Если посмотреть на данные ГИБДД, можно увидеть, что за последние годы количество ДТП в России снизилось: с 199 868 в 2011 году до 169 432 в 2017 году.
Однако смертность на российских дорогах по-прежнему в три-четыре раза выше, чем в странах Европы. Только за прошлый год в авариях на дорогах погибли 19 тыс. человек, а за первую половину этого года — почти 13 тыс.
85% происшествий происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. И почти в каждой второй аварии регистрируются недостатки состояния дороги. Для достижения европейских показателей и сокращения к 2030 году смертности на дорогах почти до нуля предполагается внедрять современные методы организации дорожного движения, в том числе элементы искусственного интеллекта.
Какие меры борьбы с авариями на дорогах начали действовать в этом году, а какие обсуждаются — в нашем материале.
Меры, которые введены в этом году
"Вафельная разметка" от заторов на дорогах
С апреля на перекрестках, регулируемых светофорами, начала появляться "вафельная разметка" — сетка желтого цвета, нарисованная в квадрате перекрестка. По правилам дорожного движения (ПДД) на этот участок дороги запрещается выезжать, если впереди образовался затор, таким образом автомобилисты не создают препятствий для тех, кто едет в поперечном направлении.
"Некоторые автомобилисты пытаются выскочить на перекресток в последние секунды зеленого сигнала светофора, не успевают проехать и стоят на пересечении улиц, мешая другим водителям. Яркая желтая разметка напомнит, что выезжать на загруженный перекресток нельзя", — пояснили в столичной мэрии.
Эксперимент с такой разметкой в Москве начался еще в 2015 году и был признан удачным.
Светоотражающий жилет — спасение от наезда
Чуть ранее, в марте, в силу вступили еще одни изменения ПДД. В темное время суток водители обязаны носить светоотражающие жилеты, накидки или куртки в случае вынужденной остановки или ДТП вне населенных пунктов или при условии плохой видимости.
"Наличие защитного жилета у водителей обязательно во многих европейских странах, положительный опыт их использования подтверждает целесообразность внедрения указанной практики и в Российской Федерации", — подчеркнули в МВД.
Часто автомобилисты, находящиеся на проезжей части в темной одежде, остаются незамеченными водителями других машин, в результате случаются ДТП.
В 2017 году число таких происшествий увеличилось на 4,8%.
Штраф за нетрезвую езду
В начале 2018 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, позволяющий выявлять пьяных водителей по анализу крови. Административная ответственность наступает для водителей в случае обнаружения у них в крови концентрации алкоголя 0,3 грамма на литр и более. Закон вступил в силу с 3 июля.
Ранее количество алкоголя в организме измерялось только с помощью анализа дыхания водителя, при такой проверке ответственность наступает, если на один литр выдыхаемого воздуха приходится 0,16 миллиграмма и выше. Наказание предусматривает лишение водительских прав на срок до двух лет с наложением штрафа в размере 30 тыс. рублей.
Новый порядок регистрации транспортных средств
В августе был подписан закон, позволяющий производителям автомобилей и автодилерам ставить транспортные средства на учет и выдавать номерные знаки. Таким образом исчезнет последняя легальная возможность езды без номеров.
Кроме того, закон позволяет зарегистрировать машину через портал госуслуг или в любом регистрационном подразделении МВД "вне зависимости от места жительства или места нахождения". По новым правилам при продаже автомобиля его бывший владелец сможет сохранить за собой присвоенный машине регистрационный номер либо передать его покупателю.
Рассматриваемые проекты изменений в ПДД
Введение велосипедной зоны
Велосипедисты остаются одними из самых уязвимых участников дорожного движения. По статистике, за 2016 год в России произошло больше 5 тыс. ДТП с их участием. В результате 4800 водителей велосипедов получили ранения, а 384 погибли.
Чтобы повысить их безопасность на дороге в июне Минтранс России предложил внести ряд поправок в ПДД. В частности, авторы законопроекта предлагают новый термин — "велосипедная зона", в которой велосипедисты смогут двигаться по всей ширине дороги, а водители автомобиля смогут ехать не быстрее 20 км/ч, уступая при этом дорогу пешеходам и велосипедистам.
Такие участки проезжей части предлагается обозначить специальным дорожным знаком и разметкой.
Кроме того, законопроект запрещает автомобилистам останавливаться на велодорожках и велопешеходных дорожках на расстоянии ближе 5 м от пересечения с ними проезжей части.
Сдача экзамена не на "площадке", а в городе
МВД разработала ряд поправок в правила проведения экзаменов на водительские права. Главное изменение в том, что этап "площадка" предлагается объединить с "городом". Напомним, сейчас экзамен состоит из трех этапов: теория, "площадка" и "город". Экзамен по теории — тест. "Площадка" — специально оборудованная закрытая территория, где сдающий экзамен выполняет серию упражнений (параллельная парковка, "змейка" и т.д.). Этап "город" — это поездка с инспектором по городу, где вы должны демонстрировать ряд навыков (повороты, обгоны, проезд перекрестка и пр.).
Нововведение состоит в том, что к навыкам, которые нужно показать во время поездки по городу, добавят те, которые сейчас проверяются на площадке. Также предлагается проверять, что будущий автомобилист умеет ездить на участках с ограничением скорости. Поэтому законопроект предусматривает снятие запрета на учебную езду на автомагистралях.
Нововведение касается только экзамена на право управления автомобилем, те, кто получает права на управление мопедом и мотоциклом, по-прежнему будут сдавать экзамен на закрытых площадках.
Также уточняется возраст, в котором обучаемый вождению может допускаться к учебной езде. Обучаемому вождению на мотоцикле подкатегории "А1" или мопеде должно быть не менее 15 лет, на легковом или грузовом автомобиле — не менее 16 лет, на мотоцикле категории "А" — не менее 17 лет, на автобусе — не менее 20 лет.
Национальный проект "Безопасные и качественные дороги"
По статистике, плохое качество дорог — одна из главных причин ДТП. Правительство РФ подготовило паспорт нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на 2019–2024 годы. Документ предполагает приведение в нормативное состояние не менее половины региональных дорог, создание пешеходных переходов, совмещенных с искусственными неровностями, разделение встречных потоков, строительство внеуличных переходов, обеспечение видимости пешеходов в ночное время.
Штраф за опасное вождение
Понятие "опасное вождение" было введено в ПДД в 2016 году. Под опасным вождением подразумеваются такие маневры, как отказ уступить дорогу автомобилю, который пользуется преимуществом на право движения, несоблюдение бокового интервала и дистанции до движущегося впереди транспортного средства; перестроение, когда все полосы движения заняты, резкое торможение, если оно не требуется для предотвращения ДТП и другие.
А в ноябре этого года Госавтоинспекция внесла предложение в Госдуму ввести административную ответственность за опасное вождение в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей.
Штраф за нарушение правил переезда железнодорожных путей
Минтранс разработал законопроект, увеличивающий штраф за нарушение правил проезда через железнодорожные пути с 1 тыс. рублей до 5 тыс. рублей. Ведомство объяснило эту меру тем, что сейчас нарушение правил переезда через железную дорогу не соответствует той общественной опасности, которая при этом возникает.
Ужесточение наказания за езду без прав
По данным ГИБДД, за 2016–2017 годы и первое полугодие 2018 года за неоднократную езду без прав к ответственности привлекались 82,5 тыс. человек.
Из них около 7,5 тыс. задерживались сотрудниками Госавтоинспекции больше пяти раз. В этот же период по вине водителей, которые не имели прав, погибли 4 тыс. человек.
По действующим нормам, за вождение без прав предусматривается административный штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей. В октябре МВД России приступило к разработке изменений в КоАП, которые ужесточат ответственность за это нарушение. Как рассказала ТАСС представитель МВД Ирина Волк, законопроект предполагает также введение повышенной ответственности за повторное управление автомобилем без прав.
Ответственность за неправильную парковку во дворах на федеральном уровне
В начале 2018 года группа депутатов "Единой России" предложила внести правки в 12.19 статью КоАП "Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств". Инициатива призвана урегулировать на федеральном уровне вопросы административной ответственности за нарушения правил парковки во дворах, в том числе на газонах, клумбах, детских и спортивных площадках. На данный момент ответственность за парковку автомобиля в неположенном месте могут устанавливать субъекты РФ. Однако в ряде случаев суды признавали такие нормативные положения противоречащими федеральному законодательству.
Ответственность перевозчиков за отдых водителей
По статистике ГИБДД, большинство аварий традиционно продолжают происходить по вине водителей. За первое полугодие 2018 года количество таких происшествий превысило 61 тыс. Из них больше 2,6 тыс. произошло из-за водителей автобусов, которые нарушили ПДД. Зачастую причина нарушений — в усталости водителей. В апреле председатель правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение отправить в Госдуму законопроект Минтранса, призванный решить эту проблему. Для этого предлагается распространить ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей транспортных средств, перевозящих грузы и пассажиров, на перевозчиков.
Ответственность предлагается установить в виде штрафа в размере от 7 тыс. руб. до 10 тыс. руб. — для должностных лиц, от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. — для ИП и юрлиц. Максимальные пределы штрафов, налагаемых на водителей, также могут быть увеличены с нынешних 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.
Пока законопроект рассмотрен только в первом чтении.
Передача московским властям функций дорожной полиции
В 2017 году Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который позволит мэрии Москвы (ЦОДД) выполнять функции ГИБДД и назначать штрафы за такие нарушения, как превышение скорости, выезд на выделенную полосу, проезд на красный свет. Многие депутаты выступили против, считая, что инициатива приведет к произволу. Законопроект находится на рассмотрении.
Кроме того, прорабатывается инициатива выносить административное наказание без составления протокола, если нарушение ПДД зафиксировано на видеокамеру смартфона и передано с помощью специального приложения "Народный инспектор" в МВД.
При подготовке материала использована информация редакции ТАСС-Досье.