3 июля 2015, 09:53

Минюст предложил усовершенствовать меры по работе с НКО, выполняющими функции "иноагентов"

Сергей Савостьянов/ ТАСС/ Архив

По словам замминистра Сергея Герасимова, есть ряд дополнительных трудностей в том, что некоторые организации достаточно старательно скрывают свои истинные цели

МОСКВА, 3 июля. /ТАСС/. Министерство юстиции России предлагает законодательно усовершенствовать меры по работе с НКО, выполняющими функции иностранных агентов.

Как заявил первый заместитель министра юстиции РФ Сергей Герасимов на совещании в Совете Федерации по формированию "патриотического стоп-листа" нежелательных НКО, "есть ряд дополнительных трудностей в том, что некоторые организации достаточно старательно скрывают свои истинные цели, в том числе и абстрагируясь якобы на территории РФ от политической деятельности".

"При этом аккумулируют у себя средства от иностранных организаций и в свою очередь активно финансируют организации, которые занимаются политической деятельностью и явно не в поддержку российского государства", - отметил Герасимов. Он предположил, что эти вопросы могут стать предметом рассмотрения законодателей для того, чтобы выработать дополнительные меры по полномочиям соответствующих госорганов.

У министерства юстиции России нет никаких планов или количественных показателей относительно того, сколько в России НКО должно быть включено в реестр иностранных агентов, заверил также Сергей Герасимов. "Хотя есть определенное мнение о том, что у министерства юстиции есть планы или какие-то количественные показатели по иностранным агентам. Ничего такого нет и быть не может. Есть закон, который мы исполняем", - сказал замминистра.

Росфинмониторинг: финансирование НКО из-за рубежа возросло

Финансирование из-за рубежа российских НКО, в том числе и занимающихся деструктивной деятельностью, в последние полтора года возросло, заявил в свою очередь замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный.

"По сравнению с 2013 годом, в 2014 и 2015 годах (хотя в 2015 наблюдается некоторое снижение) резко возросло финансирование иностранных агентов определенными организациями. Более того, наблюдается в этот период консолидация ресурсов у крупных организаций и некоторое снижение у тех, кто финансировал какие-то локальные движения", - сказал представитель Росфинмониторинга.

"Таким образом, мы можем сейчас выделить эти организации, которые без сомнения должны быть отнесены в число нежелательных либо включены в "патриотический стоп- лист", - заметил Ливадный. Он отметил, что "эти крупнейшие организации финансируют в РФ деятельность различных НКО, в первую очередь - иностранных агентов как субъектов политической деятельности". "Из их финансирования на "иностранных агентов" - прямо осуществляющих политическую деятельность - приходится 90-95% финансирования", - сказал представитель ведомства.

Замдиректора Росфинмониторинга обратил внимание и разнообразие методов НКО. "Иногда они демонстративны. Демонстративность, натолкнувшись на жесткое противодействие российских властей и общества, снижается и заменяется коварством. То есть финансированием через коммерческие организации, через физических лиц в том числе с использованием электронных средств платежей", - добавил представитель Росфинмониторинга.

На вопрос о том, правда ли, что сумма зарубежного финансирования российских НКО в 2014 году составила 70 млрд рублей, Ливадный заметил: "В принципе, она близка и даже повыше". "Поток есть, достаточно большой. Но очень динамично все развивается и конкретную цифру назвать - это дезориентировать общество", - подчеркнул он.

Создание "патриотического стоп-листа"

24 июня глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил, что "России пора создать собственный перечь вмешивающихся в наши дела зарубежных неправительственных организаций, своего рода патриотический стоп-лист".

По словам сенатора, после ряда государственных переворотов (в Грузии, на Украине) и смены режимов на лояльные "американцы и их союзники не скрывают, что мы, Россия, следующие". Для этой цели, подчеркнул Косачев, используются все средства, в том числе "раскручивание темы прав и свобод человека в России, чтобы поднять людей на борьбу со своим государством".

Среди "миссионеров" этой деятельности он назвал "Фонд Сороса", Национальный фонд поддержки демократии и другие организации, чье финансирование, по словам Косачева, выросло с 37 млрд рублей в 2013 году до 70 млрд рублей в 2014 году. "Есть много неправительственных организаций, которые делают добрые дела, но эти цифры не про них", подчеркнул сенатор. Он уверен, что внешних игроков "надо держать на эффективном контроле, чтобы не повторить еще одного развала, а значит поражения страны и нации".

"Собственно, как это делают эти самые внешние игроки у себя дома", - добавил Косачев.

Законодательство об НКО - иностранных агентах

Закон об НКО - "иностранных агентах" был принят летом 2012 года. Он обязывает организации, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из- за рубежа, принимать статус "иностранных агентов" с последующим занесением в специальный реестр. НКО - "иностранные агенты" обязаны указывать при публикации материалов в интернете и СМИ этот статус. За уклонение от этого требования предусматривается штраф.

В течение почти двух лет вступление в реестр было фактически добровольным, но в начале июня 2014 года был подписан закон о принудительном включении в реестр. Согласно документу, Минюст может принудительно включать в реестр НКО - "иностранных агентов" организации, которые фактически являются таковыми, но не подали соответствующее заявление. Данное решение ведомства можно обжаловать в суде.

9 марта 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о порядке исключения некоммерческих организаций (НКО) из реестра "иностранных агентов". 

Некоммерческие организации в России. Досье