Вечером 15 августа директор Детского хосписа "Дом с маяком" Лида Мониава написала на своей странице в Facebook, что еще одну маму тяжелобольного ребенка задержали, когда она пыталась получить посылку с лекарством. Это лекарство — "Фризиум", оно не зарегистрировано в России и в наших аптеках не продается. Женщина купила его за рубежом по интернету, но без разрешения ввезти его в страну легально нельзя.
В прошлом месяце такая же история произошла с москвичкой Еленой Боголюбовой. Уголовное дело против нее не возбуждали. Но и нужное лекарство ее тяжелобольной ребенок не получил.
Рассказываем, что известно об этой истории и почему родители пытаются покупать препарат, который нельзя провозить в Россию.
Что известно о женщине?
Это не подопечная Детского хосписа "Дом с маяком", у ее ребенка эпилепсия. Ее отпустили, она находится дома, но отказывается общаться со СМИ. "Она в очень подавленном состоянии, всю ночь не спала и не знает, что дальше делать с лекарствами для ребенка", — говорит Мониава. Фамилию женщины она не называет.
Грозит ли ей уголовное преследование?
19 августа транспортный прокурор отменил постановление о возбуждении уголовного дела. Это было сделано после проверки, которую провели по поручению Генпрокуратуры РФ.
Дело было возбуждено по ч. 1 ст. 229.1 УК РФ (незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕАЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов).
Что такое "Фризиум" и почему его нельзя провозить в Россию?
"Фризиум" — это противосудорожный препарат. Он не зарегистрирован в России и не продается в наших аптеках, купить его можно только за рубежом через интернет. "Фризиум" входит в список психотропных. Оборот таких препаратов в нашей стране ограничен, а меры контроля за ним ужесточены.
Как объясняет Мониава, врачи не выписывают рецепты на незарегистрированные в России препараты. Они только могут рекомендовать их родителям в такой-то дозировке. Но эта рекомендация не дает право на провоз такого лекарства.
Почему же у нас назначают лекарство, которое нельзя купить?
Как объясняет Лида Мониава, есть легкие формы болезни, при которых действительно помогают доступные в России лекарства. Пациенты, которым рекомендуют "Фризиум", — это тяжелые пациенты. "Им врачи на протяжении всей жизни пробовали подбирать десятки разных комбинаций препаратов, но судороги это не снимает, — говорит Мониава. — Родители видят разницу: когда ребенок на отечественных препаратах, его все время скручивает, выкручивает, и по сто раз в день судороги. Когда ребенок на "Фризиуме" и "Сабриле" (еще один незарегистрированный препарат — прим. ТАСС), он может нормально жить. Состояние меняется на глазах".
В то же время 16 августа в пресс-службе Минздрава РФ сообщили, что министерство оценит эффективность "Фризиума". Российская противоэпилептическая лига готовит экспертное заключение, в том числе о возможности замены этого препарата комбинациями зарегистрированных препаратов.
А почему нельзя зарегистрировать препарат?
Как сообщают в Минздраве РФ, решение вопроса о регистрации лекарства в нашей стране является исключительным правом разработчика препарата. Производитель "Фризиума", по данным Минздрава, "никогда не представлял его на регистрацию и не проводил проверку его эффективности и безопасности у пациентов" в России.
Есть ли способ законно получить такие препараты?
Да. По данным Минздрава, разрешение на ввоз может быть получено по заявлению:
- медицинской, научной, образовательной организации;
- производителя либо разработчика лекарственного средства;
- организации оптовой торговли, в срок, не превышающий пяти рабочих дней.
В Минздраве также сообщают, что с 2017 года ведомство выдало более 3000 разрешений на ввоз незарегистрированных препаратов, а с начала 2019 года выдано 1018 соответствующих разрешений.
Как объясняет директор по методической работе Детского хосписа "Дом с маяком" Наталья Савва, сейчас, чтобы получить такое лекарство, нужно получить заключение консилиума федеральной клиники. Тогда Минздрав сможет его закупить. Но, по словам Натальи Саввы, на практике врачи часто боятся назначать такие препараты, потому что они сильнодействующие и незарегистрированные, и пациентов на такой консилиум могут просто не направлять.
Что можно сделать, чтобы такое не повторялось?
Как говорят в "Доме с маяком", выход — это адресные закупки. Детский хоспис предложил пациентам, которым нужны подобные лекарства, сообщить о себе. Таких пациентов оказалось более 2000, данные уже переданы в Министерство здравоохранения. "Мы ждем, когда по этим спискам проведут адресную закупку, — говорит Лида Мониава. — И в будущем, если кому-то понадобится это лекарство, то можно будет попросить внести себя в реестр".
Подробная инструкция о том, как попросить включить себя в такой реестр, есть в посте Лиды Мониавы на Facebook.
Также сообщается, что Центр паллиативной помощи департамента здравоохранения Москвы формирует списки семей, в которых детям для лечения требуются незарегистрированные в РФ лекарственные препараты.
4 сентября министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова сообщила, что Московский эндокринный завод закупил порядка 10 тыс. упаковок "Фризиума".
5 сентября премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что подписал распоряжение о выделении средств на закупку необходимых детям иностранных лекарств, которые пока не производятся в России. Речь о диазепаме, фенобарбитале, мидазоламе и клобазаме (действующее вещество "Фризиума").
Какова позиция властей?
20 августа пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в решении этой проблемы нужно искать золотую середину. "Все прекрасно понимают необходимость решения этой ситуации с тем, чтобы и дети, и подростки, и уже взрослые не терпели мучений, — отметил он. — Но в то же время все мы знаем, к сожалению, об имеющих место попытках прикрытия вот этой темой попыток распространения сильнодействующих веществ и лекарств, что является незаконным".
Ранее уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова призвала облегчить приобретение россиянами незарегистрированных иностранных медикаментов.