25 мая 2021, 10:00
Мнение

Год спустя. Что изменилось в Америке после убийства Джорджа Флойда

Иван Лебедев — о неудавшейся полицейской реформе в США и попытках афроамериканцев получить компенсацию за то, что их предки были рабами

Год назад в Соединенных Штатах произошло событие, заставившее американцев задуматься о необходимости серьезных изменений. В Миннеаполисе (штат Миннесота) 46-летний темнокожий Джордж Флойд умер после того, как при его задержании белокожий полицейский Дерек Шовин применил жесткий удушающий прием. Видеозапись инцидента, сделанная случайными свидетелями, разошлась по социальным сетям и вызвала во всем мире широкий резонанс.

По американским городам прокатилась волна массовых демонстраций протеста, обернувшихся беспорядками, погромами и поджогами. Во многих местах пришлось даже вводить комендантский час и вызывать для усмирения беснующейся толпы Национальную гвардию. "Такого не было, даже когда в 1968-м убили Мартина Лютера Кинга", — пыталась увещевать погромщиков мэр Атланты (штат Джорджия) Кейша Лэнс Боттомс. Губернатор Миннесоты Тим Уолз называл происходящее "абсолютным хаосом".

Во всем виноват Колумб?

События, связанные со смертью Флойда, привели к небывалому всплеску исторического ревизионизма. За последний год в США снесли более 300 памятников. Монументы южанам — участникам Гражданской войны 1861–1865 годов, первым президентам страны Джорджу Вашингтону и Томасу Джефферсону и даже Христофору Колумбу — стали в глазах демонстрантов символами рабства и расизма.

Штат Миссисипи убрал со своего флага изображение знамени конфедератов, заменив его (почти в стиле хиппи) цветком магнолии, а из названий школ и университетов исчезли имена государственных деятелей, которые когда-либо выражали расистские взгляды (например, 28-го президента США Вудро Вильсона). Поменяла свое имя даже гигантская секвойя в национальном парке Kings Canyon в Калифорнии, названная давным-давно в честь командующего армией южан генерала Роберта Ли.

С упаковок пищевых продуктов куда-то делись веселые рисунки темнокожих поваров, а создатели мультсериала "Симпсоны" (практически энциклопедии американской жизни) объявили, что "белые артисты больше не будут озвучивать цветных персонажей". Стриминговый сервис HBO Max убрал с показа "Унесенные ветром", обнаружив в классике американского кинематографа "расовые предрассудки". Cняли с работы редактора отдела комментариев газеты The New York Times Джеймса Беннета, поставившего в номер "неудобную" статью сенатора-республиканца Тома Коттона (от штата Арканзас), призывавшего использовать войска для защиты от мародеров и погромщиков.

Неудивительно, что после этого консерваторы стали обвинять либералов в наступлении на свободу слова и утверждать, что те хотят использовать расовую проблему, чтобы еще больше расколоть страну. Популярный телекомментатор Джо Роган предположил, что скоро в Америке "белым мужчинам традиционной сексуальной ориентации вообще запретят говорить", потому что они и так пользуются слишком большими привилегиями.

Полиция против

Тем временем Флойд, как сообщается, — наркоман, отсидевший в тюрьме за разбой и пытавшийся в тот день расплатиться в магазине фальшивой купюрой, — стараниями активистов движения Black Lives Matter (BLM) превратился в мученика и борца за права человека. Полицейский Шовин был признан виновным в непредумышленном убийстве и может провести остаток своих дней за решеткой (приговор ему будет объявлен через месяц). Также троим его сослуживцам, участвовавшим в задержании Флойда, предъявлены серьезные обвинения по нескольким пунктам.

Местные власти внесли коррективы в работу стражей порядка, запретив им, в частности, использовать жесткие удушающие приемы, но на федеральном уровне осуществить полицейскую реформу пока не удается. Призыв Байдена к Конгрессу принять к годовщине смерти Флойда соответствующий закон остался без ответа. Точнее, Палата представителей одобрила его еще в начале марта 2021 года, а Сенат делать это не торопится. Причина — решительные возражения полицейских, которые не хотят, чтобы их ограничивали в правах и лишали иммунитета от преследования за определенные действия.

Возникает резонный вопрос: и это все, что было сделано за целый год после гибели Флойда, чтобы прекратить жестокость полиции и урегулировать межрасовые отношения? Похоже, что да. По крайней мере в практическом плане.

Есть, правда, еще одно изменение. Возможно, самое главное. В Америке начали откровенно обсуждать расовую проблему. Так откровенно, как никогда раньше. И согласно опросу Института Гэллапа, за последний год число граждан США, которые считают эту тему важной или даже очень важной, увеличилось с 58 до 73%.

Расизм без расистов

Американцы продолжают на всех уровнях публичную дискуссию о том, является ли их страна расистской. Обсуждают, следует ли считать рабство и теорию превосходства белой расы первородными грехами Соединенных Штатов. Спорят о том, надо ли выплачивать компенсации потомкам черных рабов и пересматривать свою историю — на это направлен "Проект 1619", начатый газетой The New York Times и названный так в соответствии с годом, когда в поселение английских колонистов на территории современного штата Вирджиния голландский корабль "Белый лев" доставил первых невольников из Африки. В противовес ей тогда еще президент Дональд Трамп учредил "Комиссию 1776" (год подписания Декларации независимости) по патриотическому воспитанию молодежи, которая позже была распущена действующим главой государства Джо Байденом.

Хотя Байден неоднократно (и в инаугурационной речи, и в выступлении перед обеими палатами Конгресса) говорил о существовании в США системного расизма. Республиканцы возражали ему устами своего единственного темнокожего сенатора Тима Скотта (от штата Южная Каролина): "Соединенные Штаты не расистская страна". Но, как пишет в своей нашумевшей книге "Расизм без расистов" социолог Эдуардо Бонилья-Силва, все зависит от того, какой смысл вкладывать в эти понятия.

Речь, конечно, идет не о распавшемся ку-клукс-клане и даже не о его сегодняшних последователях, белых супрематистах, а о системном расизме — том самом, о котором во весь голос заговорили после убийства Флойда и о котором упоминал Байден. Системный расизм означает, что афроамериканцы изначально (в том числе в силу исторических причин) поставлены в неравное положение по сравнению с белыми. Они бедны, и поэтому им трудно получить образование и обзавестись приличным жильем. Их неохотно берут на работу из-за своеобразных имен и характерного говора. А если и принимают, то зачастую занижают зарплату. Банки часто не доверяют им и отказывают в кредитах, а полиция воспринимает их как потенциальных нарушителей порядка.

Потомки просят компенсацию

Но та же полиция приводит в свою защиту неоспоримый аргумент: почти половина всех насильственных преступлений в США совершается именно афроамериканцами, при том что они составляют лишь 13% населения. И те, кто обращает внимание на этот факт, убеждены, что это еще не повод для того, чтобы записывать их самих в махровые расисты. Эти статистические данные — лишь часть общей картины, но все же ее важная часть. Как и избрание в 2008 году афроамериканца Барака Обамы президентом, а в 2020-м — темнокожей женщины Камалы Харрис нынешним вице-президентом страны.

И стоит ли удивляться тому, что, глядя на общую картину, губернатор штата Флорида республиканец Рон Десантис заявляет: ваш системный расизм — это просто "куча конского навоза".

"Люди устали от преследований за свои убеждения, критической расовой теории и большой лжи о системном расизме", — вторит ему юрист из Сент-Луиса (штат Миссури) Марк Макклоски. В прошлом году он попал на телеэкраны, когда вместе с женой вышел с оружием в руках защищать свой дом от демонстрантов из BLM, а теперь собирается выставить свою кандидатуру на следующих выборах в Сенат.

А вот мнение действующего американского законодателя, конгрессмена-республиканца от штата Калифорния Тома Макклинтока по поводу создания комиссии по вопросу о возмещении афроамериканцам ущерба от рабства: "Если правительство заставит людей, у которых никогда не было рабов, выплачивать компенсации людям, которые никогда не были рабами, — причем не на основании их действий, а исключительно на основании их расы, — то это будет самое противоречивое, поляризующее и несправедливое решение, какое только можно себе представить".

Согласно опросам, 80% афроамериканцев считают, что они должны получить от федерального правительства такую компенсацию. Среди белых граждан США так думают только 20%.

В законах не прописан

В целом, как показывают социологические исследования, около 60% американцев согласны с тем, что расизм достаточно глубоко укоренился в государственной, экономической и социальной системе страны. Неудивительно, что мнения здесь резко разделились не только по расовой, но и по партийной принадлежности: в отличие от демократов подавляющее большинство республиканцев, в том числе сторонников Трампа, убеждены, что это не так.

Сейчас лишь 17% американцев считает, что за год после смерти Флойда межрасовые отношения в США улучшились. Таковы опубликованные на прошлой неделе результаты опроса, проведенного по заказу радио NPR и телекомпании PBS специалистами из Института общественного мнения при Marist College (штат Нью-Йорк). В то же время более трети респондентов заявили, что ожидают улучшения этих отношений в период президентства Байдена, и только 28% полагают, что ситуация ухудшится. В 2017 году, когда Трамп пришел к власти, таких скептиков было 52%.

"В краткосрочной перспективе люди с другим цветом кожи рассчитывают, что при Байдене у американцев появятся шансы на достижение прогресса в межрасовых отношениях, тогда как при Трампе они испытывали по этому поводу пессимизм, — отметил руководитель исследования Ли Мирингофф. — В долгосрочной перспективе большинство людей, вне зависимости от расы, думают, что страна займется решением этой проблемы ради будущих поколений".

Но системный расизм не прописан в законах, которые можно было бы отменить, как были отменены в 1950–1960-х годах законы о расовой сегрегации. Представляется мне, чтобы он исчез, должно измениться национальное самосознание, а это не может произойти в одночасье. Тем более если большая часть общества продолжает этому сопротивляться. А два-три президентских указа, облегчающих афроамериканцам доступ к жилью и предусматривающих закрытие частных тюрем, — это мелочи.

"Когда кто-то критикует Америку за расизм, который глубоко проник в ее социальные институты, некоторые воспринимают это как личное оскорбление. Это происходит потому, что в глубине души они сознают, что извлекают выгоду из незаслуженно доставшихся им ценностей, связанных с принадлежностью к белым людям", — поясняет профессор Мэрилендского университета Рашоун Рэй. По его мнению, эти ценности включают не только экономический, но и "социальный и культурный капитал". Байден и Харрис понимают, что происходит в американском обществе, и пытаются это изменить, считает Рэй.

Проблемы те же

Кроме того, убийство Флойда и последующие события показали, что главная проблема Америки заключается, возможно, не в системном расизме, а в системном неравенстве, которое затрагивает не только цветное, но и белое население. Неслучайно протесты BLM были поддержаны разношерстным левацким движением Antifa. Cенатор-демократ Дик Дурбин (от штата Иллинойс) написал недавно в газете The Hill, что за время пандемии миллионы взрослых лишились работы и миллионы детей не могли нормально учиться, поскольку не имели доступа к широкополосному интернету, а "тем временем 650 самых богатых американцев увеличили свое состояние на $1 трлн".

Еще в 2019 году под эгидой BLM был осуществлен Black Census Project (Проект сбора сведений о темнокожих американцах), охвативший более 30 тыс. человек во всех 50 штатах. "Проблемы, которые названы участниками исследования как наиболее важные, стоят и перед всей страной, — писала позже на страницах The New York Times одна из лидеров движения Алиша Гарза. — Это низкие зарплаты, отсутствие качественного медобслуживания, плохие жилищные условия, повышение стоимости образования и различия в правилах, действующих для богатых и бедных".

Видно, что Байден пытается устранить эти перекосы, в том числе с помощью масштабных программ стимулирования экономики, создания рабочих мест и поддержки семей на общую сумму в несколько триллионов долларов. По замыслам Белого дома средства для этого найдутся благодаря повышению налогов с корпораций и самых богатых граждан. Хотя из-за сопротивления республиканцев в Конгрессе проходят далеко не все из подобных предложений: например, на федеральном уровне не удалось повысить минимальную зарплату до $15 в час.

По подсчетам политологического портала Real Clear Politics, собирающего данные всех опросов, деятельность Байдена на посту президента одобряют сейчас 53,5% американцев, а не одобряют 42,3%. В то же время лишь 42% жителей США считают, что страна развивается в правильном направлении (противоположного мнения придерживаются 50,6%). Это значит, что Джо Байдену надо очень многое исправлять. Сумеет ли? 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru