50 лет назад произошла первая трагедия в истории освоения космоса: 24 апреля 1967 года во время полета погиб советский космонавт Владимир Комаров, пилотировавший экспериментальный корабль "Союз-1".
Для него этот старт был уже вторым космическим полетом. Первый он совершил за три года до этого вместе с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Суточный полет проходил в корабле "Восход-1". Тогда впервые в истории экипаж совершил полет без скафандров.
В 1965 году Комаров начал готовиться к полету на новом многоместном советском корабле серии "Союз", в экипаж которого был утвержден в 1966 году.
О том, каким был в жизни летчик-космонавт Комаров и почему его второй полет закончился катастрофой, в интервью ТАСС рассказал дважды Герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос, известный космонавт Алексей Леонов.
"Я у него учился…"
Леонов и Комаров познакомились в июне 1960 года, когда уже был укомплектован полный состав первого отряда космонавтов. Комаров оканчивал Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, где занимался испытаниями новых образцов авиационной техники. Там ему предложили пойти на тогда еще секретную испытательную работу.
Космонавт вспоминает: поскольку тогда никто не знал, куда корабль мог приземлиться, это могло быть и в тайге, и в горах, и в пустыне, и даже в море. Программа парашютной подготовки давала навыки космонавту приземлиться во всех условиях.
Инструкторов на корабле "Восток" не было, за исключением разработчиков тренажера. Надо было самим учиться и учить других. Была создана группа инструкторов, куда вошли Владимир Комаров, Павел Беляев, Валентин Варламов и Алексей Леонов.
Летчики вообще не любят прыгать и редко кто хочет этим заниматься, уточняет Леонов. Космонавты в течение месяца учились с тремя видами парашютов и с задержкой до двух минут в свободном падении. Комаров прыгал хорошо. Затем он, будучи подготовленным инженером в военной академии, проявил себя на знании материальной части космического корабля "Союз".
По словам Леонова, Комаров был во всем очень сдержанным человеком, однако любил играть в командные игры — футбол и баскетбол. Хорошо знал и любил театры. "Характер спокойный, вдумчивый, рассудительный, логичный. Он относился к категории московских коренных интеллигентов, мещанин московской культуры", — уточнил он. Его родители были инженерами, что дало о себе знать.
Неудачи с "Союзами"
Первый "Союз" должен был взлететь еще в 1962 году, но работы затянулись на четыре года, и в свой первый полет многоместный корабль в беспилотном режиме отправился только в конце 1966 года. В преддверии старта Комарова было проведено три беспилотных запуска. Все они закончились неудачно.
Первый "Союз" взорвался при спуске с орбиты, во время запуска второго корабля сработала система аварийного спасения, и он приземлился в 300 метрах от стартового стола. Третий успешно слетал в космос, но при посадке затонул в Аральском море.
По словам космонавта, дальше происходило все штатно и хорошо, парашюты срабатывали и корабль благополучно садился. Было ясно: в пилотируемом варианте никаких проблем не будет.
Космонавты к полету на "Союзах" были хорошо подготовлены, корабль прошел все необходимые проверки, но уверенности в успехе миссии это не прибавляло. Однако причин отменять полет, когда были учтены и исправлены все обнаруженные ранее недостатки, тоже не было.
Планом полета предусматривалось следующее: Комаров стартует на "Союзе-1", после успешного выхода на орбиту вслед за ним стартует "Союз-2" с тремя членами экипажа — Валерием Быковским, Евгением Хруновым и Алексеем Елисеевым. Двум последним после стыковки кораблей "Союз" на околоземной орбите предстояло выйти в открытый космос и перейти с борта второго "Союза" в корабль Комарова, вместе с которым вернуться на Землю. Дублером Комарова был назначен первый космонавт Земли Юрий Гагарин, рвавшийся в космос.
Как вспоминал впоследствии генерал Николай Каманин (организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов. — Прим. ТАСС), будь жив к тому моменту Сергей Королев, основным испытателем "Союза" непременно был бы назначен Гагарин.
"Он не понимал, что происходит…"
Старт был назначен на 23 апреля в 5:30. Комаров и Гагарин прибыли на космодром еще ночью. Доложили государственной комиссии о готовности к старту, и Гагарин вместе с ним поднялся к кораблю. Первый космонавт Земли был последним, кто видел Комарова живым.
Через 540 секунд после запуска корабль вышел на орбиту. На втором витке с Комаровым была установлена связь и тот смог доложить на Землю о нештатных ситуациях: "Самочувствие хорошее, параметры кабины в норме, но не раскрылась левая солнечная батарея, зарядный ток только 13–14 ампер, не работает КВ-связь".
Для посадки Комарова необходимо было, чтобы он вручную сориентировал корабль на теневом участке полета, когда Земля не освещалась Солнцем, т. е. было сложно видеть бег Земли, но возможно, и он это сделал. Спускаемый аппарат с космонавтом на борту приземлился в 65 километрах от Орска.
Официальную версию сообщил ТАСС: "При открытии основного купола парашюта на семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В.М. Комарова".
Впоследствии некоторые СМИ писали о якобы страшных криках Комарова, которые слышали в радиоэфире на Земле, и что он перед смертью сильно ругался на конструкторов, создавших корабль. Это не так. Леонов назвал эти домыслы журналистов глупостью.
Уроки Комарова
На Западе не поверили в гибель первого советского космонавта за 10 лет "космической эры", поскольку в США к тому моменту жертвами космической программы стали уже трое астронавтов.
При этом у самих космонавтов гибель товарища не отбила желания отправиться в полет на кораблях новой серии, и они продолжили готовиться к полетам. Один лишь Гагарин, по воспоминаниям генерала Каманина, понимал, что теперь его второй космический полет явно состоится еще не скоро.
К расследованию гибели Комарова были привлечены лучшие специалисты, включая самих членов отряда космонавтов. В рамках расследования были проведены сбросы фугасных авиабомб с такой же парашютной системой, как на "Союзах", дополнительные сбросы самих кораблей. В большинстве случаев парашютная система не справлялась: парашют либо не раскрывался, либо раскрывался с запозданием.
Следующий запуск беспилотного "Союза", а точнее, сразу двух, осуществивших автоматическую стыковку на орбите, состоялся в конце октября 1967 года. Нового пилотируемого полета пришлось ждать до конца 1968 года.
В настоящее время корабль "Союз", прапраправнук первого, считается самым надежным космическим кораблем в мире. Лишь еще одна трагедия, произошедшая в 1971 году, когда при спуске в "Союзе-11" из-за разгерметизации погибли Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев, портит его репутацию.
На сегодняшний день в космосе побывало 137 кораблей "Союз" разных модификаций, включая состоявшийся 20 апреля 2017 года успешный запуск к Международной космической станции модернизированного цифрового "Союза МС-04" с очередной экспедицией — российским космонавтом Федором Юрчихиным и американским астронавтом Джеком Фишером.
Учитывая, что космонавты и сотрудники ракетно-космической отрасли — суеверные люди, после аварии 1-го и 11-го "Союзов" в названии любого пилотируемого корабля новой серии начали обходиться без цифры 1. Первый из эксплуатируемых сейчас кораблей серии "Союз МС" тоже отправился в космос без номера.
Роман Азанов