Главные плюсы и минусы федерального бюджета — 2019

Госдума приняла в третьем чтении законопроект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов. Специалисты Счетной палаты назвали его сильные и слабые стороны.
Десять самых важных плюсов бюджета
Профицит
Читайте также
Что каждый должен знать о бюджете-2019

Впервые с 2010 года бюджет сверстали с профицитом — 1,93 трлн рублей в 2019 году, 1,22 трлн рублей — в 2020 году и 0,95 трлн рублей — в 2021 году. Пожалуй, это один из самых заметных позитивных моментов принятого бюджета.
Впрочем, на практике эти цифры могут измениться — как в большую, так и в меньшую стороны. Так, например, проект федерального бюджета 2018 года закладывался с дефицитом 1,271 трлн рублей, а в итоге доходы превысили расходы на 2,137 трлн рублей. Госдума приняла в третьем чтении законопроект о соответствующих изменениях федерального бюджета на текущий год.
Сбалансированный бюджет остается одним из обязательных условий экономического роста. Главные финансовые ведомства могут иногда не совпадать в его оценке, но на 2019 год все они ожидают рост чуть более 1%. Так, Минэкономразвития прогнозирует темпы роста ВВП в 1,3%, ЦБ — 1,2–1,7%. А вот глава Счетной палаты Алексей Кудрин допустил, что показатель может упасть и ниже 1%.
Доля средств ФНБ на счетах в ЦБ к концу 2020 года превысит 7% ВВП
В 2017 году Резервный фонд полностью израсходовали, так что в 2018 году остался фактически только Фонд национального благосостояния (ФНБ). Теперь предназначение ФНБ — софинансирование добровольных пенсионных накоплений россиян и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджетов — Пенсионного фонда и федерального.
И на счетах ЦБ планируется разместить на конец 2019 года долю средств ФНБ равную 6%, на конец 2020 года и 2021 года — 9,1% и 10,9% ВВП соответственно. А это позволит после достижения в 2020 году уровня 7% от объема ВВП вкладывать деньги фонда в новые финансовые инструменты помимо уже начатых проектов.
Финансирование нацпроектов и комплексного плана развития инфраструктуры
Майский указ президента Владимира Путина обозначил цели и задачи по развитию на ближайшие шесть лет. В 2019 году на их реализацию власти потратят 1,69 трлн рублей, в 2020-м — 1,86 трлн рублей, а в 2021 году — 2,08 трлн рублей.
При этом главными направлениями федерального бюджета стали демография, здравоохранение, образование, поддержка малого и среднего бизнеса и другие вопросы.
Заработает Фонд развития
Фонд развития появился в России в 2018 году как один из инструментов по выполнению майского указа. Он профинансирует более 160 проектов жилищного и капитального строительства, транспорта, экологии, здравоохранения, создания образовательных центров и т.д. Эти проекты должны помочь привести экономику к новым темпам развития и улучшить качество жизни россиян.
За шесть лет объемы фонда не должны превысить 3,5 трлн рублей. При этом в 2019 году они составят 436,9 млрд рублей, в 2020 году — 582,8 млрд рублей, а в 2021 году — 612,9 млрд рублей.
Проект бюджета впервые разместили на портале "Электронный бюджет"
Ранее правительство всегда вносило законопроект федерального бюджета и дополнительные материалы к нему только в бумажном виде. А уже в 2018 году — с развитием цифровизации экономики — впервые документы появились на портале "Электронный бюджет", соответственно, в электронном виде.
Инвестиции в конкретные проекты
Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) направлена на финансирование производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование инвестиций, поддержку регионов и обеспечение внешней и внутренней безопасности.
В Счетной палате напомнили, что в 2019 году в рамках программы правительство планирует:
- запустить железнодорожное движение по Крымскому мосту;
- ввести в эксплуатацию новый аэропорт "Центральный" в Саратове;
- достроить новый медицинский многопрофильный центр в Симферополе;
- закончить строительство нового здания больницы скорой медицинской помощи в Рязани;
- сдать головной универсальный атомный ледокол "Арктика".
Бюджет учитывает изменения законодательства, влияющие на доходы региональных бюджетов
Минфин подсчитал, что изменения налогового и бюджетного законодательства могут принести в региональные бюджеты дополнительно 59 млрд рублей — в 2019 году, 119,1 млрд рублей — в 2020 году и 101,2 млрд рублей — в 2021 году. Речь идет об изменениях нормативов зачислений в региональные бюджеты акцизов на алкогольную продукцию и нефтепродукты, а также об индексации ставок по подакцизным продуктам на 2021 год.
Увеличиваются трансферты в региональные бюджеты
В 2019 году бюджеты субъектов получат из федерального бюджета 2,1 трлн рублей. Это на 375,7 млрд рублей, или на 21,8%, больше, чем в 2018 году. В 2020 году трансферты составят 2,2 трлн рублей, в 2021 году — 2 трлн рублей.
Регионы получат единую субвенцию
Читайте также
Что известно о российской дедолларизации

Федеральные власти могут перераспределять некоторые свои полномочия, отдавая их на выполнение регионам, которым для этого нужны деньги. Вот как раз для этого из федерального бюджета и выделяют субвенции.
Для повышения финансовой самостоятельности субъектов, им предоставят единый трансферт, объединяющий восемь субвенций. Всего на эти цели регионы в 2019 году получат 13,5 млрд рублей, в 2020 году — 12,8 млрд рублей, в 2021 году — 10,8 млрд рублей.
Власти отказались от обмена старых госбумаг
Власти ежегодно привлекают значительные средства в бюджет через заимствования в виде государственных ценных бумаг. Это могут быть, например, евробонды или облигации федерального займа (ОФЗ) — и то и другое, по сути, долговые обязательства под проценты. Средства от их размещения поступают сразу, а срок погашения может достигать 30 лет.
Правительство может обменивать старые выпуски таких бумаг на другие с согласия их владельцев. Это делается для снижения объема госдолга и/или расходов на его обслуживание. Но при этом в 2015–2017 годах такой обмен происходил все меньше и меньше. В результате он сократился с 67,6% от предусмотренного законами объема в 2015 году до 26,9% в 2017 году. А в 2012–2014 годах обмен и вовсе не проводился.
Десять самых заметных минусов
Бюджет создавался в условиях правовой неопределенности
По мнению Счетной палаты, последние пять лет в России не работает норма, которая обеспечивает стабильность и предсказуемость параметров проектов федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов. А это в свою очередь снижает качество их разработки.
Читайте также
Какие налоги нужно заплатить до 2 декабря 2019 года

Так, власти на всех уровнях могут менять или принимать новые документы, которые влияют на налоговые сборы и/или меняют объемы доходов бюджетов. Но акты, вступающие в силу в очередном финансовом году или плановом периоде, должны приниматься минимум за месяц до того, как проект бюджета внесут в Госдуму. Теперь эту норму приостановили до 1 января 2019 года.
Не учитывает целевые показатели нацпроектов
Это мешает оценить их реальный вклад в достижение национальных целей, обозначенных в майском указе.
Ранее Алексей Кудрин отмечал, что выполнение 75% показателей национальных проектов и комплексного плана развития инфраструктуры невозможно отследить. Для них будут разрабатываться специальные методики по отслеживанию, но они будут готовы только к концу 2019 года.
При расчете использовали заниженный прогноз роста мировой экономики
Бюджет основан на предположении, что мировой экономический рост замедлится с 3,7% в 2017 году до 3,2% в 2024 году. Из-за этого власти могут принимать недостаточно эффективные экономические меры, что не позволит России достичь целей, которые определил Владимир Путин.
Например, еще весной 2018 года он призвал вывести страну в пятерку крупнейших экономик мира к 2024 году и сделать страну лидером агропромышленного рынка.
Неполный перечень источников доходов
Под перечнем источников доходов понимается весь свод обязательных платежей — налогов, сборов, страховых взносов и т.д., которые идут в бюджеты разных уровней. И когда он неполный, это мешает достоверно установить, как, на каких основаниях и сколько средств должна получить казна.
Неизменная структура расходов
Как отметили в Счетной палате, новации формирования расходов бюджета на 2019–2021 годы не возымели успеха — структура в основном осталась прежней.
Читайте также
Как изменится пенсионная система

Так, к 2021 году должны снизиться и военные (на оборону, нацбезопасность и правоохранителей) расходы, и на социальную политику, а на здравоохранение, защиту окружающей среды и образование, наоборот, немного вырастут. Но этого недостаточно. Траты на ЖКХ и культуру останутся почти на уровне 2018 года.
Ранее Алексей Кудрин неоднократно заявлял, что нужно менять структуру и увеличивать долю расходов на инфраструктуру и человеческий капитал.
Бюджет рискует недополучить доходы в виде дивидендов
Ранее госкомпании предоставили в Росимущество информацию о своей чистой прибыли. Это нужно было, чтобы сформировать прогноз, сколько доходов в виде дивидендов бюджет может получить в 2019–2021 годы. Но заложенные в проект показатели в итоге сильно превзошли данные компаний. Поэтому казна рискует недополучить доходы в виде дивидендов, принадлежащих государству: на 392,3 млрд рублей — в 2019 году, на 423,5 млрд рублей — в 2020 году и на 491,3 млрд рублей — в 2021 году.
Нацпроекты не стали структурными элементами бюджета
Они используются только как аналитический инструмент в составе государственных программ.
То есть складывается ситуация, когда один национальный проект будет реализовываться в семи государственных программах и шесть межотраслевых нацпроектов учитываются в структуре нескольких госпрограмм.
Финансовое обеспечение в паспортах нацпроектов не совпадает с бюджетными ассигнованиями в законопроекте
Согласно паспортам нацпроектов, в 2019 году власти планировали выделить на них из бюджета 1,9 трлн рублей, в 2020 году — 2,2 трлн рублей, в 2021 году — 2,5 трлн рублей.
Но первоначально в проекте бюджета, по расчетам Счетной палаты, цифры оказались ниже на 210,4 млрд — в 2019 году, на 340 млрд — в 2020 году, на 396,6 млрд — в 2021 году.
При этом самое большое несоответствие — в проектах "Цифровая экономика" и "Международная кооперация и экспорт".
Выросли объем внутренних госзаймов и госдолг
В 2019 году Минфин планирует разместить облигаций федерального займа (ОФЗ) на 2,4 трлн рублей — это на 1,2 трлн рублей, или в два раза, больше, чем в 2018 году. Увеличение заимствований приведет к росту госдолга с 13,8 трлн рублей на начало 2019 года до 19,5 трлн рублей на начало 2022 года, то есть до 16,5% ВВП.
Тем не менее госдолг останется на относительно безопасном уровне.
Низкие поступления от приватизации
Власти рассчитывают заработать на приватизации в 2019 году только 13 млрд рублей, в 2020 году — 10,9 млрд рублей, и не стали ничего планировать на 2021 год.
Ранее Алексей Кудрин заявил, что эти планы нельзя назвать даже смешными, так они малы. При этом госсектор продолжает расти, хотя президент в обращении к Федеральному собранию поставил цель снизить долю государства в экономике.
Позднее в Минэкономразвития ответили, что правительство рассматривает ряд дополнительных приватизационных сделок и не стоит проводить прямую параллель между цифрами в бюджете и тем, что будет происходить. Глава ведомства Максим Орешкин рассказал, что приватизация нужна по большей части не для привлечения средств в бюджет, а для экономического развития.
Другие детали о федеральном бюджете на 2019 год читайте в материале ТАСС.




