Глава ГСУ СК РФ по Москве: пандемия не повлияла на число тяжких преступлений в столице
О том, как сказалась пандемия на состоянии преступности в столице и работе следователей, сколько долгов по зарплате помогли вернуть следователи и почему статья о преступных сообществах актуальна в расследовании экономических преступлений, в преддверии Дня работника органов следствия РФ в интервью ТАСС рассказал руководитель Главного следственного управления Следственного комитета РФ по городу Москве Андрей Стрижов.
— Андрей Александрович, Москва провела почти три месяца на самоизоляции. Как это повлияло на работу столичных следователей СК?
— Был объективно довольно сложный период. Но работа следователей практически не подразумевает дистанционных форм — необходимо выезжать на места происшествий, работать с подозреваемыми и обвиняемыми. На период, объявленный нерабочими днями с 30 марта по 11 мая (43 дня), по возможности сократили число сотрудников на рабочих местах, обеспечили всех средствами индивидуальной защиты. 75% наших сотрудников оставались на рабочих местах, остальные работали дистанционно, в удаленном режиме.
В целом вся текущая следственная работа не приостанавливалась — продолжали оперативно реагировать и на сообщения в СМИ, выезжать на места преступлений, были и резонансные задержания по коррупционным делам. Чтобы не допустить сбоев в работе, руководители управления были каждый день на рабочем месте.
— По вашей оценке, период самоизоляции увеличил или сократил число тяжких преступлений, подследственных СК?
— Произошел незначительный рост, но говорить о том, что период ограничительных мер повлек рост преступности, я бы не стал. Те преступления, которые отнесены к нашей подследственности, как совершались, так и продолжают совершаться. Сократилось количество резонансных происшествий.
Основные усилия в этот период мы сконцентрировали на расследовании тяжких и особо тяжких преступлений. К сожалению, приходится констатировать, что число таких преступлений нашей подследственности с начала года в городе выросло на 8,6%. К оперативному совещанию, проведенному в мае председателем Следственного комитета, мы провели анализ своей работы особенно в условиях пандемии. За первые четыре-пять месяцев этого года у нас из всех оконченных расследованием уголовных дел почти 75% составили дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.
— Тем не менее не обошлось без резонансных происшествий. 24 мая произошла перестрелка в стиле 1990-х на Каширском шоссе на юге столицы. 7 июня мужчина открыл огонь по прохожим из окна дома на улице Строителей на юго-западе Москвы, а 15 июня уроженец Ингушетии открыл стрельбу по сотрудникам ГИБДД на Ленинском проспекте. Установлены ли причины этих преступлений?
— После перестрелки на территории Южного административного округа проведенные совместно с ГУ МВД России по Москве оперативно-разыскные мероприятия позволили по горячим следам установить ряд участников конфликта, которые в настоящее время задержаны и с ними проводятся необходимые следственные действия. Уголовное дело поручено наиболее опытным следователям отдела по расследованию особо важных дел окружного подразделения. Ими были выдвинуты первые версии произошедшего, в том числе конфликт, связанный с переделом сфер влияния на рынке ритуальных услуг. В настоящее время по делу задержаны четыре участника конфликта, жители Оренбурга, имевшие претензии к своим оппонентам. Им предъявлены обвинения в покушении на убийство двух и более лиц, хулиганстве, незаконном обороте огнестрельного оружия и применении насилия в отношении представителя власти.
Дерзкими и, на мой взгляд, не поддающимися в настоящее время объяснению стали два преступления, совершенные в одном случае в отношении инспекторов дорожно-патрульной службы на Ленинском проспекте, в другом — в отношении обычных прохожих, а также сотрудников полиции и Росгвардии, пресекавших противоправные действия на юго-западе Москвы.
Пока сложно объяснить мотивы мужчины, который, вооружившись охотничьим оружием, стал вести из окна своей квартиры стрельбу по прохожим на улице Строителей, а затем и по прибывшим сотрудникам правоохранительных органов, ранив трех человек. На предупреждения сотрудников Росгвардии он не реагировал, продолжая стрельбу, в связи с чем было применено табельное оружие, впоследствии от полученных ранений он скончался в одной из больниц. По делу назначено большое количество судебных экспертиз, следователями тщательно изучается личность подозреваемого с целью проведения посмертной психолого-психиатрической судебной экспертизы, которая позволит выяснить причины произошедшего.
Аналогичной была ситуация с нападением на сотрудников дорожно-патрульной службы на Ленинском проспекте, когда проходивший мимо них житель Ингушетии беспричинно открыл огонь, причинив множественные огнестрельные ранения. Во время задержания нападавший также был ранен. Все были доставлены в медучреждения, однако спасти жизнь нападавшему медикам не удалось, через некоторое время он скончался в больнице.
Опрошенные свидетели отмечали его замкнутость, вспыльчивость характера, кардинальные изменения поведения в последний год, что выражалось в намеренном поиске конфликта и вступлении в драку. Ранее он был отчислен из высшего учебного заведения, сокурсники отмечали, что видели его в состоянии наркотического и алкогольного опьянения.
В настоящее время запрошены медицинские документы и характеризующие его материалы из учебных заведений, по месту жительства и пребывания для изучения его личности и проведения посмертной психолого-психиатрической судебной экспертизы.
— В период пандемии в компетенцию следователей СК добавилась новая статья УК — о фейках, которые затрагивают безопасность жизни и здоровья граждан. Она касается лишь ситуации с эпидемией или может применяться шире?
— Принятие этих изменений в Уголовный кодекс уже давно назревало. Речь, безусловно, идет не только о пандемии, и это подтверждено разъяснениями пленума Верховного суда — что эта статья касается не только распространения заведомо недостоверной общественно значимой информации о пандемии или о мерах, принимаемых в этот период государством. У нас уже окончены производством с направлением в суд два уголовных дела по этой статье, но продолжается еще ряд процессуальных проверок. Хотя факты распространения таких фейков единичны, они продолжают иметь место, и это подтверждает и информация ГУ МВД по Москве. Поэтому мы будем на них реагировать, давать соответствующую оценку. Московская академия Следственного комитета проанализировала практику применения этой статьи в целом по России и выпустила методические рекомендации для следователей по расследованию таких преступлений. Я думаю, что работа дальше будет продолжена.
— Особая компетенция следователей СК — дела о преступлениях в отношении несовершеннолетних. Не могу не спросить про громкую историю с москвичкой, запершей на три дня детей в квартире без еды — по крайней мере, такая информация звучала — и уехавшей на дачу. Действительно все так и было?
— Уголовные дела о преступлениях в отношении несовершеннолетних всегда расследуются самым тщательным образом. Защита прав несовершеннолетних, всесторонняя помощь детям, ставшим жертвами преступных посягательств, — важнейший приоритет работы Главного следственного управления.
Так, в ходе мониторинга СМИ стало известно, что москвичка, которая время от времени оставляла пятерых детей в возрасте от 2 до 12 лет дома без присмотра, 17 июня совместно со своим сожителем на трое суток уехала на дачу, оставив пятерых несовершеннолетних детей дома взаперти. В ходе следствия установлено, что живет семья на пособия. Впрочем, по словам свидетелей, дети одеты и сыты. В ходе осмотра в квартире обнаружены продукты питания: фрукты, мясо, крупы.
Вместе с этим по указанному факту сотрудниками отдела полиции по району Ясенево было возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ст. 25 УК РФ (оставление в опасности) и 156 УК РФ (неисполнение родительских прав). Поскольку речь шла о нарушении прав детей, мы инициировали вопрос о передаче уголовного дела в окружное подразделение ГСУ СК по Москве для установления всех обстоятельств произошедшего.
На период расследования дети помещены в детскую городскую больницу, где их периодически навещали наши следователи. Пообщавшись с детьми, офицеры отметили, что они очень добрые, отзывчивые и контактные. В настоящее время следователи продолжают проведение необходимых следственных действий для установления полной картины произошедшего. По результатам расследования действиям фигурантов будет дана окончательная юридическая оценка. Ход расследования поставлен на мой личный контроль.
— Три года назад в УК ввели статью ст. 151.2 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего). Пока, насколько известно, она применялась лишь в случаях, когда маленького ребенка сажали за руль машины.
— Да, в настоящее время практика уголовных дел по ст. 151.2 УК РФ невелика. Одним из примеров был случай, когда женщина, будучи лишенной водительских прав, посадила на колени несовершеннолетнего сына, дав ему возможность держаться за руль автомобиля, тем самым передав ему управление автомобилем. По итогам рассмотрения дела в суде она была признана виновной и ей был назначен штраф в размере 50 тыс. рублей.
— В каких еще случаях может применяться эта статья?
— Взять хотя бы ситуацию с несанкционированными митингами, когда родители приводят на них своих малолетних детей, — такие примеры были и в прошлом году. Я думаю, мы не будем ограничиваться случаями, связанными только с угрозой нарушения правил дорожного движения несовершеннолетними, в применении этой статьи. Когда есть угроза жизни и здоровью несовершеннолетних и это совершают родственники или опекуны, то есть люди, обязанные нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка, я думаю, мы и здесь будем эту практику продолжать.
— Выросло ли число жалоб на невыплату зарплат в столице?
— Вопросы невыплаты работникам заработной платы являются приоритетными, и каждый такой факт требует от нас принятия незамедлительных мер.
В большинстве поступающих ежедневно обращений указаны факты невыплаты зарплаты при отсутствии оформленных трудовых отношений. Еще в части обращений говорится о задолженности за период, не превышающий двух месяцев, что не позволяет принять решение о возбуждении уголовного дела. Даже несмотря на это следователями принимаются все возможные меры, направленные на восстановление нарушенных прав граждан.
Введенные во втором квартале 2020 года ограничения в период пандемии коронавирусной инфекции привели к снижению на 13,9% числа зарегистрированных сообщений о невыплате зарплаты (371, за январь — июнь 2019 года — 431). На 32,8% стало меньше уголовных дел (49).
По данным Росстата, задолженность в Москве по оплате труда на 1 июня 2020 года составила 172,2 млн рублей (увеличение по сравнению с 1 апреля на 12,6 млн рублей).
Тем не менее условия пандемии не повлияли на результативность работы по восстановлению нарушенных прав и ликвидации возникающей задолженности. За шесть месяцев 2020 года по уголовным делам и материалам проверок выплачены долги по зарплате на 427 млн рублей (89,7% от общей суммы долгов, по которым работали наши следователи). В первом полугодии прошлого года этот показатель составлял 205 млн рублей. Для возмещения ущерба лицам, пострадавшим от нерадивых работодателей, наложен арест на имущество стоимостью 294 млн рублей.
Так, в кратчайший период в ходе расследования уголовного дела обеспечена выплата зарплаты с января по апрель 121 работнику АО "Светотехнический завод "Сатурн" на 20,9 млн рублей. Еще до введения ограничений в столице удалось ликвидировать задолженность на 124 млн рублей перед 841 работником строительной компании АО "Шоссе". Для ликвидации задолженности перед работниками производственного предприятия ООО ТД "Аполло" наложен арест на имущество генерального директора стоимостью 40 млн рублей. Незамедлительно отреагировали на информацию СМИ о невыплате зарплаты за один календарный месяц работникам ООО "Деливери Клаб", осуществляющим доставку готовой еды в Москве. После начала проверки учредитель компании в короткий срок выплатил 50 работникам 9,1 млн рублей.
— Отразятся ли меры по поддержке предпринимателей на практике расследования уголовных дел по налогам?
— По этой категории уголовных дел мы в первую очередь взаимодействуем с органами налоговой службы. И они в рамках мер поддержки бизнеса принимают определенные послабления, решения о предоставлении рассрочек по уплате налогов и сборов. Кроме того, с 1 апреля этого года принят федеральный закон, который увеличил нижний порог налоговых недоимок, при неуплате которых наступает уголовная ответственность. Ответственность за совершение налогового преступления теперь предусмотрена при уклонении от уплаты налогов на сумму от 15 млн рублей (ранее — от 5 млн рублей).
Плюс изменился порядок рассмотрения обращений предпринимателей с жалобами на давление на бизнес, на действия правоохранительных органов. Начала работу созданная по инициативе президента России цифровая платформа для работы с обращениями предпринимателей, призванная сделать максимально прозрачным и открытым взаимодействие предпринимателей и правоохранительных органов. Более жестко регламентирован порядок реагирования на эти жалобы — они рассматриваются в более сжатые сроки, на более высоком уровне. Они поступают в центральный аппарат Главного следственного управления. Есть и взаимодействие с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Москве, прошли совместные совещания в прокуратуре Москвы. В принципе, я думаю, этот комплекс мер будет полноценно работать.
И налоговые органы тоже переформатировали свою работу — до направления материалов к нам они принимают все меры для урегулирования спорных вопросов с предпринимателями еще до того, как сроки неуплаты доходят до стадии уголовной ответственности.
Могу сказать, что мы отмечаем снижение числа поступающих к нам материалов по налоговым правонарушениям. За последние три года число материалов из налоговых органов сократилось вдвое (в 2017-м — 563, в 2018-м — 494, в 2019-м — 285). За истекший период этого года — 140 материалов.
Если за весь 2019 год мы на стадии расследования возместили ущерб от неуплаты налогов почти на 9 млрд рублей, то в настоящее время на отчетный период — около 2 млрд рублей. Это тоже свидетельствует о том, что материалов стало гораздо меньше.
— Отразилась ли ситуация с коронавирусом на числе экономических и коррупционных преступлений?
— Какого-либо существенного влияния на динамику коррупционной и экономической преступности введенные в Москве ограничения не оказали. За шесть месяцев 2020 года в следственные подразделения Главного следственного управления по Москве поступило 1895 сообщений о преступлениях в сфере экономики, что соответствует показателю прошлого года. Число сообщений о фактах коррупции увеличилось на 12,6% (653). При этом на 22,2% выросло число возбужденных нашими следователями уголовных дел о преступлениях в сфере экономики (877), на 38% — по фактам коррупции (490). Были резонансные задержания адвокатов, сотрудников правоохранительных органов.
— Коснулась ли Москвы ситуация с незаконными переводами пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонда?
— В Главном следственном управлении продолжается расследование уголовного дела по факту перевода в 2018–2019 годах накопительной части пенсии в размере более 1 млн рублей в ряд негосударственных пенсионных фондов путем подделки более 500 тыс. заявлений пенсионеров, в том числе нотариальных, о согласии на перевод денежных средств. В настоящее время нами принимаются исчерпывающие меры к возвращению накопительной части пенсии в государственные пенсионные фонды.
Кроме того, в производстве наших следователей есть уголовные дела о неправомерных действиях, носящих массовый характер. Так, 524 жителя столицы при содействии коррупционеров из числа должностных лиц Бюро №33 филиала Главного бюро судебно-медицинской экспертизы по Москве и при отсутствии законных оснований признаны инвалидами, что позволило им получить из федерального бюджета и Пенсионного фонда РФ более 454 млн рублей.
— В юридическом сообществе идут дискуссии относительно правомерности применения ст. 210 УК РФ — о преступном сообществе — к экономическим преступлениям. Есть ли примеры в практике ГСУ СК по Москве, когда такая статья обоснована?
— В каждом конкретном случае надо разбираться предметно и отдельно.
Практика применения ст. 210 УК РФ в Главном следственном управлении СК по Москве показывает, что у нас ее применение носит в основном исключительный характер — уголовных дел такой категории немного. На мой взгляд, правомерность применения ст. 210 УК РФ к экономическим преступлениям является обоснованной, поскольку фактов освобождения от уголовной ответственности лиц, которым инкриминировались организация и участие в преступном сообществе, не допущено. Безусловно, требуется высокая профессиональная квалификация следователей Следственного комитета, чтобы выявлять и доказывать преступления, совершаемые под видом законной деятельности.
Например, направлением в суд завершено расследование уголовного дела о создании преступного сообщества для многократного хищения денежных средств путем использования банка "РЭБ". Когда у кредитной организации образовалась финансовая дыра на сумму более 20 млрд рублей, его приобрели новые собственники через фиктивные компании. На руководящие должности в банк были назначены номинальные лица, которых трудоустроили по поддельным паспортам. Их перевезли в Москву из различных регионов России, поселили в арендованном жилье, предоставили одежду строгого стиля, соответствующую статусу руководящих работников банка, и осуществляли контроль за их ежедневным посещением рабочих мест в целях создания видимости работы. По подготовленным от имени номинальных руководителей документам совершались заведомо невыгодные сделки и финансовые операции для хищения денежных средств, которые были переведены на фиктивные компании и обналичены. Из специально созданного дополнительного офиса банка было похищено 520 млн рублей со вкладов жителей московского региона. Установлены все 11 членов преступного сообщества.
Есть примеры возбуждения уголовных дел по ст. 210 УК по организации незаконной игорной деятельности, по обналичиванию денежных средств. Как правило, речь идет о преступлениях, которые носят межрегиональный характер. Например, по одному из уголовных дел по обналичиванию денежных средств мы сервер изымали в одном из дальних городов за Уралом, то есть даже пределами Москвы и Московской области не ограничивались. У нас иногда привлекаются к ответственности по таким делам до 50–60 человек — и говорить, что действует только организованная группа, наверное, неправильно, потому что наблюдается четкая иерархия, четкое распределение обязанностей, структурированность, наличие преступных подразделений.
— Предлагается применение ст. 210 лишь в отношении преступных группировок, совершающих насильственные преступления, — таких как прежние "медведковские", "ореховские".
— Сейчас структура преступности поменялась, и если брать насильственную преступность, то каждый год, например, мы наблюдаем снижение количества убийств в городе. Новые возможности, включая систему "Безопасный город", позволяют раскрывать общеуголовные преступления довольно оперативно. Если говорить о преступных сообществах общеуголовной направленности, то это в основном пережитки конца 1990-х — начала 2000-х годов. Мы продолжаем расследование многих таких уголовных дел. Но в целом сейчас больше нарабатывается практика по новой ст. 210.1 УК РФ ("Занятие высшего положения в преступной иерархии").
— Андрей Александрович, большое спасибо за подробное интервью. Поздравляем вас и ваших коллег с профессиональным праздником — Днем работника органов следствия Российской Федерации, желаем удачи в вашей работе.
Беседовал Александр Шашков