Все новости

Минюст РФ пока не готовит запросов в КС о возможности исполнения других решений ЕСПЧ

Ранее в Конституционный суд поступило первое обращение Минюста, касающееся исполнения постановления ЕСПЧ по делу "Анчугов и Гладков против России"

МОСКВА, 2 февраля. /ТАСС/. Министерство юстиции России пока не готовит других запросов в Конституционный суд о возможности исполнения решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), которые противоречат Конституции РФ. Об этом сообщили в пресс-службе Минюста, отвечая на запрос ТАСС. Ранее в Конституционный суд поступило первое обращение Министерства юстиции, касающееся исполнения постановления ЕСПЧ по делу "Анчугов и Гладков против России".

"Подготовка материалов для направления аналогичных запросов по каким-либо другим делам, рассмотренным Европейским судом по правам человека, в настоящее время не ведется", - подчеркнули в Минюсте. Таким образом, Минюст пока не готовит обращения в КС о возможности исполнения решения ЕСПЧ и по делу акционеров ЮКОС.

Решение по иску акционеров ЮКОСа

В 2014 году ЕСПЧ присудил бывшим акционерам ЮКОСа более 1,866 млрд евро в качестве компенсации по их жалобе против России, рассмотренной в 2011 году. ЕСПЧ пришел к выводу, что была нарушена статья 6 (Право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции по правам человека при рассмотрении российскими судами в 2000 году вопросов налогообложения ЮКОСа, поскольку компания "не имела достаточного времени для подготовки" своей защиты.

Продолжение

Разъяснения КС о возможности исполнения решений ЕСПЧ на территории РФ

Летом прошлого года КС РФ рассмотрел обращение депутатов Госдумы от всех фракций с просьбой разъяснить, в какой части решения ЕСПЧ могут быть применимы на территории РФ, если они касаются конституционных норм и решений КС РФ. Запрос касался решений ЕСПЧ по жалобам "Анчугов и Гладков против России" и "ОАО "НК "ЮКОС" против России". 14 июля прошлого года КС вынес постановление, согласно которому ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ни основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ, содержащие оценки национального законодательства, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы. В случаях, когда постановление Европейского суда основано на толковании положений Конвенции, приводящем к их противоречию Конституции России, такое постановление не может быть исполнено.

Позднее в Минюсте России сообщили, что "дальнейшие действия Минюста России, связанные с вынесенными ЕСПЧ постановлениями по жалобам "Анчугов и Гладков против России" и "ОАО "НК "ЮКОС" против России", будут осуществляться исходя из сформулированной Конституционным Судом РФ и являющейся обязательной для всех субъектов прав на территории РФ правовой позиции о приоритете Конституции РФ по отношению к актам международных судебных органов".

В пресс-службе Минюста подтвердили, что "в соответствии с федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ" Минюстом России в Конституционный Суд направлен запрос о возможности исполнения постановления Европейского Суда по правам человека от 04.07.2013 по делу "Анчугов и Гладков против России". В Минюсте напомнили, что это постановление, вступившее в силу 9 декабря 2013 года, установило нарушение ст. 3 Протокола № 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с тем, что на основании ч. 3 ст. 32 Конституции России все граждане Российской Федерации, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, лишены права избирать и быть избранными.

В декабре 2015 года президент РФ подписал закон, вносящий поправки в федеральный закон "О Конституционном Суде РФ". Согласно документу, Конституционному суду РФ разрешается признавать неисполнимыми решения международных судов, в первую очередь, ЕСПЧ, в случае их противоречия российской Конституции.