Все новости

"Совершила переворот в музейном деле". Соболезнования в связи со смертью Ирины Антоновой

Президент ГМИИ имени А.С. Пушкина умерла в возрасте 98 лет
Ирина Антонова Дмитрий Серебряков/ТАСС
Описание
Ирина Антонова
© Дмитрий Серебряков/ТАСС

1 декабря стало известно о смерти президента Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина Ирины Антоновой. Ей было 98 лет. Коллеги выражают свои соболезнования. ​​​​

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования в связи со смертью Антоновой. Глава государства хорошо знал президента ГМИИ им. Пушкина, ценил ее экспертное мнение, отметил представитель Кремля Дмитрий Песков.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что благодаря таланту Антоновой ГМИИ имени Пушкина приобрел мировую известность.

Министр культуры Ольга Любимова отметила, что Антонова стала легендой, с высочайшим профессионализмом и гражданской ответственностью посвятив жизнь музейному делу.

Замглавы СБ РФ Дмитрий Медведев считает, что Ирина Антонова сделала ГМИИ им. Пушкина одним из известнейших центров искусства, образования и просвещения.

Истинный подвижник музейного дела

ГМИИ им. Пушкина благодаря Антоновой стал современным просветительским центром и сокровищницей мировых художественных шедевров, написала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в телеграмме с соболезнованиями. 

"С глубоким прискорбием узнала о кончине президента Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ирины Александровны Антоновой. Более полувека Ирина Александровна руководила одним из крупнейших музеев России, благодаря ее созидательному труду ГМИИ стал современным просветительским центром, сокровищницей мировых художественных шедевров", - подчеркнула Матвиенко.

Спикер Совфеда назвала Антонову истинным подвижником музейного дела, блестящим искусствоведом, прекрасным человеком, который душой радел за отечественную культуру. "Вместе со всей страной она пережила тяготы непростого военного и послевоенного времени, что навсегда закалило ее характер и позволяло преодолевать любые трудности", - добавила спикер Совфеда.

Матвиенко напомнила, что профессиональная и общественная деятельность Антоновой отмечена высокими званиями и наградами как в России, так и за рубежом. "Она неутомимо передавала свои энциклопедические знания и опыт молодежи, присущие Ирине Александровне предельная самоотдача в работе, оптимизм и жизнелюбие всегда будут примером для тех, кто посвятил себя служению отечественной культуре", - написала Матвиенко.

"Огромная потеря для отечественной и мировой культуры"

Спикер Госдумы Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи со смертью Антоновой. По его словам, уход Антоновой из жизни - "огромная потеря для отечественной и мировой культуры, музейного сообщества". "Благодаря ей весь мир знаком с шедеврами Пушкинского музея, которому она посвятила свою жизнь, занимаясь вопросами сохранения бесценного исторического и культурного наследия", - подчеркнул Володин. 

"Светлая память Ирине Александровне", - добавил он.

Антонова "стала неизменной частью музея"

Антонова была символом и лицом музея, она была абсолютно бесстрашным, любящим не напоказ и строгим в отношении жизни человеком, сказала директор музея Марина Лошак.

"Трудно представить себе Пушкинский музей без Ирины Александровны Антоновой, которая стала его неизменной частью, его лицом, его символом. Которая часть мифа Пушкинского во всех его проявлениях", - сказала Лошак, чьи слова приводят в пресс-службе музея.

Антонова проработала в музее около 75 лет. "В 1945 году, будучи юной девушкой, она пришла сюда и до сегодняшнего дня практически, за исключением нескольких месяцев этого года, связанных с коронавирусом, она практически каждый день приходила в музей. И мы привыкли ощущать ее рядом, даже когда не разговаривали о каких-то делах, даже когда просто слышали шуршание бумаг или звук ее голоса за дверью ее кабинета. Мы понимали, что она есть, и ощущали ее присутствие, присутствие очень эмоционального, очень открытого, любящего не напоказ и очень строгого в своем отношении к жизни человека", - добавила директор Пушкинского музея.

Она отметила, что трудно назвать подобную институцию, которая так плотно срослась бы с образом человека, как Пушкинский музей и Антонова. "Ирина Александровна была человеком абсолютно бесстрашным. Бесстрашным как профессионал, бесстрашным как личность. Человеком, который на протяжении своей профессиональной жизни демонстрировал очень яркие шаги, сделанные навстречу - навстречу новому, шаги человека, который готов рисковать. И это были неслучайные шаги и поступки человека, который понимает, что дело, что принципы важнее всего остального", - сказала Лошак.

"Целая эпоха советской и российской культурной жизни"

Антонова стала олицетворением эпохи советской и российской культурной жизни, именно ей удалось вывести ГМИИ имени Пушкина в "высшую лигу" мирового музейного сообщества. Такое мнение в беседе с ТАСС высказал специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

"Ирина Александровна Антонова - это целая эпоха советской и российской культурной жизни, эпоха по времени ее служения Пушкинскому музею, а это 75 лет. Именно она превратила ГМИИ им. Пушкина в музей, который вошел в высшую лигу мирового музейного сообщества", - отметил Швыдкой.

По его словам, Антонова "еще в советское время поняла, что музей - это не просто место, где хранятся экспонаты того или иного уровня, но некий миссионерский институт, который занимается просвещением, воспитанием, научными исследованиями". "В этом смысле она продолжала развивать идею, которую закладывал в свое время основатель этого музея Иван Цветаев", - заметил он.

Швыдкой напомнил, что с именем выдающегося искусствоведа связаны такие знаковые проекты, как выставки "Москва - Париж", "Москва - Берлин", "Золото Шлимана", фестиваль "Декабрьские вечера" и другие. Антонову связывала дружба со многими выдающимися деятелями отечественной и мировой культуры. "Я всегда ее видел, например, во МХАТе, в консерватории, Большом театре. Она была человеком, универсально интересующимся культурой. Ей возвращали эту любовь ее коллеги: она была очень близка со Святославом Теофиловичем Рихтером, дружила со звездами Большого театра", - рассказал спецпредставитель президента.

"Понятно, что могут сказать: "Она ушла из жизни в достаточно преклонном возрасте". Но у таких людей нет возраста, и потеря ее бесконечно горька", - подчеркнул Швыдкой.

"Человек, открывший зрителю путь к шедеврам мирового искусства"

Антонова была хорошо знакома с выдающимися деятелями культуры и политики России и Европы ХХ века и имела большое влияние, отмечается в письме с соболезнованиями, опубликованном на официальном сайте Союза музеев России.

"Сегодня Ирина Александровна Антонова ушла от нас навсегда… С ней можно было не соглашаться, ее можно было побаиваться, но она была АНТОНОВА. Легендарный директор Пушкинского музея, непреклонный борец за его, музея, развитие и славу. Человек, открывший нашему зрителю путь к шедеврам мирового искусства. Тонкий ценитель и знаток музыки, научивший нас наслаждаться единением музыкального и изобразительного искусства. Она была "на короткой ноге" со всеми великими двадцатого века и в культуре, и во власти; и в России, и в Европе", - говорится в письме.

В Союзе музеев назвали ГМИИ имени Пушкина, который Антонова возглавляла в течение многих лет, ее "любимым чадом".

"Она всегда была практичной"

Гендиректор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский отметил, что Антонова обладала необходимыми качествами для руководителя музея - она была элегантной, твердой и практичной.

"Она всегда была очень женственна, элегантна. Она всегда была очень твердой, жесткой, знающей, что делает, практичной. Вместе это то, что важно для музея. Она умела строить жизнь и построила очень достойную жизнь", - сказал Пиотровский.

"Она совершила переворот в музейном деле"

Деятельность Антоновой оказала влияние на развитие музейного дела в России, отчасти совершив в нем переворот, ее вклад в русскую культуру неоценим, отметил директор Государственного исторического музея (ГИМ) Алексей Левыкин.

"Какими словами можно охватить деятельность великого человека, который оказал влияние не только на развитие музейного дела, но и вообще на всю русскую культуру. Жизнь Ирины Александровны Антоновой была связана с музеями, с Пушкинским музеем. Я горжусь тем, что мне в жизни посчастливилось общаться с ней, разговаривать и даже спорить в некоторых случаях. Мне посчастливилось жить в эпоху Антоновой. Вклад, который она сделала в развитие русской культуры, просто неоценим. К этому исследователи и специалисты будут возвращаться постоянно", - сказал Левыкин.

Он отметил, что Антонова производила неизгладимое впечатление на людей, с которыми пересекалась, и считалась великим директором музея не только в России, но и за рубежом. По словам Левыкина, Антонову отличала смелость и уверенность в правоте того, что она делает. "Все ее начинания, связанные с Пушкинским музеем, оказали неизгладимое влияние практически на деятельность каждого музея страны. В какой-то степени она совершила переворот в музейном деле, благодаря своей настойчивости, упорству, знаниям, пониманию полной правоты. Ей удалось пробить и решить многие вопросы, на которые другой человек не решился бы. Она всегда была права", - заключил собеседник агентства.

"Огромная утрата для российской культуры"

Антонова посвятила всю себя Пушкинскому музею и музейному делу, музейное сообщество потеряло в ее лице великого учителя и пример для подражания, считает генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

"Это огромная утрата для всей российской культуры. Ирина Александровна посвятила всю свою жизнь делу, в которое верила, оно придавало ей сил и энергии в самые сложные периоды жизни. Благодаря профессионализму, исключительному художественному вкусу, самоотверженности и воле ей удавались почти невозможные вещи: она превратила музей, задуманный как музей слепков, в уважаемую и знаменитую во всем мире организацию, она проводила во времена "железного занавеса" такие выставочные проекты, которые и сейчас под силу далеко не каждому музею", - сказала Гагарина, чьи слова приводят в пресс-службе ММК.

Она отметила, что все, кому довелось работать с Ириной Александровной, получили неоценимый опыт. "И сегодня музейное сообщество потеряло своего великого учителя, пример для подражания. Я выражаю самые искренние соболезнования близким Ирины Александровны и сотрудникам ГМИИ имени Пушкина. Нам всем, кто знал ее, работал с ней, слушал ее лекции, видел созданные ею выставки, будет очень не хватать ее", - заключила Гагарина.

"Она превосходила своим масштабом любую эпоху в жизни страны"

Директор Государственного музея истории российской литературы имени Даля Дмитрий Бак также отметил гигантский вклад Александровны в музейное дело. "Она была великой, потому что превосходила своим масштабом любую отдельно взятую эпоху в жизни нашей страны. Ирина Александровна умела работать и в эпоху оттепели, и в период "заморозков", не отвлекаясь на частности, возделывая свой сад - без малейших скидок на внешние препятствия", - сказал он ТАСС.

"Ирина Александровна была моложе многих из нас. Именно она сумела в последние годы своей долгой жизни уловить изменения, которые произошли и происходят в современном искусстве, в современной культуре. Всегда говорила о важности "насмотренности" шедевров, о незаменимости общения с подлинными произведениями искусства. Именно эти суждения предваряют эпоху, которая наступила сейчас. Смерть Ирины Александровны - своего рода символический акт: столетие Антоновой позади, что впереди - об этом она многое и важное успела сказать", - заключил он.

Генеральный директор государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, член совета при президенте РФ по культуре и искусству Светлана Мельникова также сказала ТАСС, что смерть Антоновой - уход человека-эпохи. "Мне выпало огромное счастье с ней достаточно много общаться, очень много разговаривать. Ее человеческая позиция всегда вызывала у меня огромное уважение, по какому бы вопросу она ни высказывалась. Ее профессиональные качества - это не предмет какого-либо обсуждения, они широко известны. И для меня этот образ будет воплощением профессионального достоинства и высочайшего профессионализма", - добавила она.

"Навсегда останется в истории русской культуры"

Творческие силы, которые Ирина Антонова вложила в развитие ГМИИ им. Пушкина, дадут новый стимул для развития культуры в Нижегородской области, где работает филиал музея, заявил губернатор Глеб Никитин. "Нижегородская область тесно сотрудничает с Пушкинским музеем, у нас подписано соглашение, было много планов, в реализацию которых свои коррективы внесла пандемия. Но, уверен, что впереди у нас еще много общей работы. Творческий заряд, который Ирина Антонова вложила в развитие музея, способен дать новый стимул развитию культуры в регионе", - отметил Никитин.

Глава региона принес соболезнования в связи с уходом из жизни Ирины Антоновой. "Ирина Александровна Антонова навсегда останется в истории русской культуры. Под ее руководством произошло возрождение Пушкинского музея, и он стал одним из основных музеев мира, местом, где находят воплощение яркие творческие идеи и проекты. Она своим примером показала, что музей - не просто хранилище экспонатов, а живой организм, способный рождать новые смыслы", - добавил Никитин.

"Одна из величайших музеологов ХХ века"

Антонова была одним из крупнейших исследователей искусства, специалистом музейного дела и навсегда останется примером для коллег - музейных руководителей. Такое мнение высказал директор флорентийской Галереи Уффици Айке Шмидт, выразив через ТАСС свои соболезнования в связи со смертью Антоновой.

"Мир искусства скорбит по Ирине Александровне Антоновой, одной из величайших музеологов ХХ века и первых десятилетий нового столетия, всемирно признанной крупнейшей исследовательнице не только современного искусства, но и итальянского Возрождения, которое она так любила", - сказал Шмидт.

"Вспоминаю с нежностью и ностальгией проведенные вместе с ней часы во время выставки Рафаэля "Поэзия образа" в Пушкинском музее четыре года назад, ее замечания и наблюдения всегда были потрясающими", - поделился директор Уффици. Он вспомнил и о последней встрече - на Петербургском культурном форуме около года назад . "Тогда мы говорили о ее возможной поездке в Италию", - не без сожаления добавил он. "Женщина невероятной культуры, космополит - она прекрасно говорила на иностранных языках без акцента, полная энергии, в том числе и в последние годы. Антонова создала глобальную репутацию Пушкинскому музею, нам будет не хватать ее советов, идей, мыслей. И она всегда останется примером для любого коллеги, директора музея и просто каждого гражданина", - заключил Шмидт.

"Гениальный арт-менеджер"

Антонова обладала редким сочетанием знаний и интуиции, с ее именем связано переосмысление миссии музея как культурной и общественной институции, заявил ТАСС ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.

По его словам, Антонова принадлежала к числу лучших выпускников Московского университета, всю свою долгую жизнь в искусстве и науке служила идеалам красоты и гармонии.

"Ирина Антонова обладала редким сочетанием фундаментальных знаний и интуиции, была гениальным арт-менеджером задолго до возникновения такой профессии в нашей стране. До последних дней Ирина Александровна сохраняла удивительную работоспособность, верность своему призванию и своим принципам, неизменно оставаясь яркой и талантливой женщиной. Мы будем хранить память об этом замечательном ученом, человеке неповторимой судьбы в науке и искусстве, ее огромных заслугах перед отечественной и мировой культурой", - заявил Садовничий.

Он отметил, что Антонова всю свою жизнь посвятила музейному делу.

"Получив прекрасное образование в Московском университете, несмотря на военное время, рано сформировавшись как крупный искусствовед, Ирина Александровна всю свою жизнь посвятила музейному делу. Именно с ее именем связано переосмысление миссии музея как культурной и общественной институции, заложение основ концепции музея как не только хранителя, но и как активного популяризатора искусства", - добавил Садовничий.

Ректор МГУ выразил соболезнования родным и близким Антоновой, а также коллективу Пушкинского музея.

"Глубокий знаток искусства эпохи Возрождения"

Национальный музей Прaдо в испанской столице назвал Антонову международным образцом в управлении престижными учреждениями культуры, сообщили корреспонденту ТАСС. 

Там утонили, что в связи с кончиной Антоновой "музей Прадо хочет выразить свои соболезнования Пушкинскому музею в Москве, его работникам и всем любителям искусства". "Фигура Ирины Антоновой, глубокого знатока искусства эпохи Возрождения, до сегодняшнего дня была международным образцом в управлении престижными учреждениями культуры благодаря ее самоотдаче, служебному призванию и интеллектуальному взгляду на то, какую роль музеи должны играть в нашем обществе", - уточнили в Прадо.

"Благодаря ее энтузиазму и настойчивости мы сотрудничали в успешных проектах, - добавили в мадридском музее. - Ирина Антонова неутомимо поддерживала отношения между нашими учреждениями, которые построили так много мостов".

"Олицетворение культуры России"

Антонова была из тех людей, которые являются олицетворением культуры России, она обладала утонченностью и необыкновенной силой духа, считает президент Российской академии художеств Зураб Церетели.

"Сегодня нас постигло большое горе - нас покинула гениальная Ирина Антонова. Она из тех великих людей искусства, науки, кто является олицетворением культуры России. В ней уникально соединялись аристократизм, интеллигентность, утонченность и необыкновенная сила духа, характера! Когда говорят, человек масштаба эпохи Возрождения, личность Ирине Александровне в полной мере соответствует этому определению!" - сказал Церетели, чьи слова приводят в пресс-службе РАХ.

Президент Академии художеств добавил, что Ирина Александровна навсегда останется в его сердце "как человек уникальнейший, преданный искусству, красивый человек во всех смыслах".

"У меня не получается сказать - ушла из жизни Ирина Александровна Антонова, потому что ее жизнью была жизнь музея. Не только одного музея - Пушкинского, но и всех музеев Росиии, музеев мира. Ее знали во всех музеях. И она была частью этой жизни, частью, казалось, неотъемлемой. Она была, остается и навсегда останется частью теперь уже истории российской жизни, российской культуры, жизни российских музеев. Ее жизнь, отданная этому делу, для всех нас - пример энергии, которая дается только любовью к тому, что ты делаешь", - сказал директор Русского музея Владимир Гусев.

Директор Музея Победы Александр Школьник сказал ТАСС, что огромный вклад Антоновой в развитие музейного дела еще предстоит осознать и оценить. "Она была примером высочайших профессиональных и нравственных принципов в отношении к искусству. Сегодня невозможно представить не только Пушкинский музей, но и российскую и мировую культуру, мир искусства в целом без Ирины Александровны Антоновой. Она принадлежит к тем людям, которых невозможно заменить", - добавил он.

Человек-легенда

Антонова стремилась создать условия для свободы работы художников, так ей удавалось делать нерушимые границы преодолимыми, рассказал президент Федерации еврейских общин России, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности раввин Александр Борода.

"В ней было твердое, незыблемое и совершенно неконъюнктурное понимание того, что для развития искусства нужен свободный диалог, что если мы хотим воспитывать "выдающихся" художников, то для музеев страны должен быть "безвизовый" режим. И это преодоление, казалось бы, нерушимых границ, благодаря ее работе стало возможно для всех ее современников", - передали слова Бороды в пресс-службе.

Как считает Борода, такие личности, как Антонова, уникальны, он отметил ее одаренность, самоотверженность, преданность делу, которому она служила всю жизнь, несмотря на переменчивые внешние обстоятельства. "Мы гордимся тем, что успели наградить Ирину Антонову премией Федерации еврейских общин России "Скрипач на крыше" в номинации "Человек-легенда", - добавил раввин.

Он подчеркнул, что множество российских и международных регалий и наград Антоновой, целый ряд ее высочайших достижений и преобразований - это все не только история личного успеха, но и история развития музейного дела, искусства, общественной жизни России.

Помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский подчеркнул, что Антонова внесла огромный вклад в становление и развитие отечественной музейной отрасли. "Ирина Александровна была истинным гражданином своего Отечества, делом доказавшим свою преданность России. Таких людей, как Ирина Александровна, больше нет. И нет слов, чтобы выразить глубину постигшей всех нас утраты", - привели его слова ТАСС в пресс-службе РВИО.

"Ее очень уважали в экспертном сообществе"

Директор миланской пинакотеки "Брера" Джеймс Брэдберн считает, что Антонова сделала важный вклад в международное музейное дело, а ее голос в мире музеев был одним из самых весомых. Об этом известный британско-канадский музеолог сказал корреспонденту ТАСС, выразив соболезнования в связи со смертью президента ГМИИ имени Пушкина.

"Ее очень уважали в экспертном сообществе за опыт, а также за упорство, глубокие убеждения и ценности, сформировавшиеся еще в советские предвоенные годы. Даже если она не была более директором Пушкинского музея с 2014 года, она оставалась авторитетом и важным голосом в международном музейном деле, в котором оставила важный след", - сказал собеседник агентства.

Брэдберн рассказал, что познакомился с Антоновой еще в 1980-х годах в Москве совсем молодым куратором выставок. "Уже тогда она казалась старшей, во всяком случае мне, и уже тогда она была потрясающая", - вспомнил первый иностранный директор "Бреры". Позже, когда он возглавлял Дворец Строцци во Флоренции, они сотрудничали с Антоновой в работе над выставками Пикассо, Миро, Дали. "Антонова была гигантом среди музейных директоров в России", - заключил Брэдберн.

"Блестящий знаток французского искусства"

Лувр скорбит о смерти Антоновой, пользовавшейся огромным уважением в мире искусства,заявил ТАСС его директор Жан-Люк Мартинез.

"Лувр и лично я хотим отдать дань памяти Ирине Александровне Антоновой, легендарному руководителю Пушкинского музея, выдающемуся человеку, пользовавшемуся уважением в музейном сообществе", - сказал он. "Блестящий знаток французского искусства, Ирина Антонова поддерживала тесные контакты с Лувром", - отметил Мартинез. "Она сыграла важную роль в демонстрации "Джоконды" в Москве в 1974 году и в проведении выставки "Святая Русь" в Лувре в 2010 году", - напомнил он.

Мартинез отметил, что Ирина Александровна была "одним из ведущих представителей международной группы Bizot Group, объединяющей организаторов наиболее важных выставок в мире". "Дружившая многие годы с Андре Мальро, возглавлявшим Министерство культуры Франции, Ирина Антонова посвятила ему замечательную выставку "Голоса безмолвия", для которой Лувр предоставил произведения искусства из своих коллекций", - добавил директор парижского музея.

"Мы выражаем нашу глубокую скорбь в связи с кончиной выдающейся женщины, всегда вызывавшей у нас восхищение", - сказал Мартинез.

"Человек необыкновенного горизонта"

Антонова была одной из опор отечественной культуры и частью национального достояния. Благодаря ей Пушкинский музей стал музеем международного значения, сказала ТАСС доктор искусствоведения, профессор, историк искусств Марина Свидерская.

"Уход Ирины Александровны Антоновой - это колоссальная потеря для нашей культуры. На протяжении десятилетий она была одной из ее опор. Масштаб утраты мы поймем, наверное, только спустя какое-то время. Мы часто слышим в рекламе по телевидению слова "национальное достояние". Так вот, <...> национальное достояние - это люди. Можно сказать, что сегодня мы утратили одну из важных составляющих нашего национального достояния", - сказала Свидерская.

Она добавила, что в жизни ГМИИ им. Пушкина с февраля 1961-го по 2013 год была целая эпоха Антоновой, как существовала эпоха Ивана Цветаева, основателя музея. И жизнь музея совершенно изменилась, отметила собеседница агентства.

По словам искусствоведа, Антонову всегда увлекало стремление как бы раздвинуть границы какого-то исторического художественного периода, смотреть на его связи с развитием европейского и даже мирового искусства в целом. "Органические созвучия, устанавливаемые самой культурой между эпохами, которые кажутся довольно отдаленными друг от друга, - это то, что ее больше всего привлекало и что прослеживать ей замечательно удавалось", - сказала Свидерская.

Она назвала Антонову "человеком необыкновенного горизонта" и уникальной личностью в том, что касалось ее энергии, инициативы, необычайно созидательного воображения. Искусствовед отметила, что у Ирины Александровны было не просто знание, что уже для специалиста очень существенно, - "ее отличало умение задавать вопросы и искать на них ответы, и это, конечно, привлекало к ней самых разных творческих людей".

Свидерская добавила, что Антонова "была строителем по своему темпераменту и своим внутренним стремлениям". "И, собственно, она это и делала - она строила музей. Первое, что она сделала в 1960-е годы, она добилась от министерства денег на починку музейной крыши, которая тогда протекала. То, что происходило с музеем потом, весь проект его перестройки - это ее инициативы. Это она получила от правительства Москвы право на всю территорию вокруг музея. Ей руководило стремление Ивана Цветаева создать вокруг музея, как он выражался, "музейский городок" - по образцу берлинского Музейного острова. Такой же городок пыталась создать и Ирина Александровна, отвоевывая шаг за шагом территории около ГМИИ", - пояснила собеседница агентства.

Антонова получила множество отечественных и зарубежных наград, она была кавалером всех степеней французского Ордена почетного легиона. По словам собеседницы агентства, Антонова принадлежала к совершенно особому сообществу бывших директоров музеев мира. "Его члены иногда собираются в Нью-Йорке. Это - исключительно мужчины: солидные, известные специалисты. Единственной женщиной в этом кругу избранных была Ирина Александровна. Она поражала всех людей, которые с ней сталкивались, своей творческой энергией и задором. Как-то писателя Виктора Астафьева спросили, каково его представление о счастье. Он сказала, что это - беседа с Ириной Александровной Антоновой", - заключила Свидерская.

"Все восхищались ее интеллектом, мужеством и стойкостью"

Ирина Антонова была настоящей легендой. Такими словами отозвалась на скорбную новость о смерти Антоновой директор Национальной художественной галереи США Кейуин Фелдмэн.

"Ирина Антонова является легендарной [личностью] в мире художественных музеев. Все восхищались ее интеллектом, мужеством и стойкостью. Ее будет не хватать", - сказала Фелдмэн корреспонденту ТАСС.

"Человек, которого знал весь мир"

"Очень трудно в этот день что-то говорить, потому что из жизни ушел человек, которого знал весь мир. Это эпоха, эпоха в прямом и переносном смысле Возрождения - возрождения всего лучшего, почему культура России благодарна Ирине Александровне", - сказала на прощании с Антоновой вице-премьер Татьяна Голикова.

Она добавила, что Антонова была не просто выдающимся искусствоведом, человеком, которого, знал весь мир, но и замечательной женщиной, с которой было приятно общаться и у которой было приятно учиться. "Знаете, она на самом деле не ушла, она с нами, потому что я не знаю в России человека, который бы ее не любил, который бы ее не чествовал", - добавила вице-премьер.

"Совсем недавно, два года назад, 12 июня в Кремле президент страны награждал Ирину Александровну. И я очень хорошо помню, как, когда ее объявили, весь Кремль поднялся и хлопал. Ирина Александровна несла культуру России в мир. И, конечно, благодаря ей музей знают все. Я думаю, что ее коллеги продолжат это дело. А ей, конечно, светлая память и самые искренние соболезнования родным и близким, и всем коллегам, с которыми так долго работала Ирина Александровна", - заключила Голикова.

"С ней был великий свет культуры"

специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой отметил, что Ирина Антонова была человеком мировой культуры и несла русскую культуру, российскую культуру очень гордо. "Меня спрашивают все время: "Ушла эпоха?", а я отвечаю: "Нет, ушла великая женщина. Великая, яркая, которое за время, которое работала в музее, сама стала явлением искусства. Ее признавали своей все великие. Она была частью культуры мира и культуры России", - сказал он.

"И при этом это была женщина чрезвычайно элегантная, яркая, красивая, страстная, любящая и любимая. Это потеря невосполнимая. Эпоха - понятие относительное, а человеческая жизнь - понятие очень конкретное. Не будь Ирины Александровны, был бы другой музей имени Пушкина, по-другому мы бы понимали, как устроена художественная жизнь. Она была, и с ней был великий свет культуры. Ее нет - и он померк", - заключил Швыдкой.

"Великая женщина"

"Это великая женщина. Она меня лично учила, мы с ней были в дружеских, близких отношениях. Она учила не только искусству, она учила жизни. Это была очень целеустремленная женщина, умевшая добиваться того, чего она хочет, и делала это всегда очень элегантно, обаятельно, с шармом. Она многого достигла", - сказал народный артист Евгений Миронов.

Он добавил, что в сентябре Ирина Антонова обратилась к нему с просьбой принять участие в фестивале "Декабрьские вечера". Позднее фестиваль в этом году из-за пандемии перенесли онлайн. После смерти Антоновой его посвятили ее памяти. "Ее будет очень не хватать, но дело ее будет жить", - сказал артист.

Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст отметил, что Антонова - "часть нашей истории, часть нашей культуры, нас самих". "Я родился в год, когда она возглавила музей. Для меня она всегда была в этой ипостаси. Она гений этого места. Ирина Александровна трансформировала в значительной степени российскую музейную культуру в мировой контекст", - сказал он.