14 марта 2016, 14:40,
обновлено 3 февраля 2016, 10:49

Таксомоторные войны: мобильные сервисы против таксопарков

ИТАР-ТАСС/ Александра Краснова

В Европе запрещают деятельность Uber, таксисты Петербурга требуют поддержать легальных перевозчиков, в Москве подписывают соглашение о сотрудничестве с Uber

В конце 2015 года онлайн-службы заказа такси Uber в нескольких странах столкнулись с судебными исками. Так суд Франции частично запретил работу сервиса. Служба Uberpop, через которую Uber принимает заказы на перевозку пассажиров, запрещена в Германии, Бельгии и Нидерландах. Судебным искам предшествовали массовые акции протеста водителей "официальных" такси против Uber, которые переросли в массовые беспорядки. Таксисты обвиняли интернет-сервис в нечестной конкуренции, заявляя, что он "обходит местные правила, касающиеся безопасности, налогов и лицензирования".

Российские перевозчики, вдохновленные примером европейских коллег, ищут легальные средства борьбы с мобильными службами. В июле таксисты Санкт-Петербурга попросили губернатора Георгия Полтавченко запретить сервисы Uber, GetTaxi и "Яндекс.Такси", поддержать легальных перевозчиков и проверить законность деятельности подобных компаний в городе. Авторы обращения предупреждают, что бездействие властей "приведет к неминуемому банкротству таксомоторных компаний и исчезновению легального петербургского такси как отдельного вида автомобильного транспорта по экономическим причинам".

Московские власти заключили с Uber договор, в соответствии с которым интернет-сервис будет сотрудничать только с легальными таксистами. 

До конца 2000-х гг. основными традиционными способами вызова такси были звонок на телефон диспетчерской службы или поиск свободного автомобиля на улице. Увеличение числа пользователей смартфонов послужило стимулом к созданию мобильных онлайн-приложений для систем каршеринга (краткосрочной аренды автомобиля) и онлайн-служб вызова такси в городах, где таксомоторные парки были объединены общей диспетчерской службой.

Компания Uber

В 2009 году американские предприниматели Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик основали компанию Uber, создав мобильное приложение для вызова и оплаты такси и услуг частных водителей. Мобильное приложение ищет по запросу ближайшую к пользователю машину, водитель которой зарегистрирован в системе Uber, и сама высчитывает стоимость поездки (по индивидуальному алгоритму для различных городов), которую потом списывает с банковской карты пользователя. Реквизиты банковской карты указываются пользователем при регистрации.

Водители в системе Uber должны удовлетворять ряду требований: быть старше 21 года, иметь новый четырехдверный автомобиль (относящийся к одному из трех классов по комфорту), иметь определенный безаварийный стаж вождения, лицензию на такси или для ведения предпринимательской деятельности. В разных городах и странах требования к водителям могут отличаться. По данным Uber, в среднем водитель получает на свой счет 80% от стоимости поездки, остальные средства являются комиссией сервиса. В России Uber работает в Москве и Санкт-Петербурге, взимая у водителей комиссию в 20%. Общемировая прибыль в 2014 году - более $400 млн.

GetTaxi и "Яндекс-Такси"

Помимо Uber в 2010-2012 гг. появился ряд онлайн-сервисов для вызова такси, которые работали только с таксопарками или индивидуальными таксистами, но не с частными водителями. В России наиболее популярными онлайн-сервисами такого рода являются GetTaxi , который в 2015 году сменил название на Gett, и "Яндекс-Такси".

GetTaxi был основан в ноябре 2010 году израильскими предпринимателями Шахаром Вайзером и Роем Мором. Первоначально работал с таксопарками в Тель-Авиве, с 2012 года активно развивается на российском рынке (в Москве и Санкт-Петербурге).

"Яндекс-Такси" основан в октябре 2011 года поисковой системой "Яндекс". Работает в восьми городах России.

Сотрудничая с таксопарками напрямую, эти сервисы, как правило, берут определенную фиксированную комиссию, а также процент со стоимости предоставленных услуг (по разным источникам, около 9% у "Яндекс-Такси" и до 17,7% у GetTaxi). Абсолютные цифры выручки компании не раскрывают. Как и в случае с Uber, "Яндекс-Такси" и GetTaxi следят за качеством предоставляемых партнерами услуг (в том числе за счет обратной связи от клиентов, которые выставляют оценку водителям после поездки).

По мнению большинства пользователей мобильных приложений, в результате появления этих сервисов клиенты получили возможность быстро вызвать машину без разговоров с диспетчером, при этом время ожидания сократилось до 5-10 минут за счет большого числа подключенных таксопарков или индивидуальных водителей. В свою очередь таксопарки и индивидуальные водители (в случае Uber) получают дешевое подключение к системе диспетчеризации и больший объем клиентов. Рост числа обращений к сервису также позволяет его владельцам проводить ценовой демпинг, снижая стоимость поездок. Это может быть выгодно таксопаркам, так как способствует привлечению новых клиентов и росту общей прибыли.

За рубежом рост популярности Uber в 2014 году привел к ряду судебных исков к сервису (в частности, от властей Женевы в Швейцарии, штата Калифорния в США и т.д.). Власти городов были против того, что услуги по перевозки по системе Uber выполняют водители, не зарегистрированные как таксисты. В 2015 году во Франции, Германии, Нидерландах и других странах таксисты протестовали против услуги. Причиной стало то, что в этих городах водители Uber нарушали устоявшуюся монополию. "Частники" занимались извозом по сниженным ценам, поскольку в отличие от лицензированных такси-служб не платили социальных и иных отчислений, предусмотренных трудовым и налоговым законодательствами стран.

Франция

3 июля 2015 года сервис UberPOP объявил о прекращении работы на территории Франции. Компания объяснила такой шаг "домогательствами и актами агрессии", намекая на многочисленные беспорядки и акции протеста, организованные французскими таксистами.

30 сентября открылись судебные слушания в отношении главы французского подразделения компании Тибо Самфаля и главы отделения в Западной Европе Пьер-Димитрия Гор-Коти. Им вменяется в вину организация незаконной коммерческой деятельности - службы извоза такси "частников", не обладавших лицензией.

Основная претензия французских властей к американской компании заключается в том, что в отличие от официальной службы такси, работа которой строго регламентирована, в Uber может зарегистрироваться любой водитель. Более того, частные таксисты не платят социальных и иных отчислений, предусмотренных трудовым и налоговым законодательствами.

В октябре 2014 года Исправительный суд Парижа обязал Uber выплатить штраф в €100 тыс. При рассмотрении апелляции французская прокуратура настаивала на штрафе в €200 тыс.

7 декабря Парижский апелляционный суд принял решение оштрафовать Uber на €150 тыс. Судьи оставили в силе вердикты суда низшей инстанции и Конституционного суда Франции, постановивших, что деятельность компании при оказании услуг через службу по вызову такси Uberpop подпадает под административное нарушение по статье "коммерческое мошенничество".

Болгария

6 июля 2015 года комиссия по защите конкуренции (КЗК) Болгарии оштрафовала болгарские предприятия, которые предоставляли услуги компании Uber, на общую сумму в €100 тыс. По мнению КЗК, услуга Uber идентична работе такси, но компании не платят налогов, не приобретают лицензий, не отчитываются о своих доходах, что создает им на рынке незаконные конкурентные преимущества.

29 сентября Верховный административный суд подтвердил решение КЗК о штрафе. Uber также предписано приостановить работу в Болгарии до рассмотрения спора между компанией и КЗК. После судебного вердикта водители Uber не имеют права перевозить пассажиров под угрозой лишения прав.

Бразилия

10 сентября 2015 года в Сан-Паулу во втором чтении одобрен законопроект, запрещающий деятельность интернет-сервиса по заказу такси Uber. 

30 сентября мэр Рио-де-Жанейро ратифицировал законопроект о запрете деятельности компании. Отныне водителям, которые будут предоставлять транспортные услуги пассажирам, не имея на это специальной лицензии, грозит штраф около $340 и арест автомобиля. Для юридических лиц, организовавших подобную перевозку, предусмотрено административное наказание в размере порядка $500.

Бельгия

24 сентября 2015 года в Брюсселе запрещен один из сервисов Uber. "Суд постановил запретить сервис UberPOP, который позволяет потенциальным пассажирам оперативно заказать через интернет услуги водителей - частных лиц. В то же время, система UberX, которая обеспечивает заказ услуг профессиональных таксистов, продолжает работать", - пояснили в компании. Uber должна за 21 день прекратить эксплуатацию сервиса такси, иначе ей грозит штраф в размере €10 тыс. за каждый случай нарушения.

Нидерланды

29 сентября 2015 года в офисе компании Uber в Амстердаме прошли обыски. Как сообщили в прокуратуре Нидерландов, они связаны с уголовным расследованием, в рамках которого организация подозревается в незаконном оказании платных услуг путем предоставления через мобильное приложение UberPOP возможности частным лицам выступать в качестве таксистов, не обладая при этом необходимой лицензией. "Оплата за проезд осуществляется с помощь кредитных карт, часть платы за проезд получает Uber, а остальное - водитель", - отметили в ведомстве.

Ранее транспортная инспекция оштрафовала Uber на €450 тыс. Однако власти предполагают, что сервис продолжает функционировать и тем самым нарушать закон.

В России в 2014-2015 гг. проходили небольшие акции протестов водителей против политики "Яндекс-такси" и GetTaxi. Таксисты жаловались, что в кризис затраты на покупку, эксплуатацию машин, лицензии и топливо выросли, а агрегаторы "Яндекс.Такси" и GetTaxi резко снизили тарифы для пассажиров. Также, по мнению водителей, эти компании необоснованно завышают комиссионные сборы.

История получила продолжение 2 июля 2015 года, когда таксисты Санкт-Петербурга попросили губернатора Георгия Полтавченко запретить сервисы Uber, GetTaxi и "Яндекс.Такси".

Таксисты называют ситуацию на рынке города критической, отмечая, что Петербург "превратился в "маркетинговое поле битвы" за снижение тарифов" между тремя глобальными интернет-приложениями по вызову такси. Отмечается, что минимальные тарифы, установленные этой "тройкой", сопоставимы с ценой поездки на общественном транспорте: 49-50 рублей. При этом комиссия за услуги сервисов в итоге может достичь 30%, а конкуренцию петербургским профессиональным таксистам составляют и просто владельцы автомобилей, которые также могут получать из сервисов заказы.

Ответ GetTaxi и "Яндекс.Такси"

GetTaxi и "Яндекс.Такси" отрицают претензии таксистов.

В "ГетТакси Рус" ТАСС сообщили, что компания работает только с лицензированными перевозчиками. При этом для заказчика действительно установлена минимальная цена на поездку в размере 50 рублей, но при этом компания компенсирует водителю убытки, для них минимальная стоимость поездки составляет 350 руб. в Москве и Санкт-Петербурге. "ООО "ГетТакси Рус" ведет свою деятельность с соблюдением всех законов РФ и осуществят выплату всех налогов, предусмотренных действующим законодательством России", - сказал собеседник агентства.

Представитель сервиса "Яндекс.Такси" рассказал ТАСС, что компания работает только с официальными таксопарками и диспетчерскими. "Все водители в системе имеют разрешения на перевозку пассажиров и багажа от комитета по транспорту", - заявил он, уточнив, что "очень много внимания уделяем качеству и безопасности услуги". При этом сервис не берет комиссию с таксопарков, а также компенсирует водителям часть стоимости за короткие поездки.

Реакция ФАС РФ

В свою очередь в ФАС России заявили, что пока не видят нарушений антимонопольного законодательства в действиях интернет-сервисов. "Мне конфликт кажется несколько надуманным", - заявил замруководителя ФАС России Андрей Цариковский. По его мнению, "может быть, надо поплотнее посмотреть деятельность Uber: она достаточно специфична с их услугами по подсаживанию и так далее", и "это вызывает вопросы".

Московские власти подписали договор с Uber

В конце 2015 года Департамент транспорта Москвы назвал условия, которые Uber должен выполнить, чтобы работать в России. "Первое: компания Uber обязывается работать только с легальными таксистами, которые имеют разрешение на таксомоторную деятельность. И второе: они будут передавать нам данные по движению их автомобилей такси по городу. Данные будут обезличены - нам нужны только треки", - пояснил заммэра, глава департамента транспорта столицы Максим Ликсутов.

Представители Uber были готовы подписать такое соглашение до конца года, но из-за корпоративных особенностей процедура затянулась.

В марте 2016 года московские власти заключили соглашение с Uber, в рамках которого компания обязалась сотрудничать только с водителями, имеющими официальное разрешение на осуществление пассажирских перевозок. Ранее аналогичное соглашение по инициативе департамента транспорта Москвы было заключено с агрегатором "Яндекс.Такси" и другими диспетчерскими сервисами.