"Социальное казначейство" как вызов и новые возможности

Прошедший 2020 год стал беспрецедентным с точки зрения введения новых социальных выплат. Однако, как подчеркнул выступавший с ежегодным отчетом в Госдуме премьер-министр Михаил Мишустин, забота о семье и детях стала главным приоритетом работы правительства не только в прошлом году. В наступившем 2021 году планируется усилить поддержку нуждающихся семей.
Читайте также
Помощь каждой второй семье и возвращение к росту экономики. Отчет Мишустина в Госдуме

По оценкам ВШЭ, в 2020 году расходы на дополнительные социальные выплаты из бюджетов всех уровней составили 1,2–1,3 трлн рублей и в основном были направлены семьям с детьми. Считаю, что именно эти социальные инвестиции позволили удержать масштаб бедности на уровне 2019 года, несмотря на то что в среднем реальные доходы граждан снизились на 3%.
Нельзя при этом забывать, что сегодня социальные выплаты в структуре доходов населения уже превысили 20%. Даже в советский период этот показатель не поднимался выше 16%.
Пути модернизации
Многие задаются вопросом: что будет в более поздней перспективе, когда ряд мер поддержки перестанет действовать? Сможет ли Россия только за счет экономического роста обеспечить достижение цели по двукратному сокращению бедности к 2030 году? Прогнозы ВШЭ показывают, что экономика восстанавливается не так быстро, чтобы обеспечить необходимый эффект. В связи с чем потребуется проделать сложную работу по увеличению поддержки нуждающихся семей, но при более скромных расходах на дополнительные выплаты.
Читайте также
Ведомства к 15 сентября представят отчет о работе "социального казначейства"

Решить эту задачу, на мой взгляд, позволит введение минимального гарантированного дохода для семей с детьми через совместную реализацию двух социальных программ. Первая — это "Социальный контракт", помогающий повысить трудовой доход в семьях посредством содействия занятости или предпринимательской активности. Этот проект начал свою работу на территории всей страны с 1 января текущего года, но перед этим, в 2020 году, прошел апробацию в 21 субъекте РФ.
Вторая — универсальное пособие по бедности для семей с детьми. Такие выплаты компенсирует негативные последствия высокой распространенности низкооплачиваемой работы и неэффективной поддержки отдельных категорий бедных семей с детьми. При этом потребуется система дополнительных критериев нуждаемости, которая позволит снизить риски ошибочных включений и исключений из программы, обусловленные прежде всего высокой долей неформальных доходов населения (по оценкам Росстата, в 2020 году они составили около 10%).
Ожидания от реализации проектов
Социальные выплаты — это еще и элемент регулирования уровня заработной платы, наличия рабочих мест и равенства в обществе. Соответственно, дальнейшее увеличение доли расходов на пособия в общем объеме доходов населения будут оказывать негативное воздействие и на бюджетную стабильность, и на экономический рост.
Несмотря на то что на социальные выплаты было добавлено более 1 трлн рублей, сохранилась высокая степень бедности. Важно учитывать при этом, что потенциал роста расходов на пособия исчерпан.
Читайте также
Правительство выделит семьям с детьми школьного возраста по 10 тыс. рублей

Поэтому правительство, приступая к реализации проекта "Социальное казначейство", должно будет обеспечить высокую эффективность и результативность программ "Социального контракта" и пособий по бедности. Такая единая цифровая платформа рассматривается как механизм для систематизации мер социальной поддержки с целью достижения национальных целей и должна способствовать перераспределению выплат в пользу реально бедных слоев населения. В нынешней системе ошибки включения и исключения дотируемых превышают 30%.
"Социальное казначейство" открывает и для людей, и для государства новые возможности. В первую очередь, минимизируются затраты семей на подтверждение права на социальную защиту. Вводится стандарт проактивного назначения основных выплат, не требующий обязательного обращения человека за мерами социальной поддержки. Повышается доступность информации о правах на пособия за счет инструмента дружественной навигации по всем программам, включая службу занятости и соцуслуги для пожилых граждан и инвалидов.
Этому будет способствовать появление в рамках "Социального казначейства" реестра бедных семей и данных о причинах их финансового положения. Система позволит проводить комплексную оценку дефицита ресурсов, что в свою очередь дает возможность разрабатывать индивидуальные программы повышения доходов для каждой семьи. Кроме того, ликвидируется территориальное неравенство в доступе к адресным пособиям для бедных.
Все это формирует технологическую базу для введения минимального гарантированного дохода для семей с детьми.
Риски системы
Вместе с тем нельзя не отметить и зоны рисков реализации проекта "Социальное казначейство". Критерии нуждаемости должны быть понятны и поддержаны гражданским обществом. Например, если ограничением на вход в программу является наличие имущества — второго жилья, то не должно быть ситуации, когда семья, имея квартиру и дачу, претендует на участие в программе (при доходах ниже черты бедности), а семья, владея двумя квартирами, — нет. Особенно спорным может стать вопрос по частям жилых помещений в собственности.
Читайте также
В Минтруде рассказали, сколько россиян получают меры соцподдержки

Также, если ввести ценз на размер сбережений, то как быть в ситуации, когда семья копила средства на образование детей. Их наличие станет барьером для входа в программу гарантированного дохода? На мой взгляд, таких сюжетов много, и по ним должен быть консенсус основных социальных групп, а особо спорные ситуации в оценке имущества и финансовых активов необходимо трактовать в пользу людей.
Система минимального гарантированного дохода будет снижать привлекательность низкооплачиваемой занятости для российских граждан, поэтому потребуется поиск баланса между величиной этого дохода и размером минимальной оплаты труда.
Для того чтобы минимизировать риски неэффективной работы системы, цифровая платформа "Социального казначейства" должна быть максимально дружественной для людей и с точки зрения навигации, и по получению обратной связи от государства. Ее следует сделать максимально открытой для получателя в вопросе верификации данных, на основе которых сделаны начисления и представлены социальные услуги.
Нельзя забывать и про эффективное взаимодействие между ведомствами, программами и цифровыми платформами в этих целях. Также очень важно уделить серьезное внимание коммуникации с населением, сотрудниками органов социальной защиты, партнерами в госуправлении, с негосударственным сектором.
Реализация этого проекта станет для правительства непростым вызовом, но в случае успеха в выигрыше останутся все — и граждане, и государство.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru



