25 марта 2022, 11:00
Статья

В ночь с воскресенья на понедельник в Лос-Анджелесе Американская киноакадемия объявит своих лауреатов. Рассказываем, как пройдет церемония и кто может победить

Kevin Winter/ Getty Images

"Оскар" наравне с другими наградами переживает не лучшие времена: рейтинг премии катастрофически низок, и интерес аудитории к интригам узкой прослойки киноиндустрии сильно поутих. В 2020 году историческая победа корейских "Паразитов" Пон Джун Хо никак не повысила интерес к "Оскару" — рейтинг церемонии стал самым низким в истории. Кризис подстегнула пандемия. Локальная, можно даже сказать уютная, церемония с ограниченным количеством участников, строгим ковидным протоколом и без яркой красной ковровой дорожки в 2021 году и вовсе показала, что зрителям абсолютно неинтересно смотреть за тем, кто забирает домой награды, если они не носят дизайнерские наряды, а их работы не получили достаточной огласки. Более того, скандал вокруг "Золотого глобуса", второй по важности после "Оскара" награды, и его фактическая "отмена" в этом году (церемония все-таки прошла, но без телевизионной трансляции и широкого освещения в СМИ) стали тревожным звоночком для всех подобных мероприятий.

Как пройдет церемония

Однако Американская киноакадемия пока держится и отказывается сдаваться, предпринимая попытки как-то привлечь аудиторию. В этом году церемония возвращается с вокзала Union Station, куда ее перенесли из-за ковида, в родной Dolby Theatre, в котором "Оскар" проходит с 2001 года. Также туда вернется и знаменитая красная дорожка, так что в гламуре недостатка не будет. При этом организаторы понимают, что для подстегивания интереса к премии мало вернуть все как было, поэтому они отказались от церемонии без ведущего и поставили сразу трех — Эми Шумер, Реджину Холл и Ванду Сайкс.

Более того, как утверждает сама академия, телеканал ABC отказался транслировать премию, если та не сократит церемонию. По этой причине пришлось отказаться от прямой трансляции восьми номинаций, в частности за анимационную короткометражку, монтаж, грим, саундтрек и звук. Общественность, конечно, возмутилась, как и в прошлые разы, когда организаторы пытались сделать то же самое. Некоторые заявили, что таким образом "Оскар" намекает на "второсортность" данных номинаций, однако академия настояла на своем — рейтинги важнее этики.   

Во время пандемии стало ясно, что старомодный голливудский шик приветствуется далеко не всеми и что сами звезды от него изрядно подустали. Например, Джейсон Судейкис выходил онлайн во время церемоний вручения наград исключительно в толстовке, а триумфатор "Оскара" Хлоя Чжао, ставшая первой азиаткой, получившей награду за режиссуру, и второй женщиной-победительницей после Кэтрин Бигелоу в этой категории, пришла на премию с обычными косичками и сумкой через плечо. Однако эгалитаризм Голливуду явно не по вкусу. Так, он стал даже более недоступным. Что уж говорить о простой публике, когда исполнительница главной роли в фильме Стивена Спилберга "Вестсайдская история" Рэйчел Зеглер не получила пригласительный на церемонию. Актриса написала, что сделала все, что могла, чтобы получить приглашение, но, видимо, ей придется болеть за фильм с дивана. Справедливости ради стоит отметить, что решение о том, кто пойдет на премию, принимает не сам "Оскар", а студия, в данном случае Disney.

Кто номинирован

Еще одно последствие пандемии — расцвет стримингов. Если несколько лет назад участие фильмов, созданных видеосервисами, прежде всего Netflix, в премиях и фестивалях считалось чем-то экзотичным, то теперь совершенно ясно, что они стали очень серьезными конкурентами для голливудских студий. Netflix уже третий год подряд становится самой номинируемой студией, отобрав этот титул у голливудского гиганта Disney. В прошлом году у стриминга было 35 номинаций, а в этом — 24. При этом он еще ни разу не получал самую престижную награду — за лучший фильм, однако это дело времени. Особенно если учитывать, что "Власть пса" новозеландки Джейн Кэмпион производства Netflix является одним из главных претендентов в этой номинации. 

За стримингом следует Disney c 23 номинациями и Warner Bros. с 16. При этом стоит учитывать, что только фильмы Disney выходили в традиционный прокат, в то время как все проекты Warner Bros. одновременно выпускались на стриминге HBO Max+, что еще раз доказывает доминирование видеосервисов в современном Голливуде. По числу номинаций пятерка фильмов-лидеров распределилась следующим образом: "Власть пса" Кэмпион — 12 номинаций, "Дюна" Дени Вильнева — десять, "Белфаст" Кеннета Браны и "Вестсайдская история" Спилберга — семь, "Король Ричард" Рейнальдо Маркуса Грина — шесть, "Не смотрите наверх" Адама Маккея, "Сядь за руль моей машины" Рюсукэ Хамагути и "Аллея кошмаров" Гильермо дель Торо — четыре.  

Про репрезентацию академия тоже не забывает.

Джейн Кэмпион стала первой женщиной в истории, номинированной в категории "Лучший режиссер" дважды. В 1993 году она стала первой женщиной в принципе, номинированной на эту награду, но проиграла Стивену Спилбергу и его "Списку Шиндлера". Велика возможность, что в этом году силы распределятся по-другому

Также "Власть пса" стал первым фильмом, снятым женщиной, который получил десять номинаций. В то же время Рюсукэ Хамагути стал третьим японцем, номинированным за режиссуру, а его "Сядь за руль моей машины" — первой японской картиной, которая поборется за звание лучшего фильма.

Более того, Трой Коцур стал первым глухим актером, номинированным за роль второго плана. Его партнерша по фильму "CODA: ребенок глухих родителей" (он, кстати, стал первым оригинальным проектом Apple, номинированным на "Оскар") Марли Мэтлин стала первой глухой актрисой, отмеченной академиками в 1986 году за фильм "Дети тишины". Также впервые в один год номинировали сразу двух представительниц LGBT+ — Кристен Стюарт и Ариану ДеБос. Пол Тазвелл стал первым темнокожим американцем, номинированным в категории "Лучшие костюмы" за работу в "Вестсайдской истории". Россию в этом году на премии будет представлять "БоксБалет" Антона Дьякова в номинации "Лучший короткометражный анимационный фильм".

Кадр из мультфильма "Боксбалет". Пресс-служба кинокомпании СТВ
Кадр из мультфильма "Боксбалет"

Кто победит

Существует несколько способов определить победителей "Оскара", однако премия становится все более непредсказуемой, и проверенные годами методы дают сбой. Так, одним из показателей, по которым можно было гадать на премию киноакадемии, был "Золотой глобус". Но после скандала вокруг последнего и фактического отказа Голливуда от этой премии получается, что теперь "Золотой глобус" ничего не значит. Большинство зарубежных аналитиков даже не упоминают его в своих прогнозах, и, скорее всего, на мнение академиков он уже не влияет.

Лучший фильм

На лучший фильм номинированы: "Белфаст", "CODA: Ребенок глухих родителей" Шан Хейдер, "Не смотрите наверх", "Сядь за руль моей машины", "Дюна", "Король Ричард", "Лакричная пицца", "Аллея кошмаров", "Власть пса" и "Вестсайдская история". Главное соперничество разворачивается между "Властью пса" и фильмом Хейдер.

С одной стороны, Кэмпион собрала большое количество премий в наградном сезоне и уверенно движется к победе. На ее счету BAFTA (премия Британской академии кино и телевидения), премии "Выбор критиков" и режиссерской гильдии. Более того, Кэмпион номинирована в режиссерской номинации, что обычно необходимо для того, чтобы получить статуэтку за лучший фильм. С другой стороны, "CODA" получила награды Гильдии киноактеров и Гильдии кинопродюсеров, которая особенно важна для успеха на "Оскаре". Также "CODA", рассказывающая историю взросления девочки в слабослышащей семье, гораздо более зрительский и оттого более подходящий для киноакадемии фильм — в отличие от заумной и независимой картины Кэмпион, доступной далеко не для всей аудитории.

Некоторые журналы даже выпустили разъяснительные статьи, чтобы помочь зрителям понять, что происходит во "Власти пса". При этом Шан Хейдер не номинирована в режиссерской категории, что говорит не в ее пользу. Выиграть с такими параметрами сложно, но можно. Это удавалось "Шоферу миссис Дейзи", "Операции "Арго" и "Зеленой книге" Питера Фаррелли.

Лучший режиссер

В режиссерской номинации большинство экспертов едины во мнении — с большой вероятностью выиграет Джейн Кэмпион, и, если это случится, "Оскар" впервые будет вручать эту награду женщинам два года подряд. В отличие от 1993 года Спилбергу, который номинирован за "Вестсайдскую историю", вряд ли удастся увести статуэтку из-под носа новозеландки.

Что касается других кандидатов, вручение "Оскара" Кеннету Бране за "Белфаст" будет ужасной ошибкой, потому что в этом ностальгическом фильме британец в очередной раз доказывает, что он плохой режиссер. Его полуавтобиографическая картина о детстве в разделенном религиозной ненавистью Белфасте получилась вторичной, излишне сентиментальной и абсолютно лишенной фокуса. Рюсукэ Хамагути, скорее всего, получит премию в категории "Лучший международный фильм" (технически он достанется Японии, а не самому режиссеру); Полу Томасу Андерсону могут присудить приз за лучший оригинальный сценарий.

Актерские номинации

Категорию "Лучшая женская роль" эксперты называют самой тяжелой в этом году — хочется вручить ее всем номинанткам, но победит только одна из них. Прогнозы усложняет и тот факт, что впервые ни одна из оскаровских номинанток не была номинирована на БАФТА. Формально пока больше всех шансов у Джессики Честейн за роль "телеевангелистки" в фильме "Глаза Тэмми Фэй". Актриса получила премию Гильдии киноактеров США. Хорошие шансы есть также у всеобщей любимицы Оливии Колман за роль в "Незнакомой дочери". Академики награждали ее совсем недавно — в 2019 году за "Фаворитку", так что, может быть, они, как и в прошлом году (Колман была номинирована за роль в "Отце"), посчитают, что одной статуэтки для британки пока достаточно. Наступает на пятки Честейн еще одна оскароносная актриса — Николь Кидман, сыгравшая в "Быть Рикардо" Аарона Соркина. Более того, критики отмечают и Пенелопу Крус в "Параллельных матерях" Педро Альмодовара.

Однако у испанской актрисы, как и у Кристен Стюарт, номинированной за роль принцессы Дианы в "Спенсер", нет номинации на премию Гильдии киноактеров. Это уменьшает их шансы на "Оскар". 

В категории "Лучший актер" все более или менее понятно — победу прочат Уиллу Смиту за драму "Король Ричард" об отце знаменитых теннисисток сестер Уильямс. На его стороне BAFTA и награда Гильдии киноактеров. С этим сложно поспорить, хотя академики еще могут удивлять.

Так, в прошлом году все единогласно прочили победу посмертно Чедвику Боузману, а выиграл в итоге Энтони Хопкинс, который даже не приехал на церемонию. Номинация "Лучшая актриса второго плана" тоже более или менее предсказуема. Главная претендентка — Ариана ДеБос, показавшая весь спектр своих талантов в "Вестсайдской истории". На ее счету, как и у Смита, BAFTA и награда Гильдии киноактеров. А вот с номинацией "Лучший актер второго плана" все не так просто. Долгое время Коди Смит-Макфи из "Власти пса" и Трой Коцур из "CODA" шли плечом к плечу, однако недавний триумф Коцура на BAFTA и премии Гильдии киноактеров склонил чашу весов в его пользу.    

Грядущая церемония покажет, насколько "Оскар" релевантен в эти быстро меняющиеся времена. Помогут ли ухищрения организаторов как-то повысить интерес к церемонии? Еще одна проблема состоит в том, что далеко не все имели возможность посмотреть номинированные фильмы, поэтому у зрителей нет интереса к тому, что они даже не видели. "Оскар" еще имеет достаточную огласку и авторитет, чтобы повысить интерес публики к проектам. Например, зрительский интерес к "Паразитам" после их победы возрос более чем в два раза. Однако как долго академии удастся сохранять свой авторитет, остается под вопросом.

Тома Ходова