30 января 2022, 20:56,
обновлено 31 января 2022, 12:23
Умер Виктор Мережко

"Умер большой мастер". Коллеги о Викторе Мережко

О смерти народного артиста России стало известно 30 января 2022 года

О смерти народного артиста России Виктора Мережко стало известно 30 января 2022 года. Ему было 84 года. Коллеги выражают соболезнования в связи со смертью режиссера, сценариста и актера. Также свои соболезнования выразили президент России Владимир Путин и министр культуры Ольга Любимова.

Человек со своим ощущением времени

Виктор Мережко был человеком со своим ощущением времени и поэтики, написал кинорежиссер и сценарист Алексей Герман-младший в Facebook.

"Умер Мережко. Великий сценарист. Чувственный, тонкий, человек со своим ощущением времени и поэтики. Я помню его дом много лет назад, мы жили в Москве довольно близко, помню разговоры, жизнь, быт, каждый день уносит от нас эпоху. Остается новый век, он проще. Какой же день сегодня больной, плохой день, печальный день", - написал режиссер.

Всесторонне талантливый человек

Вице-премьер Татьяна Голикова выразила соболезнования родным и близким Мережко. Богатство кинематографического наследия Мережко подчеркивает масштаб его таланта, сообщили в секретарите Голиковой.

"Будучи большим профессионалом, Виктор Иванович виртуозно вырисовал образы, которые воплощали на экранах первые величины отечественного кино. По его сценариям были сняты картины "Трясина", "Вас ожидает гражданка Никанорова", "Родня", "Полеты во сне и наяву", "Одинокая женщина желает познакомиться" и многие другие потрясающие работы, которые вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. Виктор Иванович был подлинным художником слова, богатство его кинематографического наследия лишь подчеркивает масштаб его таланта. Светлая память об этом необыкновенном человеке будет жить в наших сердцах", - отметила вице-премьер.

Она отметила, что Мережко был по-настоящему и всесторонне талантливым человеком, всеми любимым сценаристом выдающимся режиссером и драматургом, работы которого неизменно отзываются в сердцах разных поколений его преданных зрителей.

Один из лучших сценаристов

Мережко был одним из самых сильных киносценаристов страны, сказал ТАСС народный артист СССР Олег Басилашвили. Фильмы по его сценариям стали классикой, а актеры, которые в них снимались, раскрывались для зрителей с новой стороны.

"Очень страшное известие, что его не стало. Вся его жизнь и творчество - это громадная и очень важная страница в развитии нашего кинематографа. Я его хорошо знал, мы были очень близки. Я снимался в нескольких фильмах по его сценарию и получал большое удовольствие от общения с ним. Глядя со стороны, могу сказать, что это был, конечно, один из лучших, а может быть, самый лучший сценарист для кинематографа, которого я когда-либо знал", - сказал Басилашвили.

Фильмы, созданные по сценарию Мережко, - к примеру, "Полеты во сне и наяву" - стали классикой отечественного кинематографа, отметил артист. "Дело все в том, что он вскрывал те самые пласты нашей жизни, о которых никто не осмеливался или не догадывался говорить. На почве его сценариев родились не только хорошие фильмы, но и актеры, которые в них были заняты, тоже раскрывались совсем иной стороной, нежели к которой мы привыкли", - считает он.

Совершенный самородок

Мережко был настоящим самородком, талантливым автором, которого отличало удивительное чувство юмора, считает председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков.

"Виктор Мережко совершенный самородок, сам себя сделавший, удивительно цельный, прекрасно знающий жизнь простых людей, жизнь деревни, жизнь небольших городов, обладающий удивительным чувством юмора и огромным артистизмом в этом чувстве", - сказал Михалков ТАСС. По сценарию Мережко он снял комедию "Родня" (1981) с Нонной Мордюковой в главной роли.

Михалков назвал Мережко талантливым сценаристом и режиссером, который подарил зрителям множество замечательных работ. "Можно только с огромной печалью сказать, что еще одного из настоящих мастеров с нами не стало", - добавил собеседник агентства.

Уход Мережко - горе для искусства

Актриса театра и кино, народная артистка РСФСР Ирина Купченко назвала горем для искусства уход из жизни Мережко, назвав его большим мастером. "Умер большой мастер. Не знаю, кто у нас остался. Это поколение уходит - поколение талантливых профессионалов. Горе - горе человеческое и горе для искусства", - сказала Купченко ТАСС.

Она отметила, что из текстов Мережко невозможно было исключить ни слова. "Это был автор, у которого невозможно было выбросить слово, я не говорю уже про сцену. Это очень редко бывает. <...> Когда снималась в фильме "Одинокая женщина желает познакомиться", такая бытовая история, считала, что это не моя роль. Но режиссер Криштофович считал, что я могу сыграть ее. И когда я взяла текст, поняла, что хотя это, в общем-то, не мое амплуа, но я не смогла ничего изменить, я не могла перетасовать сцены, перетасовать слова или изменить их", - поделилась актриса.

"Как он это пишет? Ну, наверное, так же, как пишут большие драматурги - он проговаривает. Ведь то, что написано, и то, что произносится вслух, ты читаешь тебе это хорошо, но, когда ты начинаешь произносить, чувствуешь какую-то неловкость и фальшь. И наоборот, может быть написано, кажется, ну никак, а произносить легко и удобно. Умер большой мастер", - добавила она.

Картину "Одинокая женщина желает познакомиться" снял по сценарию Виктора Мережко в 1986 году режиссер Вячеслав Криштофович. Ирина Купченко сыграла в фильме роль Клавдии Петровны Почукаевой.

Оставил неизгладимый след в кинематографе

Ректор Театрального института имени Бориса Щукина, актер, народный артист РФ Евгений Князев также выразил соболезнования в связи с уходом из жизни Мережко, отметив, что он оставил неизгладимый след в кинематографе и с уходом таких людей слой культуры становится все тоньше.

"Я с Виктором Ивановичем Мережко встретился, еще когда был студентом театрального института имени Щукина, где играли его пьесу "Пролетарская мельница счастья". И он к нам приходил молодой, талантливый, заинтересованный, живой. И мы были счастливы, что играем современную драматургию, хорошо написанную", - поделился воспоминаниями с ТАСС Князев.

Он признался, что с болью думает о том, смогут ли современные представители киноиндустрии творить на таком же высоком уровне, как и уходящее поколение талантливых сценаристов, актеров и режиссеров. "Есть ли люди такого уровня, которые могут заниматься кино так, как занимались люди ушедшие? Больно об этом думать. Сейчас две смерти: один - Куравлев, другой - Мережко. Это два человека, которые оставили неизгладимый след в кинематографе. Есть ли такие люди, которые умеют это делать так хорошо, так качественно, как они могли?" - задался вопросом ректор.

Он рассказал, что снимался в картине Мережко "Не ждали". "Мережко знал, что снимает, делал это быстро, профессионально, несмотря на свои проблемы (у него были проблемы с ногой). Удивительный человек, яркий, жизнерадостный! И когда уходят такие люди, то такое ощущение, что слой культуры становится все тоньше и тоньше", - посетовал собеседник агентства.

По словам Князева, Мережко прислал ему книгу, по которой писал сценарий к фильму, куда хотел пригласить его сниматься. "Но проблемы с ногами не давали возможности, а теперь уже и остановка навсегда, путешествие в вечность. Буду думать о том, что мы встречались с таким замечательным человеком, и о том, что потеряло искусство. А меня он просто любил, он видел мои работы, в том числе театральные, и говорил, что я должен работать, должен сниматься. Вот я и делаю, продолжаю", - добавил актер.

Жизнелюбивый человек

Советская и российская актриса, народная артистка РСФСР Светлана Крючкова в беседе с корреспондентом ТАСС отметила, что Мережко был многогранным сценаристом, созданные им сценарии были очень разными. "Например, "Полеты во сне и наяву" - совсем не простой сценарий. А "Родня" - полярно противоположный, так далеко стоящий - о простой деревенской женщине. Тогда, по-моему, я второй раз в жизни увидела сценарий, написанный специально на артистку, на Нонну Викторовну (Мордюкову - прим. ТАСС)", - рассказала она.

По ее словам, Мережко был "очень жизнелюбивым человеком, позитивным, он во всем мог находить радость - и в общении, и в том что он видел". "Когда бы он ни появлялся, где бы он ни появлялся, мы сразу начинали все улыбаться, сразу какую-то легкость ощущали, забывали о каких-то своих проблемах, - добавила она. - Он был очень содержательным и талантливым".

Утрата для культуры и кинематографа

Фестиваль "Киношок", у истоков которого стоял Мережко, стал одной из визитных карточек города-курорта Анапа. Светлая память о Мережко будет всегда сохраняться у жителей города, сказал мэр Анапы Василий Швец. "Виктор Иванович Мережко стоял у истоков фестиваля "Киношок", который уже 30 лет является одной из визитных карточек Анапы. И на протяжении всех последних лет он оставался его президентом, следил за жизнью фестиваля, его развитием", - сказал Швец.

Он отметил, что светлая память о Мережко "всегда будет жить в сердцах анапчан".

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев также выразил соболезнования семье Мережко. Глава региона рассказал, что много лет Виктор Иванович тесно сотрудничал с регионом.

"Ушел из жизни народный артист России и знаменитый кинорежиссер Виктор Мережко. Снятые по его сценариям фильмы любимы многочисленными поклонниками и стали классикой отечественного кино. <...> Его смерть - большая утрата для российского кинематографа и для культуры нашей страны. Глубокие соболезнования родным и близким Виктора Ивановича. Светлая память", - написал Кондратьев в своем Telegram-канале.

Объяснял мудрые мысли понятным языком

Талант Мережко, который создавал сценарии для анимационных картин, позволял поделиться глубокими и мудрыми мыслями понятным даже самому маленькому зрителю языком, сказал гендиректор студии "Союзмультфильм" Борис Машковцев. "Легендарный режиссер и сценарист Виктор Мережко принимал участие в создании целого ряда знаменитых анимационных картин: "Василиса Прекрасная", "Премудрый пескарь", "Кот Котофеевич", "Лиса Патрикеевна", "Приключения пингвиненка Лоло" и многих других. Большая часть мультфильмов по сценариям Виктора Ивановича создана на основе сказок, что является замечательным свидетельством яркой особенности его таланта. Именно у Мережко удивительно легко получалось рассказать глубокие, мудрые вещи простым, понятным даже самому маленькому зрителю языком", - отметил Машковцев.

Он подчеркнул, что такой подход стал преимуществом и при создании советско-японского мультфильма "Приключения пингвиненка Лоло". Мультипликационная трилогия, которая вышла в 1986-1987 годах, рассказывает о событиях из жизни двух юных пингвинов. "Виктору Ивановичу удалось найти такие темы и образы персонажей, которые объединили творцов и зрителей двух стран", - добавил собеседник агентства.