Александр Медведев: "Зенит" в Лиге чемпионов должен быть гибким и вариативным
Генеральный директор "Зенита" Александр Медведев в интервью ТАСС рассказал, за счет чего петербургский футбольный клуб стал чемпионом России второй год подряд, отметил, какие ошибки нельзя допускать в Лиге чемпионов, и предположил, через сколько лет в основном составе команды могут появиться воспитанники клубной системы подготовки.
— Президентом "Зенита" вы стали полтора года назад, после того, как долгое время работали в хоккейном направлении. Насколько ощутимой для вас оказалась разница при работе с этими видами спорта?
— Футбольная сфера для меня не была совершенно новой, поскольку когда я работал в Восточной нефтяной компании в 90-х годах, то в том числе занимался и футбольным клубом "Томь". Поэтому многие процессы мне понятны, хотя, конечно, неправильно сравнивать то, что было в 90-е годы и что сейчас. Тем не менее достаточно много из того времени сохранилось в футболе. По крайней мере, правила игры хоть и изменились, но не сильно.
Я всегда любил футбол, играл в него на любительском уровне. Поэтому я, когда получил предложение от Алексея Борисовича Миллера (председатель совета директоров "Газпрома" — прим. ТАСС) возглавить "Зенит", долго не думал и с удовольствием согласился. И очень рад, что удалось прийти к чемпионству не только с половины прошлого сезона, но и в этом сезоне, который оказался очень сложным из-за трехмесячного перерыва в связи с пандемией COVID-19, и стать чемпионами за четыре тура до конца. Если посмотреть на все параметры, забитые мячи, количество побед, то чисто статистически они впечатляют всех.
Но за этими цифрами стоит труд всего коллектива: это не только клуб с его игроками, тренерами, массажистами, врачами, администраторами, но и наша инфраструктура. Это наш прекрасный стадион, наша база, и организация работы состоит в том, чтобы каждый знал свой маневр, что и было моей приоритетной задачей. Я очень рад, что люди работали с удовольствием, ответственно подходили к своему делу, и я думаю, что такой подход будет дальше развиваться и станет залогом наших новых побед.
Что касается отличий между футболом и хоккеем, то есть общие вещи, касающиеся управления спортивными организациями. Есть и специфика — это и отличающиеся друг от друга регламенты в Премьер-лиге и Континентальной хоккейной лиге (КХЛ), тем более что мне удалось быть у истоков КХЛ и создавать эти регламенты. Они сильно отличаются от футбольных порядков в нашей стране. Но есть и много общего, а главное, что это две замечательные игры, доставляющие удовольствие мне и многим миллионам болельщиков в нашей стране.
— В итоге в каком виде спорта вам было сложнее?
— Везде есть своя специфика, свои сложности. В СКА первоначально не было собственной инфраструктуры, сейчас там есть "Хоккейный город" — прекрасная база, сопоставимая по качеству с базой "Зенита". Но строительство команды что в футболе, что в хоккее, календарь, требования по организации тренировочного процесса не могут быть одинаковыми. Поэтому везде непросто. (Смеется.)
— Что вы считаете главным достижением в своей работе в "Зените" помимо двух побед в чемпионате?
— Я очень ценю ту атмосферу, которая есть в команде, клубе, команде наших менеджеров. Люди отдавали свои знания, иногда не считались со временем, смогли преодолеть сложный период работы на удаленке. И это самое главное, что у нас есть команда, коллектив.
— Говорит ли внушительный отрыв от второго места о том, что на данном этапе у "Зенита" нет реальных конкурентов в Тинькофф - Российской премьер-лиге?
— Если мыслить данными категориями, то надо сказать, что и в чемпионате Германии нет конкурентов у "Баварии", которая выиграла турнир восемь раз подряд. Но мы знаем, что и "Баварии" победы давались иногда очень и очень нелегко, потому что за очковым разрывом стоят конкретные матчи и борьба. Сколько у нас было матчей, заканчивавшихся победой с разницей в один мяч, в скольких играх мы пропускали первыми и затем одерживали волевые победы.
Конечно, хотелось, чтобы в плане конкуренции наш чемпионат был сопоставим с ведущими европейскими лигами. Но я хочу обратить внимание, что после перерыва команды независимо от того места, которое они занимают в турнирной таблице, сражаются, играют со страстью. Одна из причин этого — все команды соскучились по футболу, но я думаю, этот период не пройдет бесследно. Игроки, тренеры и болельщики ценят то, что у нас есть такой чемпионат, и сколько у нас появилось талантливой молодежи, сколько красивых голов забивалось с хороших комбинаций. Самое главное — чтобы в игре была страсть, самоотдача, и тогда даже если мастерства не будет хватать, то болельщик будет ходить на футбол и смотреть футбол, поскольку непредсказуемость, страсть и борьба — это самое главное, что привлекает в спортивных играх.
— Бывали такие случаи, когда "Зенит" легко расставался со своими воспитанниками, отпуская их бесплатно по истечении контракта, а потом возвращал их за деньги. Каково ваше мнение в этом плане о работе спортивного департамента клуба и селекционеров и рассматриваете ли вы вариант с привлечением к работе на ответственных постах легенд клуба, таких как Андрей Аршавин?
— Не секрет, что, к сожалению, за последнее десятилетие работа в плане появления в основном составе воспитанников "Зенита" не удовлетворяет никого: ни владельцев клуба, ни болельщиков, которые хотят видеть в основе доморощенных футболистов. Клубный патриотизм становится только сильнее, когда ты видишь человека, который если не родился в Санкт-Петербурге или области, то провел как минимум четыре года в академии и выпустился, прошел молодежку "Зенита", вторую команду, попал в основной состав, а то и перепрыгнул эти стадии, как это сделали такие суперзвезды, как [Александр] Кержаков, [Вячеслав] Малафеев.
Но для этого, с одной стороны, нужна массовость, а с другой — системная подготовка. Мы используем голландский опыт, который пока пробуксовывает и не дает нужного результата, хотя довольно много выпускников академии играет в других клубах. Но мы не удовлетворены и будем менять подход, поэтому готовы привлечь таких легенд, как Аршавин, Кержаков, может быть, Данни. Директором академии является наш знаменитый зенитовский игрок Анатолий Давыдов. Мы не расплескаем эту преемственность, но футбол меняется в мире, он становится более интенсивным, быстрым, и игроков надо к этому готовить. Нельзя проигрывать по "физике" и думать, что за счет головы и техники можно побеждать. Нужно, чтобы все эти элементы сочетались. Конечно, на небосклоне могут зажечься звезды, но должна быть и система воспитания. Это не только методики, но и тренеры, которые должны ими умело пользоваться.
Конечно, Аршавин, Кержаков, [Игорь] Денисов, [Владимир] Быстров и другие со двора не уходили, играя в футбол. Им было все равно, кто рядом с ними играет, и они сами совершенствовались, любили это делать. Сейчас же у нас институт двора практически исчез, хотя вроде бы спортивные площадки во дворах есть. Но редко когда увидишь, чтобы на них проводились такие баталии, которые во дворах были раньше. Тут жаловаться нечего: жизнь меняется, информатизация общества меняет склонности, вкусы, приоритеты людей, и та деятельность, которая требует больших физических затрат и жертв, многих не привлекает. Тем более к результату надо идти долгие-долгие годы. Эта тема непростая, но мы будем ей заниматься в городе и области.
У нас тысячи мальчишек занимаются не только в системе "Зенита", но и в других школах. Но важно, чтобы ребята прогрессировали и мы не потеряли те таланты, которые у нас, безусловно, есть. Их только надо найти и отшлифовать.
— Чтобы завершить тему резерва: есть ли понимание, через какое время в основном составе будет достаточное количество воспитанников системы клуба?
— Думаю, надо сначала залатать те прорехи, которые есть в системе подготовки, и двигаться дальше. Что касается проблем, которые нужно устранить, то по матчам Юношеской лиги УЕФА видно, что мы уступаем в "физике" командам из Германии, Франции, с которыми играли в прошлом сезоне. Это требует особой работы и в том числе в плане правильного питания, восстановления, наращивания мышечной силы, не теряя гибкости и скорости. И это большая наука.
— Если вернуться к итогам нынешнего чемпионата, изучали ли вы печальный опыт сезона-2013/2014, когда "Зенит" после 19 туров уходил на зимний перерыв лидером, но не удержал первое место. Как сейчас вам удалось избежать таких ошибок?
— Наши аналитики препарируют и прошлое, и нынешнее, анализируют, как играют наши коллеги в других странах. Мы знаем, что происходило в прошлом, как можно быстро растерять преимущество, поэтому внимание уделялось каждому матчу. Из победных игр все равно делались выводы, мы искали слабые места, недостатки, на которые мы обращали внимание.
Тренерский штаб давал возможность игрокам показать свои лучшие качества независимо от их возраста. Я особо рад, что Юрий Жирков продемонстрировал неувядающее мастерство, в том числе и в игре в воскресенье, выйдя во втором тайме и сделав две блестящие передачи, которые привели к голу. Спрашивают, в чем секрет долголетия Жиркова или того же [Бранислава] Ивановича. Ответ очень простой — это работа, отношение к себе, требовательность. Мы в паспорт игроков смотрим только при заполнении его персональных данных, и потом это уже не имеет никакого значения.
— Каковы, на ваш взгляд, лучший и худший матчи "Зенита" в сезоне?
— Чемпионский матч всегда запоминается. Хотя складывался он непросто, но когда есть противостояние, которое преодолеваешь, то он и запоминается больше всего. Я считаю, что и матч с "Краснодаром" в прошлом году стал одним из лучших, европейского уровня. И матч в воскресенье по качеству игры был очень хорош, поскольку ошибки игроков в нем были вынужденными. Когда команда вынуждена ошибаться, то это достоинство той команды, которая заставила соперника это сделать.
Наша команда, находясь под давлением, все-таки смогла выстоять, и потому уже во втором тайме наше преимущество было достаточно очевидным несмотря на то, что "Краснодар" продолжал сражаться. Тем и хорош футбол, что развитие событий не описывается простыми сценариями. Что касается худших матчей, то это в Лиссабоне против "Бенфики" и против "Уфы" на выезде. Три очка всегда идут в копилку, но одна из причин наших побед — это высокая требовательность тренеров к игрокам и игроков к самим себе. Потому что та атмосфера, сплоченность — одно из достоинств нашей команды, что нет разрыва отношений между легионерами и россиянами. Ребята могут и пошутить, а могут, что называется, и навалять друг другу.
— Рассчитывает ли клуб на Эммануэля Мамману, учитывая тот факт, что защитник во второй раз за время выступлений за "Зенит" порвал крестообразную связку колена?
— Данни три раза рвал "кресты", но возвращался на свой уровень. Для Мамманы важно сейчас начать играть, может, для него будет легче набрать форму через аренду. Это мы будем обсуждать в ближайшие недели. Он футболист качественный и любит играть. Я просто напомню, что, получив травму, он не хотел даже с поля уходить — настолько был поглощен игрой. Главное — чтобы он обрел игровую практику.
— С кем из игроков, у которых истекают контракты, клуб не будет продлевать соглашения и с кем из легионеров придется расстаться, чтобы вписаться в новый лимит на легионеров?
— На этот вопрос я предпочту не отвечать, потому что мы только что стали чемпионами. Как я и говорил, после этого мы начнем переговоры. Но нам надо сначала провести матч с "Сочи", перед которым нам вручат Кубок чемпионов премьер-лиги.
— Нет сомнений в том, что Артем Дзюба останется в команде? Когда стоит ждать подписания с ним нового соглашения?
— Он остается. Контракт с ним будет подписан по окончании этого сезона.
— В интернете обсуждают видео из раздевалки "Зенита" после матча с "Краснодаром". Мнения пользователей разделились, половина усмотрела в эмоциях Дзюбы и Азмуна непристойное поведение. А что вы думаете об этом?
— Они дурачились. Это чемпионская раздевалка: в ней царит бесшабашная, отвязная атмосфера, парни все время подкалывают друг друга и делают миллион других провокаций. Вы сами видели это видео и можете судить о том, какая огненная атмосфера там была. Это не место для скучных моралистов и чопорных блюстителей приличий. Будем считать, что Дзюба намекал на то, что будет со "Спартаком" в кубковом матче ("Зенит" сыграет со "Спартаком" в полуфинале Олимпа — Кубка России — прим. ТАСС). Золотая связка Дзюба — Азмун в этом сезоне забила на двоих, между прочим, 29 голов. И еще пару-тройку, я думаю, вполне способна оформить в ближайших матчах, что будет отличным ответом всем тем, кто сейчас так беснуется по поводу их приколов. Кроме усмешки такая реакция ничего не вызывает и вызвать не может.
— Александр Кокорин ранее говорил о нежелании возвращаться в "Зенит". Видите ли вы его в составе команды в новом сезоне?
— Александр — один из кандидатов на пополнение в состав нашей команды. Если он приедет вместе с "Сочи", мы с ним пообщаемся.
— Какой по продолжительности контракт клуб готов ему предложить?
— Как я уже говорил, я процесс не комментирую, только результат.
— Сколько новичков пополнят "Зенит" в новом сезоне и на какие позиции ищете усиление?
— У нас будет точечное усиление — не более трех-четырех игроков. Конкретные позиции и фамилии я называть не буду, поскольку мы еще не приступили к переговорам. Они начнутся после церемонии награждения в среду.
— Будет ли увеличен трансферный бюджет, чтобы подготовиться к следующему еврокубковому сезону?
— У нас нет необходимости его увеличивать.
— В этом сезоне вместе с успехом в чемпионате России "Зенит" постигла неудача в Лиге чемпионов. Сформировали ли вы для себя причины провала команды и как можно избежать их в следующем сезоне?
— Можно с семью очками выйти со второго места в группе, а можно с ними же остаться четвертым и не попасть никуда. Игра с "Бенфикой", когда все карты были у нас на руках, нам не удалась. Одна из причин, я думаю: все в перерыве знали, что "Лейпциг" ведет 2:0 у "Лиона", у нас счет 0:0 и никаких опасностей "Бенфика" для нас не создала. Но расслабления, потери концентрации в футболе никто не прощает, наказание приходит мгновенно. Удаление Дугласа — и забивать или отыгрываться вдесятером было уже тяжело на чужом поле.
В Лиге чемпионов высокий уровень, даже командам из третьей-четвертой корзин или прошедшим квалификацию палец в рот не клади — откусят не только палец, но и руку и даже не поперхнутся. Игра в Европе требует больше гибкости и вариативности. И мы очень рады, что у нас восстановился Малком, который может играть и справа, и под нападающими, и мы можем играть с разными схемами. Надеюсь, мы выборочно усилимся, что позволит команде выступить более сильно не только в чемпионате России, но и в Лиге чемпионов. А с нами будут играть с особой отдачей — с чемпионом все играют с особым настроем. Поэтому будем ждать и готовиться играть с каждой командой.
— Ни один из российских клубов не вышел в весеннюю стадию еврокубков. Стоит говорить о глобальном кризисе нашего клубного футбола?
— Я считаю, что у нас хороший чемпионат, есть несколько своеобразных команд со своим стилем, которые будут становиться сильнее. Эти слова относятся и к "Локомотиву", и к "Спартаку", и к ЦСКА, "Динамо". Опять же, после перерыва все бьются, сражаются: даже "Оренбург" после карантина не сдавался и боролся. Зрители очень чутко реагируют на это.
Самое страшное, что может быть на футбольном поле, — это, что называется, пофигистика. То есть равнодушие, безразличие игроков по отношению к результату матча, положению своей команды. И это сразу видно, а когда есть борьба, то футбол будет развиваться.
— Есть надежда, что такой, как вы говорите, пофигистики у футболистов "Зенита" не будет в том числе и в следующей Лиге чемпионов?
— На везение бессмысленно надеяться, потому что слабых команд там нет. Для нас это будет очень интересный этап, когда мы должны реабилитироваться в глазах в том числе и своих болельщиков. И надеюсь, что другие клубы так же сделают.
То, что мы опустились в таблице коэффициентов УЕФА ниже Португалии, — это не самое приятное событие, в том числе и для перспектив игры в Лиге чемпионов и Лиге Европы.
— Насколько сильно сказался на клубе невыход в весеннюю стадию еврокубков? Нет ли опасений по поводу возможных санкций от УЕФА в связи с финансовым fair play?
— У нас проблем с финансовым fair play не было и, надеюсь, не будет. Тем более что сделаны определенные корректировки по учету финансовых параметров. Поэтому мы чувствуем себя здесь абсолютно уверенно и комфортно. Мы не на грани, а, что называется, в абсолютных параметрах требований, которые выставляются УЕФА.
— Этот сезон стал первым, в котором использовалась система видеоассистента рефери (VAR). Как оцените работу этой системы и есть ли какие-то нарекания или предложения по улучшению ее работы к Российскому футбольному союзу?
— Пускай судейством занимаются те, кто предназначен для этого дела. Я считаю, что VAR — это положительное явление в нашем футболе, поскольку когда опыт работы с VAR будет накоплен, то нареканий к нему не будет. VAR не замена судье, судья по-прежнему принимает решения, но он получает помощника не только в виде видеоматериала, но и судей в VAR-комнате, которые могут ему подсказать. За конечное решение все равно отвечает главный судья.
— Видеопросмотры больше влияют на динамику игры в футболе или хоккее?
— В хоккее тоже есть случаи, когда один момент подолгу смотрят и игра задерживается. В чем смысл видеоповторов в хоккее и футболе? В том, чтобы в игре было меньше ошибок.
— Президент Премьер-лиги Сергей Прядкин заявил, что появляются конкуренты по трансляциям матчей РПЛ. Как "Зенит" относится к тому, что входящий в "Газпром-медиа" "Матч ТВ" может лишиться права на показ игр чемпионата России, и как относитесь к конкуренции на этом рынке, насколько она нужна сейчас в нашем футболе?
— Жизнь не стоит на месте. У нас не только спорт уходит в цифровые платформы, но и также уходят туда киносериалы, фильмы. Может быть другая информационная эпоха поможет привлечь больше денег в футбол. Потому что сейчас это смехотворные суммы, которые всерьез нельзя рассматривать при формировании бюджетов любого клуба. Поэтому здесь жаловаться нечего, а нужно творчески подойти к тому, как сделать, чтобы футбол получил заслуживающие средства не только с помощью телевизионных трансляций, но и через трансляции на цифровых платформах.
— Насколько для "Зенита" ощутим доход от контракта РПЛ с "Матч ТВ"? (По четырехлетнему соглашению лига должна получить 1,7 млрд рублей в год — прим. ТАСС.)
— Я уже не раз говорил, что нас это не удовлетворяет, как и другие клубы. В польском и турецком чемпионатах, которые по своему уровню хуже нашего, стоимость телеправ в десятки раз выше. Поэтому здесь что-то надо делать.
— В прошлом году вы говорили, что бюджет "Зенита" составляет 165−170 млн евро в год. Насколько эти цифры изменились сейчас?
— Сейчас мы формируем бюджет будущего года, его будет одобрять совет директоров. Порядок цифр остается примерно тем же.
— Вы уже говорили о том, что в планах у "Зенита" есть открытие клубного музея. Появилась ли ясность с тем, когда он будет открыт? Разработана ли концепция музея и если да, то в чем она будет заключаться?
— Мы сейчас работаем над этим в рамках развития стадиона и околостадионного пространства. По времени я прогноз давать не буду. Надеюсь, что, несмотря на кризис, спровоцированный пандемией, мы не потеряем много времени в этом проекте.
Беседовали Андрей Михайлов и Рустам Шарафутдинов