Все новости

Ход операции по поиску подлодки San Juan. Досье

30 ноября 2017 года прекращена операция по спасению членов экипажа пропавшей в Южной Атлантике подводной лодки S42 San Juan. На борту корабля находились 44 человека
Подлодка San Juan EPA-EFE/ARGENTINA NAVY
Описание
Подлодка San Juan
© EPA-EFE/ARGENTINA NAVY

ТАСС-ДОСЬЕ. 30 ноября 2017 года (1 декабря по московскому времени) официальный представитель Военно-морских сил (ВМС) Аргентины Энрике Бальби сообщил, что ВМС прекратили операцию по спасению членов экипажа пропавшей в Южной Атлантике подводной лодки S42 San Juan, но продолжают ее поиск. Поисково-спасательная операция длилась в два раза больше срока, в течение которого членов экипажа можно было бы найти живыми. В связи с принятым решением из зоны поиска возвращаются суда, на которых находится техника, предназначенная для спасения экипажа. В то же время туда будет направлено новое оборудование, которое может быть использовано для поиска объектов на большей глубине.

31 октября 2017 года дизель-электрическая субмарина San Juan вышла в поход из города Мар-дель-Плата (провинция Буэнос-Айрес, центральная часть страны). На борту корабля были 44 человека. Последний сеанс радиосвязи с подлодкой состоялся 15 ноября 2017 года в 07:30 по местному времени (13:30 мск). Тогда она находилась в 432 км от берега в районе полуострова Вальдес (провинция Чубут).

Начало поисковой операции

Поиски подлодки начались 16 ноября. На следующий день представитель ВМС Аргентины Энрике Бальби официально объявил о пропаже корабля и сообщил журналистам, что зона, в которой может находиться San Juan, очень большая и значительно удалена от берега. ВМС не располагали данными о том, что на борту San Juan могли произойти авария или пожар. В тот же день министр обороны Аргентины Оскар Агуад досрочно завершил свой визит в Канаду и вернулся на родину, чтобы руководить поисковой операцией из города Мар-дель-Плата.

18 ноября операция получила статус поисково-спасательной. По данным СМИ, Аргентина привлекла к ней эсминцы D-13 Sarandi, D-11 La Argentina, корветы P-42 Rosales, P-31 Drummond, P-45 Robinson, P-43 Spiro, судно комплексного снабжения B-1 Patagonia, транспорт B-4 Bahia San Blas с вертолетом Eurocopter AS550 на борту, гидрографические суда Austral и Puerto Deseado, а также два противолодочных самолета Grumman S-2E Tracker и самолет Hercules C-130 ВВС. Береговая охрана Аргентины задействовала сторожевые корабли GC-24 Doctor Manuel Mantilla и SB-15 Tango, патрульный самолет Beechkraft Super King Air.

Кроме того, в поисках принял участие переоборудованный для научных целей самолет морской разведки Lockheed Р-3 Orion. Национального агентства США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Власти Чили направили в Аргентину для помощи в поисках самолет CASA C-295 и исследовательское судно Cabo de Hornos. Частная норвежская компания DOF ASA  предоставила в распоряжение аргентинских властей судно Skandi Patagonia с беспилотными глубоководными аппаратами, водолазным колоколом и гидроакустическим комплексом, его сопровождает судно Sophie Siem с дополнительным поисковым оборудованием. Великобритания направила в район исчезновения субмарины самолет C-130 Hercules, патрульный корабль P257 Clyde, исследовательское судно A173 Protector и группу специалистов-глубоководников. Британский военный самолет впервые со времени, предшествовавшего Фолклендской войне 1982 года, получил официальное разрешение на вход в аргентинское воздушное пространство.

Энрике Бальби сообщил журналистам, что в ВМС в качестве основной причины отсутствия контакта с подлодкой рассматривали "серьезные проблемы со средствами связи", которые могли быть вызваны неполадками в системе электроснабжения.

19 ноября к поискам подключились три корабля ВМС Бразилии - фрегат F-49 Rademaker, ледокол H-41 Almirante Maximiano, плавбаза подлодок Filinto Perry; самолеты Casa C-295 и P-3 Orion бразильских ВВС, а также патрульный самолет Boeing P-8A Poseidon патрульной авиации ВМС США. Соединенные Штаты также направили в Аргентину четыре подводных необитаемых аппарата - три Iver 580 и один Bluefin 12D. Тремя самолетами Lockheed C-5 Galaxy и семью Boeing C-17 Globemaster из США были переброшены две большие группы специалистов.

Сообщение о неполадке на борту подлодки

20 ноября на пресс-конференции в Мар-дель-Плата командир группы океанографических судов ВМС Аргентины Габриель Галеасси рассказал, что во время последнего сеанса радиосвязи экипаж подлодки сообщил о возникновении поломки - "коротком замыкании в аккумуляторе". К поискам присоединился второй самолет Boeing P-8A Poseidon ВМС США.

По состоянию на 21 ноября в операции по поиску субмарины были задействованы около 4 тыс. человек, 14 судов кораблей и 10 самолетов разных стран. Из-за сильного ветра и волн высотой 6 м оставались не осмотренными около 20% зоны поиска. Аргентинские ВМС все еще не исключали, что корабль "находится на поверхности или плывет под водой".

22 ноября авиацией были исследованы 100% зоны поиска пропавшей подлодки. Энрике Бальби объявил, что операция перешла в "критическую стадию" из-за возможной угрозы нехватки кислорода на борту корабля. В этот же день на британском самолете Airbus A330 MRTT Voyager в Аргентину было переброшено дополнительное поисковое оборудование.

Помощь России, информация о взрыве

22 ноября президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре с президентом Аргентины Маурисио Макри предложил помощь в поисково-спасательных работах. С учетом России число стран, оказывающих содействие в операции, достигло 13 (ранее в МИД Аргентины отметили, что в поисках помогают Германия, Канада, Бразилия, Чили, Колумбия, Испания, США, Франция, Норвегия, Перу, Великобритания и Уругвай).

23 ноября министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу по поручению Владимира Путина приказал направить на поиски субмарины океанографическое исследовательское судно "Янтарь" (проект 22010 "Крюйс", приписано к Северному флоту) и специалистов 328-го экспедиционного поисково-спасательного отряда ВМФ России. В современной истории РФ это первый случай, когда российские военные спасатели привлекаются к операции за пределами страны.

В тот же день Энрике Бальби сообщил об отправке судна ВМС Аргентины к месту в 30 милях к северу от последнего известного местоположения субмарины. Согласно полученным от США новым данным, в день последнего выхода подлодки на связь в этом месте была зафиксирована "гидроакустическая аномалия". Эта информация совпала с данными ООН: гидроакустическая система Подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний зафиксировала "взрыв" в указанном районе 15 ноября в 10:31 по местному времени (16:31 мск).

24 ноября из аэропорта Пулково (Санкт-Петербург) группа специалистов 328-го экспедиционного поисково-спасательного отряда вылетела самолетом Ан-124 военно-транспортной авиации в Аргентину. В составе группы - командир и операторы телеуправляемого необитаемого подводного аппарата Pantera Plus, водолазы-глубоководники, а также водолазный врач. Тогда же канадский самолет Bombardier Challenger доставил в Аргентину регенрационные пластины и кислородные генераторы, которые могут быть использованы в спасательной операции.

В тот же день отец одного из моряков с San Juan Луис Таглиапиетро рассказал в эфире аргентинской радиостанции Red, что ВМС страны неофициально уведомили его о том, что экипажа корабля уже нет в живых.

27 ноября ВМС Аргентины сообщили, что причиной взрыва на борту корабля, вероятно, стала высокая концентрация водорода.

28 ноября аргентинская газета Clarín опубликовала текст сообщения, переданного 15 ноября с борта субмарины. В сообщении говорилось, что "поступление морской воды через систему вентиляции в аккумуляторную яму №3 спровоцировало короткое замыкание и возникновение пожара". В результате пожара аккумуляторные батареи, расположенные в носовой части корабля, были выведены из строя. Издание напомнило, что представитель ВМС Энрике Бальби в первые дни после исчезновения подлодки заявлял об отсутствии информации о пожаре на борту и называл такие сообщения слухами.

30 ноября ВМС Аргентины прекратили спасательную часть операции.

1 декабря в Минобороны РФ сообщили, что группа специалистов экспедиционного аварийно-спасательного отряда ВМФ России направилась в район проведения работ по поиску пропавшей субмарины на борту судна ВМС Аргентины A-24 Islas Malvinas.

Критика в адрес руководства аргентинских ВМС

Газета Clarín 24 ноября сообщила, что правительство страны рассматривает возможность отставки руководства ВМС страны, включая их главу, адмирала Марсело Иполито Срура, из-за "халатности и утаивания информации, касающейся пропавшей подлодки". В частности, руководству ВМС вменяется в вину, что в ходе последнего сеанса связи с субмариной "оно убыло уведомлено командиром о проблемах с аккумуляторными батареями и о коротком замыкании на борту, однако сообщило об этом факте только спустя пять дней". Издание также уточнило, что министр обороны Оскар Агуад узнал о потере связи с субмариной не от командования ВМС, а из СМИ во время своего визита в Канаду.