Профессиональные геймеры уже два года сосуществуют на равных со спортсменами, выступающими в привычных для всех видах вроде футбола или хоккея. И пусть только в рамках правового поля, а не спортивного. Киберспорт был признан в России на государственном уровне 29 апреля 2016 года. Впрочем, игра в видеоигры давно перестала быть просто развлечением — умение ловко управляться с джойстиком и клавиатурой способно сделать тинейджера миллионером. А если темпы развития мировой индустрии сохранятся, то киберспорт имеет все перспективы войти в программу Олимпийских игр.
Киберспорт в России обновился до версии 2.0
Первый год в статусе официального вида киберспорт провел в поиске своего места в новой среде. Это давалось ему очень непросто с учетом нехарактерных для классического спорта особенностей. Пожалуй, главная проблема, с которой и по сей день сталкиваются представители киберспорта, — неприятие со стороны общественности: многие пока с трудом ассоциируют видеоигры с профессиональным спортом. До сих пор на слуху заявление двукратной олимпийской чемпионки по легкой атлетике Елены Исинбаевой, которая назвала киберспорт огромной проблемой подрастающего поколения.
После титулованная спортсменка несколько смягчила тон в оценке киберспорта, однако в целом ее мнение разделяет достаточно большое число людей. Между тем еще в апреле прошлого года компьютерный спорт был переведен во второй раздел Всероссийского реестра видов спорта — "виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне". Тем самым был сделан важный шаг к возможности проведения в России официального чемпионата страны, появлению разрядов и званий по компьютерному спорту, дальнейшему развитию киберспортивной инфраструктуры.
"Киберспорт окончательно занял свое законное место наравне с "большим спортом", — рассказал ТАСС президент Федерации компьютерного спорта России (ФКС) Дмитрий Смит. — Это результат и наших усилий, и общего роста популярности компьютерного спорта по всей России".
В 2018 году федерация проводит первый официальный чемпионат России по компьютерному спорту. Турнир проходит в три этапа, финал состоится 26–27 мая в Москве. Соревнования уже поставили рекорд по количеству участников — их более 17 тысяч.
Насилию не место на Олимпиаде
Изначально в России были официально признаны четыре дисциплины киберспорта: стратегии реального времени (RTS), боевые арены (MOBA), технические симуляторы (игры, симулирующие управление какой-либо техникой) и соревновательные головоломки (на данный момент представлены коллекционными карточными стратегиями Hearthstone и Eternal). Не так давно к ним присоединились спортивные симуляторы, что довольно актуально в свете сотрудничества Федерации компьютерного спорта с Российским футбольным союзом в рамках футбольной дисциплины интерактивный футбол. Совместно организации проводят официальные Кубки и чемпионаты страны по киберфутболу.
Проблемы пока есть с официальным признанием еще двух дисциплин — шутеры (жанр компьютерных игр, где игровой процесс основывается на сражениях с использованием огнестрельного или любого другого оружия — прим. ТАСС) и файтинги (игры, имитирующие рукопашный бой персонажей в пределах арены — прим. ТАСС), что обусловлено наличием насилия в этих играх. Собственно, по той же причине у них нет и перспектив оказаться в программе Олимпийских игр.
"Международный олимпийский комитет готов рассмотреть только те видеоигры, где нет насилия, — сказал глава организации Томас Бах. — Мы продвигаем толерантность и мир среди людей, что идет вразрез с играми, где есть жестокость, взрывы и убийства. В этом плане мы не пойдем на уступки. Спортивные симуляторы футбола или баскетбола могут попасть в реестр олимпийских видов спорта, однако те видеоигры, о которых я сказал выше, противоречат олимпийским принципам".
Киберспорт особенно активно развивается в Азиатском регионе и по числу призовых на крупных международных турнирах является одним из самых коммерчески привлекательных для спортсменов. Более того, киберспорт уже вошел в программу Азиатских игр 2018 и 2022 годов. Что касается МОК, то пока олимпийская семья находится в раздумьях. Однако не исключено, что на Играх 2024 года в Париже будут разыграны первые медали в этом виде спорта.
"Родные раньше относились сложно"
Андрей "Timon" Гурьев (20 лет) является неоднократным призером и победителем турниров по киберфутболу, а также одним из лучших киберфутболистов СНГ. В 2016 и 2017 годах спортсмен выигрывал чемпионат России. Также на его счету победа на Кубке Лоусона (2016) и четвертое место на чемпионате мира по версии ESWC (Electronic Sports World Convention). В апреле 2017 года игрок подписал контракт с киберспортивной организацией Gambit Esporst.
Андрей с детства занимался в футбольной школе, был капитаном команды. Участие в онлайн-турнирах начал принимать в 2013 году.
Андрей "Timon" Гурьев: "Еще примерно пять лет назад я начинал активно играть в FIFA. Друг показал мне сайт с турниром, на котором я уже начал обыгрывать Сергея "Kefir" Никифорова (известный российский киберспортсмен — прим. ТАСС), понял, что у меня что-то получается. Через год впервые поехал на чемпионат России, с ходу занял первое место, после чего само все пошло-поехало. Где-то два года назад я стал относиться к своему увлечению максимально профессионально. Пришло понимание, что за счет киберспорта и жить можно. Родные раньше относились к моему занятию сложно, но сейчас только поддерживают, болеют на турнирах.
По-моему, чтобы стать профессиональным киберфутболистом, нужно понимание обычного футбола. Также должны быть какие-то развитые тренерские качества, чтобы понимать, как двигаются игроки в плане тактики и схем. Конечно, нужно играть постоянно, держать себя в тонусе, но иногда возможно выигрывать и за счет понимания. В большом футболе есть Лионель Месси с его громадным талантом. А есть Криштиану Роналду, который пахал всю свою жизнь. В киберфутболе может быть похожая история: здесь можно за счет тренировок и изучения своих ошибок становиться лучше.
Что касается зарплаты, у всех разный уровень достатка, но мне он позволяет жить уверенно. Когда думаешь о том, что это может в любой момент закончиться, начинаешь развивать себя как-то еще, и это правильно. Самый большой гонорар у меня был в размере 10 тысяч долларов на Кубке Лоусона по киберфутболу.
Считаю, что у киберспорта в России есть будущее. Но что касается киберфутбола, то сложно сказать, потому что иногда бывает затишье по полгода, после чего РФС и РФПЛ, которые проводят турниры, начинают бурную деятельность.
Киберфутбольный бум у нас случился в прошлом году, когда подключились РФС и РФПЛ, произошел скачок, а сейчас все движется по накатанной. Всегда нужен новый вызов, сейчас пройдут турниры, но никто не знает, что будет дальше — должно быть что-то интересное и новое. На данный момент российские киберспортсмены находятся на хорошем уровне, мы где-то в топ-5. Но есть, например, Германия, где этот вид спорта развит на сумасшедшем уровне. В Нидерландах и Франции проходят свои чемпионаты, которые идут по ходу всего сезона.
Меня радует всплеск интереса к киберфутболу, я же этим занимаюсь, это меня касается. Круто, что приходят новые спонсоры, люди. Но для дальнейшего развития нужно поднимать вопрос в самой FIFA, чтобы она стала зрелищнее для зрителя и удобнее для игроков, потому что нынешняя версия самая несбалансированная, случайная, и выиграть может любой. Потому что игра очень однотипная, в каждом матче один и тот же расклад, одинаково забиваются голы".
"Чтобы стать профи, нужно много играть"
Ярослав "Miposhka" Найденов (20 лет), профессиональный игрок в дисциплине Dota 2. В настоящее время выступает в составе команды киберспортивной организации Team Empire.
Ярослав "Miposhka" Найденов: "В команде высокого уровня я нахожусь уже примерно два года. До этого примерно полтора года играл в команде более низкого уровня. Понял, что теперь киберспорт стал для меня почти как работа, когда начал получать официальную зарплату.
Чтобы стать профессиональным киберспортсменом, нужно просто много играть и уделять этому достаточно времени. Раньше родные относились довольно скептически к этому, но в то же время верили в меня. После того как я начал приносить неплохие деньги, они уже окончательно начали мне доверять и поддерживать.
Как игрока меня не может не радовать развитие киберспорта в России. Интересно следить за новыми крупными турнирами, а особенно принимать в них участие. Прогресс уже не остановить.
Заработок киберспортсмена в основном зависит от того, насколько много он побеждает. Ты можешь условно выиграть The International (первый по дисциплине Dota 2 и самый крупный среди прочих ежегодный турнир — прим. ТАСС) и больше никогда ни в чем не нуждаться. Я немного обеспокоен тем, что когда-нибудь вся эта тема может рухнуть, но верю, что в будущем будет только круче. Что касается моего гонорара, то это конфиденциальная информация".
"Мама не пропускает ни один турнир"
Ксения "vilga" Клюенкова (26 лет), чемпионка мира по Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO) в составе европейской команды Team Secret. Ксения занимается компьютерными играми с 2003 года, увлекается также экстремальным катанием на скейтборде и сноуборде, является обладательницей третьего юношеского разряда по теннису.
Ксения "vilga" Клюенкова: "Я играю с 2005 года или даже раньше. Изначально это было просто развлечением, постепенно это все переросло в нечто серьезное, когда я начала участвовать в турнирах России и СНГ. Увлечение стало работой, когда я уволилась с основной работы в офисе и начала заниматься только игрой, получая за это зарплату.
Думаю, чтобы стать настоящим профессионалом в любом деле, надо потратить на это не менее 10 тысяч часов. Нужно постоянно развиваться и искать что-то новое. Не могу сказать, что я чем-то жертвовала. Я окончила университет, достаточно часто общаюсь и вижусь с друзьями. Нахожусь в постоянном контакте с родителями.
Вначале никто не мог подумать, что мое увлечение перерастет в нечто большее. Все, конечно, ожидали меня видеть кем-то другим. Но я начала выигрывать турниры, стала зарабатывать, и тогда все мои близкие приняли мое занятие. Мама так вообще не пропускает ни один турнир, даже один раз в пять утра смотрела наши игры. А мой заработок, к счастью, позволяет мне спокойно жить и полностью концентрироваться на улучшении своей игры. Самый крупный гонорар, 20 тысяч долларов, я получила за первое место чемпионата мира World Electronic Sports Games (WESG) в Китае.
Признание киберспорта официальным видом в России — это очень большой шаг. Но помимо этого я не наблюдаю особо активного развития. Знаю, что сейчас в мае будут финалы чемпионата России, организованные ФКС. Это здорово, но хотелось бы какого-то официального признания и поддержки профессиональным игрокам России. Как это, например, сейчас происходит на Украине, где игроки становятся почетными членами Федерации киберспорта Украины. А в целом на первых местах по уровню развития киберспорта Скандинавские страны и США, где он стал частью образовательной программы в школах и институтах.
В мире киберспорт сейчас развивается семимильными шагами, и, если мы не хотим отставать от других стран, мы должны еще больше вкладываться в его популяризацию. Пока российские фирмы не особо инвестируют в эту сферу, но думаю, это необходимо для развития и выгодно обеим сторонам".