли Брюссель сможет создать новый европейский порядок без тесного взаимодействия с Россией и Турцией. В первую очередь потому, что ни один из текущих кризисов на континенте не разрешить без участия этих стран.

Ситуация с беженцами, война на Украине, политическая нестабильность в Белоруссии, газовая гонка в Средиземноморье, а с недавних пор и серьезно обострившийся конфликт на Кавказе. Все эти вызовы требуют прямого и открытого диалога Брюсселя с Москвой и Анкарой, что может подтолкнуть ЕС к изменению сложившейся политики в отношении этих стран. 

"Евросоюз должен стремиться вести эффективный стратегический диалог с Россией и Турцией, принимая во внимание авторитарные злоупотребления этих государств, — заявил президент Франции Эмманюэль Макрон. Поэтому мы должны твердо обозначить им свои красные линии: необходимо полное уважение суверенитета и интересов государств ЕС и соблюдение европейских базовых ценностей".

Говоря о ценностях, хочется отметить, что с ними в Европе тоже далеко не все однозначно. Особенно это заметно на примере отношений Брюсселя со странами Вишеградской группы, где, как написал венгерский премьер Виктор Орбан, не приемлют "морального диктата" и "попыток (Брюсселя — прим. ТАСС) навязать другим странам свои либеральные ценности и свой образ жизни". 

"Запад потерял привлекательность в глазах Центральной Европы", — заключил глава венгерского правительства в своей программной статье для газеты Magyar Nemzet.

Недовольство Брюсселю выражает не только Восток, но и Юг, куда продолжают прибывать беженцы из Африки и Ближнего Востока. Такие страны, как Греция, Италия и Испания, не раз заявляли Евросоюзу, что он делает недостаточно для решения миграционного кризиса, указывая на то, что многие члены сообщества самоустраняются от решения этой, казалось бы, общей проблемы. 

Еще одной проверкой ЕС на прочность стала пандемия коронавируса. Закрытие границ внутри ЕС и неравномерное распределение лекарств и защитных средств заставили задуматься о том, кто их настоящий союзник, не только членов сообщества, но и государства, которые придерживаются курса на вступление в ЕС. В первую очередь это касается Сербии, президент которой открыто заявлял, что вся европейская солидарность существует только на бумаге, но в критический момент расчитывать на настоящую помощь можно только от Пекина. С похожими заявлениями выступали и наиболее пострадавшие от коронавируса Италия и Испания, оставшиеся на первых этапах вспышки без помощи из ЕС.

Другими словами, чтобы двигаться вперед, Европе предстоит скорректировать свою политику не только на внешнем, но и на внутреннем направлении.

Новая реальность

В последние десятилетия Евросоюз продвигал свои интересы, делая ставку преимущественно на экономические, а не геополитические инструменты. Европейцы полагали, что устранение препятствий для рынков, а также выработка четких и однозначных правил дадут положительный результат для всех. Силовое давление и разрешение конфликтных ситуаций Брюссель доверял Вашингтону. 

Однако ослабление лидерства США, укрепление позиций России и Китая, а также новые региональные и глобальные вызовы толкают европейцев к поиску модели, которая лучше бы отвечала новым политическим реалиям. 

Еще в 2019 году, заявляя о "смерти мозга НАТО", президент Макрон констатировал, что Европе необходимо начать думать о себе как о самостоятельной геополитической силе, в противном случае она "не будет контролировать свою судьбу". Он же выступал за создание Европейского совета безопасности, в который бы также вошла Великобритания, чтобы стороны могли вместе вырабатывать решения в сфере обороны.

Для Европы также важно обеспечить не только военную безопасность, но и экономическую. Брюсселю удалось не допустить введение американских пошлин на европейские автомобили и вынудить Трампа взять тайм-аут в торговых переговорах. Однако, оставаясь доминирующим игроком в мировой финансовой системе, США могут использовать свой статус как оружие. Из-за американских санкций Европе не удалось в полной мере спасти иранскую ядерную сделку, точно так же может случиться и с "Северным потоком — 2", который не устают критиковать в Вашингтоне. 

Другой угрозой для экономического благополучия ЕС является противостояние США и Китая, в котором Брюссель может также оказаться в заложниках. Европе сложно однозначно занять одну из сторон, так как на ее территории работают как американские, так и китайские компании, отвечающие за внедрение различных высокотехнологических и инфраструктурных проектов. Получается, что и тут европейцам необходим третий путь, которым может стать увеличение инвестиций в собственные разработки и исследования.

В июне 2019 года лидеры ЕС утвердили стратегию развития на 2019–2024 годы, в которой говорилось, что "в мире растущей неопределенности" ЕС должен придерживаться четко заданного курса для защиты своих интересов. Одним из четырех основных пунктов этого документа стало "продвижение европейских интересов и ценностей на мировой арене".

Это говорит о том, что независимо от того, кто займет кресло в Белом доме после ноябрьских выборов в США, Брюссель продолжит действовать более автономно, опираясь в первую очередь не на союз с Вашингтоном, а на свои экономические, финансовые и интеграционные механизмы.

Дмитрий Беляев