21 ноября 2018, 11:30
Статья

Впервые за девять лет правительство сверстало бюджет с профицитом. ТАСС рассказывает, как эксперты оценили документ

Владимир Смирнов/ ТАСС

Госдума приняла в третьем чтении законопроект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов. Специалисты Счетной палаты назвали его сильные и слабые стороны.

Десять самых важных плюсов бюджета

Профицит

Впервые с 2010 года бюджет сверстали с профицитом — 1,93 трлн рублей в 2019 году, 1,22 трлн рублей — в 2020 году и 0,95 трлн рублей — в 2021 году. Пожалуй, это один из самых заметных позитивных моментов принятого бюджета. 

Впрочем, на практике эти цифры могут измениться — как в большую, так и в меньшую стороны. Так, например, проект федерального бюджета 2018 года закладывался с дефицитом 1,271 трлн рублей, а в итоге доходы превысили расходы на 2,137 трлн рублей. Госдума приняла в третьем чтении законопроект о соответствующих изменениях федерального бюджета на текущий год.

Сбалансированный бюджет остается одним из обязательных условий экономического роста. Главные финансовые ведомства могут иногда не совпадать в его оценке, но на 2019 год все они ожидают рост чуть более 1%. Так, Минэкономразвития прогнозирует темпы роста ВВП в 1,3%, ЦБ — 1,21,7%. А вот глава Счетной палаты Алексей Кудрин допустил, что показатель может упасть и ниже 1%.

Доля средств ФНБ на счетах в ЦБ к концу 2020 года превысит 7% ВВП

В 2017 году Резервный фонд полностью израсходовали, так что в 2018 году остался фактически только Фонд национального благосостояния (ФНБ). Теперь предназначение ФНБ — софинансирование добровольных пенсионных накоплений россиян и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджетов — Пенсионного фонда и федерального.

И на счетах ЦБ планируется разместить на конец 2019 года долю средств ФНБ равную 6%, на конец 2020 года и 2021 года — 9,1% и 10,9% ВВП соответственно. А это позволит после достижения в 2020 году уровня 7% от объема ВВП вкладывать деньги фонда в новые финансовые инструменты помимо уже начатых проектов.

Финансирование нацпроектов и комплексного плана развития инфраструктуры

Майский указ президента Владимира Путина обозначил цели и задачи по развитию на ближайшие шесть лет. В 2019 году на их реализацию власти потратят 1,69 трлн рублей, в 2020-м — 1,86 трлн рублей, а в 2021 году — 2,08 трлн рублей.

При этом главными направлениями федерального бюджета стали демография, здравоохранение, образование, поддержка малого и среднего бизнеса и другие вопросы.

Заработает Фонд развития

Фонд развития появился в России в 2018 году как один из инструментов по выполнению майского указа. Он профинансирует более 160 проектов жилищного и капитального строительства, транспорта, экологии, здравоохранения, создания образовательных центров и т.д. Эти проекты должны помочь привести экономику к новым темпам развития и улучшить качество жизни россиян.  

За шесть лет объемы фонда не должны превысить 3,5 трлн рублей. При этом в 2019 году они составят 436,9 млрд рублей, в 2020 году — 582,8 млрд рублей, а в 2021 году — 612,9 млрд рублей.

Проект бюджета впервые разместили на портале "Электронный бюджет"

Ранее правительство всегда вносило законопроект федерального бюджета и дополнительные материалы к нему только в бумажном виде. А уже в 2018 году — с развитием цифровизации экономики — впервые документы появились на портале "Электронный бюджет", соответственно, в электронном виде. 

Инвестиции в конкретные проекты

Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) направлена на финансирование производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование инвестиций, поддержку регионов и обеспечение внешней и внутренней безопасности.

В Счетной палате напомнили, что в 2019 году в рамках программы правительство планирует:

  • запустить железнодорожное движение по Крымскому мосту;
  • ввести в эксплуатацию новый аэропорт "Центральный" в Саратове;
  • достроить новый медицинский многопрофильный центр в Симферополе;
  • закончить строительство нового здания больницы скорой медицинской помощи в Рязани;
  • сдать головной универсальный атомный ледокол "Арктика".
Также в Астраханской, Владимирской, Рязанской, Самарской областях и Республике Дагестан появятся новые спортивные объекты.

Бюджет учитывает изменения законодательства, влияющие на доходы региональных бюджетов

Минфин подсчитал, что изменения налогового и бюджетного законодательства могут принести в региональные бюджеты дополнительно 59 млрд рублей — в 2019 году, 119,1 млрд рублей — в 2020 году и 101,2 млрд рублей — в 2021 году. Речь идет об изменениях нормативов зачислений в региональные бюджеты акцизов на алкогольную продукцию и нефтепродукты, а также об индексации ставок по подакцизным продуктам на 2021 год. 

Увеличиваются трансферты в региональные бюджеты

В 2019 году бюджеты субъектов получат из федерального бюджета 2,1 трлн рублей. Это на 375,7 млрд рублей, или на 21,8%, больше, чем в 2018 году. В 2020 году трансферты составят 2,2 трлн рублей, в 2021 году —  2 трлн рублей.

Регионы получат единую субвенцию

Федеральные власти могут перераспределять некоторые свои полномочия, отдавая их на выполнение регионам, которым для этого нужны деньги. Вот как раз для этого из федерального бюджета и выделяют субвенции.

Для повышения финансовой самостоятельности субъектов, им предоставят единый трансферт, объединяющий восемь субвенций. Всего на эти цели регионы в 2019 году получат 13,5 млрд рублей, в 2020 году — 12,8 млрд рублей, в 2021 году — 10,8 млрд рублей. 

Власти отказались от обмена старых госбумаг

Власти ежегодно привлекают значительные средства в бюджет через заимствования в виде государственных ценных бумаг. Это могут быть, например, евробонды или облигации федерального займа (ОФЗ) — и то и другое, по сути, долговые обязательства под проценты. Средства от их размещения поступают сразу, а срок погашения может достигать 30 лет. 

Правительство может обменивать старые выпуски таких бумаг на другие с согласия их владельцев. Это делается для снижения объема госдолга и/или расходов на его обслуживание. Но при этом в 2015–2017 годах такой обмен происходил все меньше и меньше. В результате он сократился с 67,6% от предусмотренного законами объема в 2015 году до 26,9% в 2017 году. А в 2012–2014 годах обмен и вовсе не проводился. 

Десять самых заметных минусов

Бюджет создавался в условиях правовой неопределенности

По мнению Счетной палаты, последние пять лет в России не работает норма, которая обеспечивает стабильность и предсказуемость параметров проектов федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов. А это в свою очередь снижает качество их разработки.

Так, власти на всех уровнях могут менять или принимать новые документы, которые влияют на налоговые сборы и/или меняют объемы доходов бюджетов. Но акты, вступающие в силу в очередном финансовом году или плановом периоде, должны приниматься минимум за месяц до того, как проект бюджета внесут в Госдуму. Теперь эту норму приостановили до 1 января 2019 года.

Не учитывает целевые показатели нацпроектов

Это мешает оценить их реальный вклад в достижение национальных целей, обозначенных в майском указе.

Ранее Алексей Кудрин отмечал, что выполнение 75% показателей национальных проектов и комплексного плана развития инфраструктуры невозможно отследить. Для них будут разрабатываться специальные методики по отслеживанию, но они будут готовы только к концу 2019 года.

При расчете использовали заниженный прогноз роста мировой экономики

Бюджет основан на предположении, что мировой экономический рост замедлится с 3,7% в 2017 году до 3,2% в 2024 году. Из-за этого власти могут принимать недостаточно эффективные экономические меры, что не позволит России достичь целей, которые определил Владимир Путин.

Например, еще весной 2018 года он призвал вывести страну в пятерку крупнейших экономик мира к 2024 году и сделать страну лидером агропромышленного рынка.

Неполный перечень источников доходов

Под перечнем источников доходов понимается весь свод обязательных платежей — налогов, сборов, страховых взносов и т.д., которые идут в бюджеты разных уровней. И когда он неполный, это мешает достоверно установить, как, на каких основаниях и сколько средств должна получить казна. 

Неизменная структура расходов

Как отметили в Счетной палате, новации формирования расходов бюджета на 2019–2021 годы не возымели успеха — структура в основном осталась прежней.

Так, к 2021 году должны снизиться и военные (на оборону, нацбезопасность и правоохранителей) расходы, и на социальную политику, а на здравоохранение, защиту окружающей среды и образование, наоборот, немного вырастут. Но этого недостаточно. Траты на ЖКХ и культуру останутся почти на уровне 2018 года.

Ранее Алексей Кудрин неоднократно заявлял, что нужно менять структуру и увеличивать долю расходов на инфраструктуру и человеческий капитал.

Бюджет рискует недополучить доходы в виде дивидендов

Ранее госкомпании предоставили в Росимущество информацию о своей чистой прибыли. Это нужно было, чтобы сформировать прогноз, сколько доходов в виде дивидендов бюджет может получить в 2019–2021 годы. Но заложенные в проект показатели в итоге сильно превзошли данные компаний. Поэтому казна рискует недополучить доходы в виде дивидендов, принадлежащих государству: на 392,3 млрд рублей — в 2019 году, на 423,5 млрд рублей — в 2020 году и на 491,3 млрд рублей — в 2021 году.

Нацпроекты не стали структурными элементами бюджета

Они используются только как аналитический инструмент в составе государственных программ.

То есть складывается ситуация, когда один национальный проект будет реализовываться в семи государственных программах и шесть межотраслевых нацпроектов учитываются в структуре нескольких госпрограмм.

Финансовое обеспечение в паспортах нацпроектов не совпадает с бюджетными ассигнованиями в законопроекте

Согласно паспортам нацпроектов, в 2019 году власти планировали выделить на них из бюджета 1,9 трлн рублей, в 2020 году — 2,2 трлн рублей, в 2021 году — 2,5 трлн рублей.

Но первоначально в проекте бюджета, по расчетам Счетной палаты, цифры оказались ниже на 210,4 млрд — в 2019 году, на 340 млрд — в 2020 году, на 396,6 млрд — в 2021 году.

При этом самое большое несоответствие — в проектах "Цифровая экономика" и "Международная кооперация и экспорт".

Выросли объем внутренних госзаймов и госдолг

В 2019 году Минфин планирует разместить облигаций федерального займа (ОФЗ) на 2,4 трлн рублей — это на 1,2 трлн рублей, или в два раза, больше, чем в 2018 году. Увеличение заимствований приведет к росту госдолга с 13,8 трлн рублей на начало 2019 года до 19,5 трлн рублей на начало 2022 года, то есть до 16,5% ВВП.

Тем не менее госдолг останется на относительно безопасном уровне.

Низкие поступления от приватизации

Власти рассчитывают заработать на приватизации в 2019 году только 13 млрд рублей, в 2020 году — 10,9 млрд рублей, и не стали ничего планировать на 2021 год.

Ранее Алексей Кудрин заявил, что эти планы нельзя назвать даже смешными, так они малы. При этом госсектор продолжает расти, хотя президент в обращении к Федеральному собранию поставил цель снизить долю государства в экономике.  

Позднее в Минэкономразвития ответили, что правительство рассматривает ряд дополнительных приватизационных сделок и не стоит проводить прямую параллель между цифрами в бюджете и тем, что будет происходить. Глава ведомства Максим Орешкин рассказал, что приватизация нужна по большей части не для привлечения средств в бюджет, а для экономического развития.

Другие детали о федеральном бюджете на 2019 год читайте в материале ТАСС. 

Теги:
Россия