МОСКВА, 18 марта. /ТАСС/. Выборы в Госдуму седьмого созыва, до которых остается ровно полгода, будут серьезно отличаться от всех предыдущих и по своему характеру, и по подходам к избирательной кампании ее участников. Ретроспективный взгляд на кампанию 2011 года дает понять, что за неполные пять лет, которые просуществовал нынешний депутатский корпус, в правила выборов были внесены принципиальные коррективы, направленные на изменение не только технологии, но и идеологии организации и проведения голосования.
Ключевой выборный посыл власти "Открытость, легитимность, конкурентность", который уже был заявлен на нескольких последних региональных кампаниях, будет распространен и на федеральную кампанию. Власть надеется, что такой подход позволит принципиально изменить отношение всех участников к электоральным процессам и к оценке их результатов, а также повысить легитимность законодательного органа в глазах избирателей.
Ответственность депутата перед конкретным избирателем
Новые стратегии и подходы, которые берут на вооружение участники выборов, обусловлены, прежде всего, изменением самой системы, по которой эти выборы проводятся. Если в 2011 году весь депутатский корпус избирался исключительно по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам, то в этом году после длительного перерыва выборы вновь будут проходить по смешанной системе, когда половина депутатского корпуса (225 парламентариев) будет избираться по спискам партий, а еще половина - по одномандатным округам.
Возврат к смешанной системе, существовавшей до 2005 года, во многом был связан с острой реакцией на думские выборы 2011 года. Тогда несогласие с их результатами со стороны части общества привели к активным акциям протеста, получившим название "Болотная" по имени Болотной площади в Москве, где проходили наиболее многочисленные митинги оппозиции зимой 2011 – весной 2012 годов.
Впервые идея о необходимости изменения принципа формирования Госдумы прозвучала в послании Федеральному собранию, с которым выступил на тот момент президент РФ Дмитрий Медведев, заявивший о необходимости "укрепления связей депутатов с избирателями". Но окончательно принцип проведения выборов по смешанной системе был сформулирован в виде закона, инициированного Владимиром Путиным, после длительных дискуссий почти два года спустя.
Главным аргументом для перехода к смешанной системе стала необходимость повышения политической конкуренции, прежде всего, за счет одномандатных округов, а также укрепления связи Думы с избирателем, который сможет ассоциировать "своего" депутата не с безликим партийным списком, а с конкретным кандидатом в его избирательном округе. Эксперты неоднократно подчеркивали, что мажоритарная система выборов позволяет повысить роль личности в большой политике, дает дорогу в нее лидерам общественного мнения, фактически позволяя решить проблему обезличенности парламентского корпуса.
"Основная задача смешанной системы - это повышение ответственности. "Одномандатный" депутат непосредственно связан с избирателем", - говорит президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. По его словам, в предыдущие годы выборные кампании строились вокруг борьбы партийных брендов.
"Сейчас за счет появления одномандатников увеличивается ответственность непосредственно депутатов, которые избираются по своему избирательному округу, и в следующую избирательную кампанию им нужно будет отчитываться не вообще за всю страну, а конкретно за свой округ. Обещания, которые раньше были привязаны ко всем городам и весям, сейчас привязаны к конкретным избирателям", - пояснил эксперт в беседе с ТАСС.
Больше партий – больше конкуренции
Одновременно были предприняты шаги, направленные и на повышение конкуренции среди партий. Благодаря закону 2012 года, разрешившему регистрировать партии при наличии в их рядах всего 500 человек (вместо 40 тысяч до этого), их число к настоящему времени выросло почти до 80. К участию в выборах без сбора подписей допускаются те из них, кто либо набрал на предыдущих выборах более 3% голосов, либо имеет представительство хотя бы в одном региональном парламенте.
Таким образом, если в выборах 2011 года участвовали 7 партий, зарегистрированных на тот момент Минюстом ("парламентская четверка", "Яблоко", "Патриоты России" и "Правое дело", причем трем последним пришлось собирать подписи избирателей в свою поддержку), то на этих гарантированно могут выступить уже 14 партий, причем льгота не собирать подписи будет распространяться как на списки этих партий, так и на их кандидатов-одномандатников.
Цель этой новации, отмечали эксперты, в том, чтобы задать партиям стимул на конструктивную работу с избирателями, бонусом за которую станут преференции на выборах.
ЦИК без "волшебства", выборы без административного ресурса
Немалую роль в повышении прозрачности выборов отводят и новому составу ЦИК, который должен собраться на свое первое заседание уже 28 марта. Незадолго до старта кампании комиссия не просто существенно обновилась - она лишилась едва ли не ключевого "антисимвола" российских электоральных процессов последних лет Владимира Чурова, закрепившего свой имидж в общественном сознании благодаря шутке о "волшебнике", и одновременно приобрела в свои ряды уполномоченного по правам человека Эллу Памфилову, которая считается наиболее вероятным кандидатом на пост председателя ЦИК.
Новый состав Центризбиркома "обеспечит повышение эффективности ЦИК и свидетельствует о том, что ставка сделана на максимальную легитимность и прозрачность избирательной кампании сентября", уверен Дмитрий Абзалов. Он полагает, что, если Памфилова возглавит ЦИК, то "основная ставка ... будет сделана на контроль за проведением выборов". "Это говорит о том, что федеральный центр будет делать ставку прежде всего на легитимность выборов", - убежден политолог.
"Важная особенность этих выборов заключается в том, что организаторами - и новый состав ЦИК об этом свидетельствует - даются недвусмысленные сигналы, чтобы любой административный ресурс на любом уровне был приближен к нулю", - отмечает директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
Этого ожидают от нового ЦИК и участники кампании. "На новом главе ЦИК лежит обязанность сделать грядущие выборы максимально прозрачными и легитимными. Этого требуют нынешние условия: необходимо преодолеть отчуждение между народом и властью", - убежден глава Высшего совета ЛДПР Игорь Лебедев.
Еще одним фактором, на который обращают внимание эксперты, стало расширение партийного представительства в ЦИК. Так, двух членов Комиссии (вместо одного прежде) получила КПРФ, расширился непарламентский фланг, который теперь будет представлен "Яблоком" и "Патриотами России".
"Это закономерный итог реформы партийной системы России в 2012-2015 годов, в результате которой партийное пространство в стране стало более конкурентным и представительным", - считает глава фонда "Института социально-экономических и политических исследований" (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский.
За место под солнцем
Понятно, что новые правила выборов, возросшая конкурентность и пристальное внимание к результатам заставили партии пересмотреть свои избирательные стратегии, прежде всего, в вопросе отбора кандидатов. Многие из них уже были апробированы на региональных кампаниях, последние из которых были не только масштабны, но и по накалу борьбы не уступали федеральным.
Стоит обратить внимание, что и эти федеральные выборы пройдут одновременно с выборами в муниципальные и региональные органы власти, причем в таких показательных, как с точки зрения политтехнологий, так и электоральных пристрастий, регионах, как Московская и Свердовская области, а также Санкт-Петербург.
Более того, в отличие от всех предыдущих, эти федеральные выборы впервые в истории пройдут не в декабре, а в начале осени, в сентябре, что неизменно скажется на характере ведения партиями и кандидатами избирательных кампаний, в том числе агитации. Этот фактор, не исключают эксперты, может оказать влияние и на итоги выборов.
Как полагает гендиректор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров, одной из задач партий на выборах станет мобилизация так называемого протестного электората.
"Мобилизовать их, довести до участков - это всегда большая проблема. Наши протестники зачастую не верят, что их голосование как-то изменит ситуацию в стране. А в этот раз еще и выборы в сентябре, а не в декабре. Сентябрьские выборы традиционно характеризуются пониженной явкой, поэтому не факт, что протестники "дойдут" до участков", - сказал он ТАСС.
"Но вот если дойдут, то тогда за их голоса развернется соревнование. Но здесь главными претендентами будут парламентские партии", - предполагает Федоров.
"Паровоз" вперед не полетит
Одной из тенденций электоральной стратегии борьбы за голоса избирателей, о которых уже сейчас заявляют партии, станет отказ от практики "паровозов" из исполнительной власти во главе партийных списков, которые после выборов, как правило, отказывались от мандатов,и поиск хорошо узнаваемых на местах кандидатов.
"На прошлых выборах в 2011 году региональные списки партии возглавляли либо губернаторы, либо вице-премьеры. И, анализируя итоги выборов, можно однозначно сказать, что не всегда это шло в плюс "Единой России", а минусы при этом всем понятны, - отмечал член президиума Генсовета единороссов Виктор Кидяев. - Это увеличивает вопросы к легитимности выборов, возникают проблемы с проявлением административного ресурса". По его прогнозам, во главе региональных списков "Единой России" на этих выборах будет не более 5 губернаторов.
"Никаких "паровозов". Люди местные, активисты, средний возраст - 40 лет, - рассказал ТАСС о стратегии ЛДПР ее лидер Владимир Жириновский. - Мы отменяем практику навязывания региону чужака. Люди относятся отрицательно, когда приезжают из Москвы или другого региона. (Поэтому) мы убираем чужих, убираем "паровозов", никаких знаменитостей, никаких олигархов".
Праймериз: выборы кандидатов для выборов депутатов
Скорректировали партии и подход к отбору кандидатов, что объясняется как объективным фактором - новой системой проведения самих выборов, так и переосмыслением электоральной стратегии. И прежде всего это касается "Единой России", получившей после прошлых выборов львиную долю критики за использование административного ресурса и навязанный несистемной оппозицией мем "партия жуликов и воров".
В нынешнем цикле выборов партия сделала ставку на максимально открытый отбор кандидатов через предварительное голосование (праймериз). Эта практика, применяемая во многих странах мира, с одной стороны, призвана улучшить "качественный" состав кандидатов, а с другой - найти потенциально перспективных выдвиженцев, претендовать на которых, особенно в борьбе за одномандатные округа, могут и другие партии.
Практика праймериз уже использовалась единороссами на предыдущих выборах. Однако, напоминает замсекретаря Генсовета партии Андрей Исаев, тогда они проводились по другой модели: "голосовали выборщики, собираемые активисты партии, представители общественных организаций".
"Сейчас мы впервые во всероссийском масштабе идем на кампанию открытых праймериз, когда любой желающий может прийти на избирательный участок и проголосовать за тех или иных кандидатов "Единой России", - отмечает он, поясняя, что это предопределит и структуру списка, и тех кандидатов, которых партия поддержит по одномандатным округам. Таким образом, по словам Исаева, "борьбе межпартийной будет предшествовать здоровая внутрипартийная конкуренция - борьба за доверие со стороны избирателей, со стороны сторонников партии".
Более того, к претендентам на участие в праймериз, среди которых, по словам лидера партии, премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, не должно быть ни случайных, ни "своих людей" по договорным спискам, предъявляется ряд весьма жестких требований. Среди них - отсутствие даже погашенной или снятой судимости и отказ от зарубежных финансовых активов. Это, по мнению Медведева, призвано защитить претендентов на депутатские посты от партии от "голословных обвинений" оппонентов.
"Впервые в политической истории страны список политической партии будет формироваться самими гражданами. Партия выдвинет кандидатами тех, кого поддерживают люди, кто обладает авторитетом, является признанным профессионалом, экспертом в своей области", - указывает секретарь Генсовета единороссов Сергей Неверов.
Еще одной партией, проводящей праймериз, оказался праволиберальный "Парнас", однако участие в них для кандидатов является платным.
Остальные партии считают, что с отбором кандидатов справляются существующие процедуры, прежде всего, партийные съезды и конференции.
Достучаться до каждого
Однако партии, усердно критикующие электоральную практику (в том числе праймериз) единороссов, также пересмотрели свои избирательные стратегии, так или иначе "оглядываясь" на оппонентов. Это обуславливается и нестандартным для федеральных кампаний временем проведения агитации, основная доля которой придется на лето, и спецификой выборов, и общим фоном, на котором они будут проходить.
"Возвращение одномандатных округов существенно меняет повестку избирательной кампании, проблематику, которая будет затрагиваться. С возвращением одномандатных округов, кандидатов, которые привязаны к конкретным территориям, в повестке кампании будет больше локальных проблем, больше бытовых вопросов, которые волнуют граждан на местах. Кандидаты и партии будут больше внимания уделять конкретным делам, низовым проблемам", - заявил ТАСС директор по исследованиям ИСЭПИ Александр Пожалов.
Не случайно в своей агитационной стратегии многие партии намереваются делать упор на непосредственное общение с избирателями.
"У нас есть стандарт: за две недели в регионе ты должен принять 100 человек. В день - десять человек, в год - тысячу, за пять лет - пять тысяч. Объехать все районные организации. Это мы ввели с учетом измененного характера выборов, смешанной системы, чтобы кандидат был в округе своем", - поясняет Жириновский.
При этом лидер ЛДПР не скрывает, что некоторые тактические приемы либерал-демократы переняли от старых идеологических противников. "Прям по дворам идти, как коммунисты. Скамейка поломана - отремонтируй, помоги. Ребята мяч гоняют, мяч порвался - давай купим мяч им. Люди любят, чтобы решали проблемы. Надо хоть чуть-чуть решать, помогать", - отмечает он.
Коммунисты также делают ставку на прямой контакт с избирателем, общение с которым, по мнению руководства КПРФ, позволяет играть на "контрасте" с основным конкурентом - единороссами. "На встречах в аудиториях чувствуем, что мы убедительнее, рациональнее сегодня. Способность к "реальным делам" сегодня больше связывают с нами, а не с ними, и это, конечно, переломный момент", - утверждает первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников.
Прямому диалогу с электоратом призваны способствовать и новые нормы о личном участии кандидатов в дебатах, принятые Госдумой по инициативе "Единой России". Они лишают возможности выступать от имени партии каких-либо доверенных лиц: кандидаты-одномандатники будут обязаны дебатировать лично, в межпартийных дебатах "дуэлянтов" будут назначать партии, но также из числа кандидатов. "Это является крайне важным отличием кампании, поскольку стимулирует партии более ответственно подходить к вопросу подбора кандидатов. Нельзя будет спрятаться за спинами других", - считает автор закона Сергей Неверов.
Эта идея, поддержанная концептуально и оппонентами единороссов, впрочем, уже была раскритикована ими по признакам неисполнения. "Президент сказал, что надо провести выборы так, чтобы общество доверяло. А чтобы доверяло, нужны дебаты, нужно участие. Пока я ничего подобного от партии власти не вижу", - считает лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Побороться за кандидата
Проведение выборов по одномандатным округам не только активизирует партийную работу, но и бросает подавляющему большинству партий, в том числе парламентских, вызов, связанный с мобилизацией партийного ресурса и привлечения на свою сторону потенциально перспективных кандидатов.
"За депутата-одномандатника начинается борьба политических партий. Соответственно, он может включать в свою повестку ту политическую партию, которая его интересует", - поясняет Дмитрий Абзалов. Иными словами, если раньше партии "обладали монополией на бренд, пройти можно было только от них, то теперь одномандатники, которые могут быть и самовыдвиженцами, требуют повышения эффективности самих политических организаций". Таким образом, партиям приходится бороться не только за избирателей, но и за привлечение на свою сторону потенциально успешных кандидатов, которых можно было бы выдвинуть по одномандатным округам. "Это делает еще более эффективными сами партии", - уверен Абзалов.
Однако далеко не все партии обладают ресурсом достаточным, чтобы перекрыть все 225 одномандатных округов.
"В округах... У них ("Единой России") режиссер (Станислав) Говорухин пойдет, как нам с Говорухиным бороться?! У нас же нет драматургов, писателей. По Москве (телеведущий) Петр Толстой пойдет, конечно, ему легче, чем нашим ребятам, которые честные, вуз закончили, но их никто не знает. У нас нет героев...", - размышляет Владимир Жириновский.
Впрочем, не исключено, что в ряде случаев проблемы по тем или иным одномандатным округам могут возникнуть и у "Единой России". Не случайно в последнее время активно идут разговоры о возможности разведения парламентскими партиями сильных кандидатов по мажоритарным округам, чтобы в одном округе не сталкивать лбами популярные фигуры из разных партий.
Проблема "нового игрока"
Между тем именно в одномандатных округах, отмечают эксперты, серьезную конкуренцию кандидатам нынешних парламентских партий могут составить выдвиженцы партий непарламентских.
"Думаю, по одномандатным округам попасть в Госдуму может даже не одна партия: есть все шансы у некоторых кандидатов "Родины", есть сильные кандидаты у "Яблока", у "Правого дела". В принципе, даже если эти партии не наберут пять процентов (по спискам), у них есть возможность быть представленными в Госдуме", - полагает глава "Политической экспертной группы" Константин Калачев.
Известно, что возможность выдвижения по одномандатным округам от малых партий рассматривают для себя ряд известных политиков, в силу разных причин не входящих в орбиту интересов парламентских партий. Так, не исключено выдвижение по мажоритарным округам от "Яблока" экс-сопредседателя РПР-Парнас Владимира Рыжкова и исключенного из "Справедливой России" депутата Госдумы Дмитрия Гудкова. От "Правого дела" пойдет на выборы по Санкт-Петербургу экс-справоросс Оксана Дмитриева.
По мнению Калачева, прохождение в Госдуму новой партии "снимало бы все вопросы по поводу обновления и честности выборов". "Условно говоря, для легитимации результата было бы неплохо, если бы одна из малых партий попала в Госдуму", - считает он.
"Домашние" деньги и легальные наблюдатели
Помимо непосредственно правил проведения выборов, за прошедший с последнего федерального избирательного цикла период изменения претерпели и многие нормы законодательства, так или иначе связанные с организацией выборного процесса.
В частности, были ужесточены правила спонсирования кампаний и финансовые требования к кандидатам. Всем претендентам на выборные посты, равно как чиновникам и парламентариям было запрещено иметь счета за рубежом.
Кстати, подавляющее большинство партий показательно дистанцировались в принципе от какой-либо возможности даже косвенного влияния иностранного финансирования на свои кампании, в том числе через участие в проекте Михаила Ходорковского "Открытые выборы".
Были уточнены и требования к наблюдателям на выборах. Так, быть ими запретили представителям НКО, включенных в реестр "иностранных агентов". Наблюдателей наделили правом производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, им гарантировали свободный доступ в помещение, где проводится голосование, подсчет голосов и составление протоколов об итогах, прописали возможность удаления с участков лишь по решению суда. При этом число наблюдателей от партии или кандидата ограничили двумя, а количество замен членов комиссии с правом совещательного голоса - пятью. Одновременно в законодательство вносятся поправки, разрешающие присутствовать на участках лишь аккредитованным заранее журналистам, имеющим профессиональный стаж работы. Это призвано ограничить присутствие на выборах гражданских активистов, прикрывающихся журналистским удостоверением.
По оценке Алексея Мартынова, в целом законодательство в этой части изменилось "в сторону совершенствования, оттачивания шероховатостей, убирания двусмысленностей" и направлено на борьбу с "черными технологиями". Раньше, по его словам, "на одном участке можно было встретить до 100 наблюдателей от одной партии, или у провинциальной газеты, раз в год выходящей, вдруг появлялось 100 внештатных корреспондентов, работавших на выборах". На борьбу с такого рода технологиями и направлены нововведения, убежден политолог.
"Даже очень честные"
Даже скептики, критически относящиеся к проведению выборов в России, считают, что предстоящая кампания будет "честнее прежних".
"Власть перешла на смешанную систему, предполагая, что выборы будут более честные, может быть, даже очень честные...", - заявлял, например, Владимир Жириновский, уточняя, впрочем, что имеет в виду лишь их проведение по партийным спискам.
"Выборы сентября 2016 года – не просто выборы. Это, если хотите, лакмусовая бумажка, которая покажет, насколько граждане России доверяют той или иной партии, да и власти в целом. Поэтому все партии, все политические силы заинтересованы в том, чтобы борьба велась честно и открыто. Только в этом случае избиратели поверят в то, что реально могут изменить что-то в нашей стране, что их голоса – это действующий инструмент проявления политических симпатий и доверия", - считает лидер "Справедливой России" Сергей Миронов.
"По факту сама избирательная система сейчас стала более открытой, более конкурентной. И предстоящая парламентская кампания будет гораздо более легитимной и чистой, с точки зрения качества избирательных процедур, чем достаточно скандальные выборы 2011 года", - уверен Александр Пожалов.
Эксперты убеждены, что медийные ошибки, связанные с непрозрачностью процесса проведения выборов в 2011 году, во многом подхлестнули агрессивные атаки со стороны несистемной оппозиции. Ею устраивались "специальные мероприятия по дискредитации избирательного процесса", утверждает Алексей Мартынов, упоминая в том числе и организацию наблюдения на иностранные средства. Этот опыт, уверен он, будет учтен, в том числе в части необходимости проведения "беспрецедентно открытых и прозрачных выборов".