"Физический контакт": возможно ли военное столкновение в Южно-Китайском море
Игорь Броварник — о причинах напряженности между Китаем и Филиппинами и кто еще является участником конфликта
Градус напряженности между Китаем и Филиппинами в минувшие выходные достиг критического значения на фоне длительного территориального спора двух стран по поводу принадлежности островов и морских пространств в акватории Южно-Китайского моря (ЮКМ). Результатом этого стали два инцидента, которые произошли 21 октября. Два корабля китайской морской полиции в районе островов Наньша (Спратли) сначала опасно сблизились, а затем протаранили два судна Филиппин. Речь идет о деревянном судне обеспечения военно-морских сил Unaizah May 2 и патрульном корабле BRP Cabra береговой охраны, они в то время выполняли задачи по ротации личного состава, размещенного на корабле времен Второй мировой войны Sierra Madre на отмели Аюнгин (Вторая отмель Томаса).
Министр национальной обороны Филиппин Гилберто Теодоро заявил, что оба инцидента произошли в пределах 200-мильной исключительной экономической зоны Филиппин, в которой "у Китая нет юрисдикции, полномочий или права проводить какие-либо операции". МИД Филиппин в свою очередь выразил протест из-за опасных маневров кораблей китайской морской полиции. Аналогично и китайские власти сделали Филиппинам серьезное представление, указав, что отмель Аюнгин — часть островов Наньша (Спратли), которая принадлежит КНР.
Ржавый и давно утративший свою боеспособность десантный корабль Sierra Madre уже более 20 лет является поводом для разногласий между странами. Власти Филиппин целенаправленно разместили его в 1999 году на мели в зоне спорных рифов в ЮКМ, чтобы контролировать действия Китая в этом регионе. На судне постоянно присутствует небольшой контингент военнослужащих. КНР неоднократно требовала убрать этот корабль и грозила самостоятельно отбуксировать его.
Борьба за ресурсы
Южно-Китайское море на протяжении многих лет остается зоной конфронтации из-за территориальных притязаний ряда азиатских государств на архипелаги Наньша (Спратли) и Сиша (Парасельские острова), а также окружающие их воды. В спор по поводу принадлежности этих территорий в той или иной степени вовлечены Бруней, Вьетнам, Китай, Малайзия и Филиппины. Помимо стратегического расположения на перекрестке морских маршрутов Индийского и Тихого океанов, ценность островов определяется также тем, что на их шельфе сосредоточены значительные запасы нефти и минерального сырья, разработка которых представляет интерес для каждого из участников конфликта. По мнению специалистов из Геологической службы США, они составляют 11 млрд баррелей нефти и 5,9 трлн кубометров газа. По оценке китайских специалистов, в недрах Южно-Китайского моря залегают 230 млрд баррелей нефти и 16 трлн кубометров газа.
Богаты эти места и рыбными ресурсами. На Южно-Китайское море приходится более 10% от всего мирового улова рыбы. Спорные морские пространства обеспечивают работой и пропитанием филиппинских рыбаков. Китай при этом часто блокирует доступ рыболовецких судов. Так, морская полиция КНР в сентябре установила боновое заграждение длиной 300 метров в районе острова Хуанъянь (риф Скарборо), создав препятствие филиппинским рыбакам для входа в район ведения рыбной ловли. Береговая охрана Филиппин оперативно в течение суток убрала его, а действия Пекина были названы "явным нарушением международного права".
КНР обосновывает свои притязания на этот регион послевоенной картой 1947 года, также известной как "Девятипунктирная линия", — согласно ей Китай претендует на 90% акватории ЮКМ. Однако соседние с Китаем страны и мировое сообщество считают эти притязания незаконными, ссылаясь на Конвенцию ООН по морскому праву и на положения о свободной навигации. В июле 2016 года международный трибунал, созданный при посредничестве Постоянной палаты третейского суда в Гааге, по иску Филиппин вынес решение о том, что "исторические притязания" Китая на территории в ЮКМ не имеют юридической основы. Пекин же не признает юрисдикцию Гаагского суда, как и все его решения.
Министр национальной обороны Филиппин еще в сентябре заявил, что республика готова дать отпор Китаю в случае прямого столкновения. "Мы боремся за наших рыбаков, мы боремся за наши ресурсы. Мы боремся за нашу целостность как государство архипелага. И если мы остановимся, Китай будет приближаться к тому, что находится в пределах нашей суверенной юрисдикции, наших суверенных прав и нашей территории", — сказал он, подчеркнув, что у Манилы "нет другого выбора", кроме как противостоять Пекину, потому что в противном случае филиппинская сторона "потеряет свою идентичность и целостность как нация".
Череда инцидентов и карты
Одним из предвестников октябрьских инцидентов стало другое, не менее серьезное происшествие, которое случилось в августе. Тогда корабль морской полиции Китая применил водометы при маневрировании в опасной близости от кораблей филиппинской береговой охраны в районе отмели Аюнгин (Вторая отмель Томаса). Инцидент вызвал большой шум в прессе, осуждения с обеих сторон, а также выражение Маниле поддержки от США. Официальный Пекин поспешил отреагировать и заявил, что Соединенные Штаты не являются участником спора по ситуации в Южно-Китайском море и не имеют права раздавать указания по этой проблеме. Спустя месяц корабли ВМС Филиппин и США совершили совместный проход через воды ЮКМ западнее острова Палаван. Вашингтон также безвозмездно передал ВМС Филиппин два патрульных корабля типа "Циклон" в связи с ростом напряженности из-за территориальных споров.
Противостояние между государствами в течение 2023 года развивалось на всех фронтах. Еще в феврале текущего года Филиппины подали ноту протеста в связи с применением китайским кораблем лазера против филиппинского судна в районе отмели Аюнгин (Вторая отмель Томаса), в результате чего несколько членов экипажа временно потеряли зрение. Филиппинский МИД тогда охарактеризовал действия китайской береговой охраны "как представляющие угрозу суверенитету и безопасности Филиппин".
28 августа Министерство природных ресурсов КНР даже выпустило новую карту с обозначением входящих в состав Китая ряда акваторий в ЮКМ, относящихся к исключительным экономическим зонам Брунея, Вьетнама, Индонезии, Малайзии и Филиппин. Власти Филиппин ожидаемо не признали ее и заявили о планах опубликовать собственную версию карты акватории Южно-Китайского моря.
Угроза военного конфликта
После "физического контакта" китайских и филиппинских кораблей еще более актуальным стал вопрос, насколько далеко могут зайти стороны в своей конфронтации, возможно ли военное столкновение между Китаем и Филиппинами из-за непригодных для жизни человека островов и отмелей? Взглянув на историю, мы можем убедиться, что прямое противоборство с применением военной силы в этом регионе не только возможно, но и не станет прецедентом, если оно все же произойдет.
В марте 1988 года в Южно-Китайском море состоялось сражение за острова Наньша (Спратли) с участием военно-морских сил КНР и Вьетнама. Этот эпизод стал одним из последних в череде вооруженных столкновений между этими странами начиная с 1979 года (начало китайско-вьетнамской войны) до нормализации отношений в 1991 году. В ходе однодневного сражения 35 лет назад погибли более 60 вьетнамских морских пехотинцев, Вьетнам также потерял несколько кораблей. Итогом противостояния стало усиление китайского присутствия на архипелаге, которое сейчас пытаются оспорить Филиппины.
Приход к власти в июне прошлого года президента Филиппин Фердинанда Маркоса — младшего позволил США восстановить свои позиции в ЮКМ. В феврале этого года Вашингтон и Манила достигли договоренности о получении американскими военными доступа на четыре новые базы на территории Филиппин. У двух государств есть многолетний союз в сфере безопасности, который включает в себя договор о взаимной обороне и пакт EDCA (Соглашение о расширенном оборонном сотрудничестве) от 2014 года, позволяющий американским войскам перемещаться через пять филиппинских баз. После расширения пакта в феврале этого года Соединенные Штаты получили доступ как минимум к девяти военным базам. Тем не менее нынешние филиппинские власти уверены в том, что напряженность в ЮКМ должна быть урегулирована на двусторонней основе с Китаем, без участия США, что соотносится с позицией предыдущего президента Родриго Дутерте, который, в частности, стремился нормализовать отношения с Пекином. В Маниле понимают, что текущее соотношение сил и средств не позволит Филиппинам оказать вооруженное сопротивление Китаю, поэтому существует надежда, что повторения сражения 35-летней давности за острова Наньша (Спратли) не произойдет.