1 ноября на пресс-конференции для журналистов глава аварийной комиссии замдиректора ЦНИИмаш Олег Скоробогатов сообщил, что авария "Союза" на 118-й секунде полета произошла из-за деформации датчика разделения первой и второй ступени при сборке ракеты на Байконуре.
"Причиной нештатного разделения явилось неоткрытие крышки сопла увода бака окислителя блока "Д" из-за деформации штока датчика контакта разделения (изгиб на 6 градусов), допущенной при сборке "пакета" на космодроме Байконур, — сказал он. — Это доказано, подтверждено документально, что это произошло по вине этого датчика, и это могло произойти только при сборке "пакета" ракеты на космодроме Байконур". Кроме того, стало известно, что Роскосмос пересоберет две ракеты "Союз", чтобы исключить в дальнейшем проблемы с этими датчиками.
О том, что авария ракеты произошла из-за ошибки при ее сборке на Байконуре, говорил в интервью ТАСС и глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, при этом отметив, что конкретные исполнители, допустившие эту ошибку, уже известны. Он также пояснил, что боковой блок был неправильно присоединен к ракете, не были использованы предписанные инструкцией инструменты, которые позволили бы с высокой точностью обеспечить эту сборку. "То есть дефект не носит конструктивный характер", — подчеркнул Рогозин. Из-за этого инцидента РКЦ "Прогресс", где выпускают "Союзы", проведет переаттестацию сотрудников. По словам гендиректора предприятия Дмитрия Баранова, будут вводиться и "дополнительные точки для видеодокументирования", а процесс сборки ракет на Байконуре уже снимают с новых ракурсов.
Запуск новой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС) запланирован на 3 декабря, а грузовой корабль "Прогресс МС-10" будет запущен 16 ноября этого года.
Это первое за 35 лет чрезвычайное происшествие при запуске пилотируемого корабля.
Что произошло
- Ракета-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-10" стартовала с первой стартовой площадки Байконура ("Гагаринский старт") в 11:40 мск. За запуском наблюдали главы Роскосмоса и NASA Дмитрий Рогозин и Джим Брайденстайн.
- Спустя девять минут после старта диктор, комментирующий трансляцию запуска, сообщил, что произошла "авария носителя".
- После чего экипаж перешел в режим баллистического спуска и пилотируемый корабль "Союз МС-10" успешно приземлился в степи Казахстана. Система аварийного спасения корабля (САС) сработала штатно.
По словам главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, САС космического корабля "Союз МС-10" продемонстрировала исключительную надежность. "Слава богу, экипаж жив. На 123-й секунде произошло срабатывание аварийной системы спасения, она отработала штатно, позволила раскрыть парашют. Отделилась капсула от ракеты-носителя. Экипаж благополучно приземлился на Землю", — прокомментировал аварию вице-премьер РФ Юрий Борисов.
Она позволяет сохранить жизни экипажу космического корабля в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе.
- В состав САС на российских кораблях "Союз" входят блоки автоматики, питания, гироприборы, двигательная установка, двигатели головного обтекателя, а также механизмы и агрегаты, которые размещаются на головном обтекателе (решетчатые стабилизаторы, верхние опоры, ложементы для спускаемого аппарата, механизмы аварийного стыка, противопожарная система, средства отделения блистера оптического визира и др.).
- Двигательная установка САС расположена над головным обтекателем "Союза" на штанге ("башенка" на самой верхушке ракеты с кораблем).
- Двигатели приводятся в готовность за 15 минут до намеченного старта ракеты-носителя. В случае аварии система активируется вручную из командного пункта двумя дежурными, одновременно нажимающими две кнопки по команде наблюдающего за пуском (как правило, таким сигналом выступает короткое слово, название города или реки).
- С помощью пирозамков САС отстреливает спускаемый аппарат с экипажем от аварийной ракеты, уводит его в сторону и обеспечивает мягкую посадку с помощью парашютной системы.
- В безаварийном полете при штатном наборе ракетой-носителем достаточной высоты штанга САС отстреливается от головного обтекателя.
Состав экипажа
- На борту корабля, направившегося к МКС, находилась очередная экспедиция 57/58 из двух человек — космонавта Алексея Овчинина и астронавта Ника Хейга.
- Для россиянина это должен был быть второй полет, для американца — первый. За счет сокращения численности экипажа третье место в "Союзе МС-10" занимал контейнер с дополнительным грузом общим весом 62 кг.
Автономный полет "Союза" должен был пройти по шестичасовой схеме — стыковка с орбитальной станцией была намечена на 17:44 мск. На орбите космонавты должны были провести 187 суток.
Какие еще были версии аварии
За время проведения расследования аварии в СМИ выдвигались различные версии случившегося. В качестве основной причины ЧП называлось нештатное отделение одного из четырех боковых блоков первой ступени "Союза".
31 октября исполнительный директор корпорации по пилотируемым программам Сергей Крикалев заявил, что авария произошла из-за нештатного разделения первой и второй ступеней носителя. "Одна из "боковушек" при разделении не отвелась на нужное расстояние и ударила по баку горючего второй ступени, что привело к разрыву бака и разрушению второй ступени. Причиной тому — то, что обнаружила комиссия, — явилась нештатная работа датчика, который сигнализирует о расхождении первой и второй ступеней", — отмечал он.
- Еще 12 октября Крикалев сообщал, что непосредственной причиной аварии ракеты стало столкновение элементов при разделении первой и второй ступеней носителя. "Произошло отклонение от штатной траектории, и похоже, произошло разрушение нижней части второй ступени. Ракета прекратила нормальный полет, дальше автоматика отработала штатно", — говорил он.
- 16 октября в эфире телеканала RT Крикалев рассказал, что причиной столкновения первой и второй ступеней "Союза-ФГ" мог стать сбой передачи сигнала по кабелю. 17 октября сообщалось, что это столкновение подтверждает видеозапись со старта.
- 11 октября говорилось, что авария произошла из-за разрушения ее второй ступени. Об этом стало известно после предварительного анализа телеметрии.
- Тогда же в СМИ появилась информация, что причиной аварии могло стать несрабатывание пиропатрона разведения блока первой ступени от второй.
На ракетах-носителях "Союз" устанавливаются серийные двигатели РД-107А/РД-108А, произведенные на самарском предприятии Объединенной двигателестроительной корпорации — ПАО "Кузнецов". Разработчиком двигателей является НПО "Энергомаш им. академика В.П. Глушко".
Однако 11 октября сообщалось, что ракета "Союз-ФГ" вряд ли была повреждена на Байконуре, на космодроме были усилены меры безопасности перед запуском корабля.
- 12 октября стало известно, что из-за аварии МКС может остаться без экипажа (предусмотрен режим консервации), однако этого специалисты будут стараться избежать. Также был отменен и выход в открытый космос для осмотра отверстия в пилотируемом корабле "Союз МС-09", запланированный на середину ноября.
Как проходило аварийное спасение
Пилотируемый корабль "Союз МС-10" приземлился в степи Казахстана — в 20 км к востоку от города Жезказган. Затем экипаж вышел на связь со спасателями. Отмечалось, что космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг находились в хорошем состоянии.
"Мне из ЦУП (Центр управления полетами) уже позвонили, сказали, что все хорошо, что спасательная группа прибыла, травм нет, все обошлось", — сказала в беседе с RT Светлана Овчинина, жена российского космонавта.
- Координация поисково-спасательной операции была возложена на Росавиацию при поддержке Воздушно-космических сил и Роскосмоса.
- К спускаемому аппарату выдвинулись наземные формирования, четыре вертолета Ми-8 со спасателями, врачами и другими специалистами на борту.
- Как пояснили в Росавиации, "уже через 41 минуту первые спасатели прибыли на место посадки, это были парашютно-десантные формирования самолета Ан-12, который дежурил в этом районе".
- По сообщению пресс-службы Центрального военного округа, спасатели эвакуировали экипаж из спасательной капсулы, состояние космонавтов оценивалось как удовлетворительное.
- Перед вылетом на Байконур космонавты прошли обследование в Жезказгане.
Через несколько часов после приземления Роскосмос опубликовал фотографии космонавтов: они сидели на диванах, были подключены к приборам измерения давления и пульса.
- После аварии космонавты провели ночь в Центральной медсанчасти №1 города Байконур под наблюдением врачей. Замглавы Федерального медико-биологического агентства Вячеслав Рогожников отметил, что состояние у них удовлетворительное, чувствуют они себя хорошо.
- 12 октября экипаж "Союза" приземлился на подмосковном аэродроме Чкаловский. Глава Роскосмоса сообщил, что Алексей Овчинин и Ник Хейг отправятся в космос весной 2019 года.
Что такое баллистический спуск
Отмечалось, что после аварии носителя экипаж "Союза" перешел в режим баллистического спуска.
- Он считается резервным вариантом посадки. При нем космонавты могут испытывать значительные перегрузки — до 8–9g. Для сравнения: при обычных штатных спусках — порядка 3–4g.
- Баллистический спуск в атмосферу отличается от управляемого тем, что при последнем автоматика постоянно ориентирует спускаемый аппарат его плоской нижней частью к земле, что обеспечивает постоянную подъемную силу за счет набегающего потока воздуха и минимальные перегрузки для экипажа в четыре единицы.
Кстати, известен случай, когда в 1975 году при запуске "Союза-18-1" не запустились двигатели третьей ступени и сработала система аварийного спасения экипажа. Тогда корабль вынужденно выполнил суборбитальный полет — аппарат спускался на Землю с высоты примерно 170 км. Впервые в истории мировой космонавтики была критическая перегрузка — 21,3g (по другим данным — 26g). Сообщалось, что космонавты испытали кратковременную остановку сердца, но остались живы.
В трансляции NASA прозвучал отрывок переговоров космонавта Сергея Прокопьева с Адреасом Могенсеном из ЦУПа NASA. "Парни приземлились, с ними все хорошо. Поисково-спасательные отряды с ними на связи. Направляются к месту приземления… Перегрузки составили до 6–7g. Судя по всему, перед началом спуска не произошло ускорения", — доложил Могенсен.
По тем данным, которые есть, перегрузка при спуске составляла 6 единиц, но это знакомая для космонавтов перегрузка, потому что она используется и при отборе в космонавты, и при тренировках космонавтов. Они натренированы, знают, как при этом себя вести, какие ощущения могут быть. Поэтому эта перегрузка хоть и была нештатной, но не доставила им каких-то дополнительных проблем
По словам специалиста, дополнительным фактором послужило то, что экипаж был в скафандрах, что также облегчает перенесение таких перегрузок. Орлов рассказал, что состояние экипажа после аварийного запуска не требует специальной госпитализации и отдельного медицинского наблюдения. "Экипаж покинул спускаемый аппарат, самочувствие оценивается как хорошее. Каких-то последствий нештатной ситуации медики не наблюдают. Состояние их не требует специальной госпитализации и отдельного наблюдения. Они вполне могут продолжать работать в штатном порядке", — сказал он, уточнив, что никаких травм у экипажа не было.
Реакция NASA
Многолетнее сотрудничество РФ и США в космической сфере внесло вклад в благополучный исход инцидента с "Союзом". Об этом 11 октября сообщили в Twitter американской дипмиссии в Москве.
Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) заявило, что тщательно следит за ситуацией и работает с российскими партнерами для получения большей информации об аварии ракеты во время запуска на Байконуре. Также говорилось, что экипаж МКС располагает достаточным запасом продовольствия и воды, эта авария не повлияет на работу станции.
Глава NASA пообещал провести тщательное расследование аварии ракеты "Союз", отметив, что "безопасность экипажа является высшим приоритетом для NASA".
В свою очередь вице-премьер РФ Юрий Борисов отмечал, что Россия рассчитывает, что американская сторона с пониманием отнесется к инциденту с ракетой-носителем "Союз" на Байконуре. Роскосмос не будет скрывать от коллег из США причины аварии и предоставит всю необходимую информацию. Сегодня только Россия обеспечивает доставку экипажей на МКС. Вице-премьер отметил, что в космической отрасли происходит немало аварийных и трагических случаев, "это было и в истории американской космонавтики, и у нас". В подобных ситуациях анализ аварий берется под особый контроль.
Это высокотехнологичная отрасль, которая связана с риском, не зря наши космонавты получают всегда высокие награды за полет. Люди рискуют своей жизнью
11 октября астронавт NASA Рид Уайзман заявлял, что ситуация со стартом корабля "Союз" подчеркивает, что он является "надежной машиной" с "отличной системой аварийного прерывания пуска".
Подготовил Роман Азанов
В материале использованы данные "ТАСС-Досье"