Украина:

хроника евразийского раскола

События на Украине в 2013-2014 годах стали причиной не только смены власти в стране, но и изменения геополитической карты мира. Гибель людей во время акций сторонников европейской интеграции в Киеве, возникновение движений за федерализацию, полномасштабные боевые действия в Донбассе превратили Украину в новую горячую точку. Вопрос разрешения ее внутреннего конфликта отодвинул на второй план другие темы международной повестки дня. В политическое противостояние вокруг украинского кризиса оказались вовлечены крупнейшие мировые державы.


Что привело к возникновению конфликта, как он развивался и какое влияние оказал на расстановку сил в международных отношениях - в спецпроекте ТАСС.

Женевская декларация

17 апреля 2014 года

Четырехсторонняя встреча в Женеве, 17 апреля 2014 года
© AP Photo/Jim Bourg

17 апреля в Женеве состоялась четырехсторонняя встреча с участием глав внешнеполитических ведомств России, США, Евросоюза и исполняющего обязанности главы МИД Украины. По ее итогам была принята декларация об основных принципах мирного урегулирования ситуации на Украине. Основные положения этого документа заключаются в следующем:

1. Все стороны должны воздерживаться от любого насилия, запугивания или провокационных действий. Любое проявление экстремизма, расизма или религиозной нетерпимости, включая антисемитизм, необходимо решительно отвергать.

2. Все незаконные вооруженные группы должны быть разоружены; все незаконно занятые здания должны быть возвращены законным владельцам, все незаконно занятые улицы, площади и другие публичные места в украинских городах и населенных пунктах должны быть освобождены.

3. Амнистия будет гарантирована демонстрантам и тем, кто покинет здания и другие общественные места и сдаст оружие, за исключением лиц, виновных в серьезных преступлениях.

4. Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ должна играть ведущую роль в помощи украинским властям и местным сообществам в реализации мер по деэскалации там, где они нужны больше всего. США, ЕС, Россия будут поддерживать эту миссию, включая предоставление наблюдателей.

5. Объявленный конституционный процесс будет инклюзивным, прозрачным и подотчетным. Он будет включать в себя немедленное начало широкого национального диалога с разъяснением его во всех украинских регионах и политических избирательных округах и позволит рассмотрение открытых замечаний и поправок.

Основные положения четырехстороннего женевского заявления

Реакция глав МИД европейских стран на женевские договоренности по Украине

Поделиться:

Проект Порошенко

20 июня 2014 года

Добровольцы батальона "Азов" во время присяги в Киеве, 26 июня 2014 года
© ИТАР-ТАСС/ Зураб Джавахадзе

20 июня президент Украины Петр Порошенко представил план мирного урегулирования ситуации на востоке страны. Он включал в себя следующие пункты:

1. Гарантии безопасности для всех участников переговоров.

2. Освобождение от уголовной ответственности тех, кто сложил оружие и не совершил тяжких преступлений.

3. Освобождение заложников.

4. Создание 10-километровой буферной зоны на российско-украинской государственной границе. Вывод незаконных вооруженных формирований.

5. Создание гарантированного коридора для выхода "российских и украинских наемников".

6. Разоружение (не уточнялось, на какую из сторон этот пункт распространяется).

7. Создание в структуре МВД подразделений для осуществления совместного патрулирования.

8. Освобождение незаконно удерживаемых административных зданий в Донецкой и Луганской областях.

9. Возобновление деятельности местных органов власти.

10. Обновление центрального теле- и радиовещания в Донецкой и Луганской областях.

11. Шаги по "децентрализации власти" (путем избрания исполкомов, защита русского языка, проект изменения в конституцию).

12. Согласование губернаторов до выборов с представителями Донбасса. (В документе была сделана оговорка, что данный пункт будет соблюдаться только при наличии единой кандидатуры. В случае возникновения разногласий по кандидатурам президент оставляет за собой последнее слово).

13. Согласие на проведение на Украине досрочных местных и парламентских выборов.

14. Разработка программы создания рабочих мест на востоке Украины.

15. Восстановление объектов промышленности и социальной инфраструктуры, пострадавших за время кризиса в стране.

План был опубликован на сайте президента Украины и, таким образом, вступил в силу. Кроме того, 20 июня в 23:00 мск вступил в силу указ президента Порошенко об одностороннем прекращении огня на востоке Украины.

Глава государства также заявлял и об альтернативном "плане Б", который он обещал ввести в действие в случае нарушения перемирия.

Срыв перемирия

О том, что объявленный режим прекращения огня нарушается, неоднократно заявляли и представители провозглашенных Луганской и Донецкой народных республик, и власти в Киеве.

Уже 1 июня президент Украины Петр Порошенко объявил об остановке действия режима прекращения огня на юго-востоке страны. Ответственность за срыв перемирия глава государства возложил на руководство ополченцев, которое, по его мнению, продемонстрировало "нежелание поддерживать мирный план в целом и прекращение огня в частности".

"Вооруженные силы, национальная гвардия, государственная пограничная служба, служба безопасности получили соответствующие приказы. В реализации поставленных сегодня задач по защите территориальной целостности они больше не ограничены режимом прекращения огня", - подчеркнул Порошенко. "Мы будем наступать и будем освобождать нашу землю", - заявил он.

Поделиться:

План Путина

3 сентября 2014 года

Президент РФ Владимир Путин во время визита в Монголию, 3 сентября 2014 года
© ИТАР-ТАСС/Алексей Никольский

3 сентября 2014 года президент России Владимир Путин предложил план урегулирования украинского кризиса. "В целях прекращения кровопролития и стабилизации обстановки на юго-востоке Украины считаю, что противоборствующие стороны должны незамедлительно согласовать и скоординированно осуществить следующие действия", - отметил глава государства. 

1. Прекратить активные наступательные операции вооруженных сил, вооруженных формирований, ополчения юго-востока Украины на донецком и луганском направлениях.

2. Отвести вооруженные подразделения силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня.

3. Предусмотреть осуществление полноценного и объективного международного контроля за соблюдением условий прекращения огня и мониторингом обстановки в создаваемой таким образом зоне безопасности.

4. Исключить применение боевой авиации против мирных граждан и населенных пунктов в зоне конфликта.

5. Организовать обмен насильственно удерживаемых лиц по формуле "всех на всех" без каких-либо предварительных условий.

6. Открыть гуманитарные коридоры для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов в города и другие населенные пункты Донбасса - Донецкую и Луганскую области.

7. Обеспечить возможность направления в пострадавшие населенные пункты Донбасса ремонтных бригад для восстановления разрушенных объектов социальной и жизнеобеспечивающей инфраструктуры, оказания помощи им в подготовке к зиме.

Поделиться:

Минские соглашения

5 сентября 2014 года

Экс-президент Украины Леонид Кучма, глава ДНР Александр Захарченко, официальный представитель действующего председателя ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации на Украине Адельхейд Тальявини, посол России в Киеве Михаил Зурабов и глава ЛНР Игорь Плотницкий (слева направо), 5 сентября 2014 года
© ТАСС/EPA/VITALY ZALESSKY

5 сентября 2014 года на заседании контактной группы в Минске был принят план мирного урегулирования ситуации на Украине, состоящий из 12 пунктов.

Почти сразу же после этого стало известно, что президент Украины Петр Порошенко отдал приказ о прекращении огня с 18:00 по местному времени (19:00 мск) 5 сентября. Представители ополчения также сообщили, что боевые действия на территории Донецкой и Луганской народных республик приостановлены.

Кремль приветствовал достигнутые договоренности и выразил надежду на их четкое выполнение сторонами. "В администрации президента РФ приветствуют подписание в Минске протокола по итогам консультаций контактной группы по реализации инициатив президентов РФ Владимира Путина и Украины Петра Порошенко", - сообщил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.

"В Москве выражают надежду на то, что все положения документа и достигнутые договоренности будут тщательно выполняться сторонами, а также на продолжение переговорного процесса для полного урегулирования кризиса на Украине", - добавил Песков.

В чем заключаются минские соглашения

В первом пункте достигнутых договоренностей была отмечена необходимость обеспечить незамедлительное двустороннее прекращение применения оружия. Ответственность за соблюдение сторонами конфликта данного пункта была возложена на ОБСЕ.

Представители этой организации также обязались обеспечить постоянно действующий мониторинг на украинско-российской госгранице с созданием зоны безопасности в приграничных районах.

Согласно принятому протоколу, стороны признали необходимость безотлагательного освобождения всех заложников и незаконно удерживаемых лиц, а Киев обязался принять закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями на востоке Украины.

В документ также был включен пункт, касающийся вывода "незаконных вооруженных формирований, военной техники, боевиков и наемников с территории Украины".

Отдельно было прописано обязательство киевских властей провести децентрализацию власти, в том числе путем принятия закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". В соответствии с этим документом Киев обязался обеспечить проведение досрочных местных выборов.

Стороны договорились о необходимости принятия мер "по улучшению гуманитарной ситуации в Донбассе", а также "программы экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона".

В заключительном пункте протокола было сказано о предоставлении гарантий личной безопасности всем участникам консультаций контактной группы.

Минские соглашения. Досье

Минские соглашения: реакция в России и мире

Меморандум по осуществлению режима прекращения огня

20 сентября 2014 года в Минске после продолжавшихся семь часов переговоров члены контактной группы по Украине подписали меморандум по осуществлению режима прекращения огня, принципиальная договоренность о котором была достигнута на аналогичной встрече в белорусской столице 5 сентября.

Один из участников контактной группы, экс-президент Украины Леонид Кучма сообщил, что стороны прежде всего согласились с тезисом о том, что "прекращение применения оружия считается общим".

На этой основе они решили "оставить подразделения и воинские формирования сторон на позициях, которые они занимали по состоянию на 19 сентября, а также запретить применение всех видов оружия и ведение наступательных боевых действий".

"Меморандум предусматривает также отвод средств поражения калибром свыше 100 мм на расстояние не менее 15 километров с каждой стороны и запрет на размещение тяжелого вооружения и военной техники в районе населенных пунктов", - сообщил Кучма.

Кроме того, в документе говорилось о "запрете на установку новых минно-взрывных заграждений, запрете на применение полетов боевой авиации, в том числе беспилотных комплексов за исключением аппаратов ОБСЕ".

Задача следить за выполнением достигнутых договоренностей была возложена на ОБСЕ. Кучма также сообщил, что в Минске принято решение "о развертывании в зоне прекращения применения огня миссии ОБСЕ в течение суток и выводе всех иностранных воинских формирований с каждой из сторон при мониторинге опять же со стороны ОБСЕ".

Поделиться:

Договоренности "нормандской четверки"

12 февраля 2015 года

© Виктор Драчев/ТАСС

Комплекс мер по выполнению минских соглашений 

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У"):

- для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;

- для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.

Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.

Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех". Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

9.  Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины  и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях  и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

11. Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года. (См. примечание)

12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.

Примечание:

Такие меры в соответствии с Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" включают следующее:

- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- право на языковое самоопределение;

- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;

- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

Декларация в поддержку процесса украинского урегулирования

"Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Украины Петр Порошенко, Президент Французской Республики Франсуа Олланд и Канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель подтверждают полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины. Они твердо убеждены в безальтернативности исключительно мирного урегулирования. Они всецело готовы предпринять любые возможные меры как по отдельности, так и совместно в этих целях.

В этом контексте лидеры одобряют Комплекс мер по выполнению минских соглашений, принятый и подписанный в Минске 12 февраля 2015 года всеми, кто также подписал минский протокол от 5 сентября 2014 года и минский меморандум от 19 сентября 2014 года. Лидеры будут вносить вклад в этот процесс и использовать свое влияние на соответствующие стороны, чтобы способствовать выполнению этого Комплекса мер.

Германия и Франция окажут техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в затронутых конфликтом районах, возможно, путем создания международного механизма для содействия осуществлению социальных выплат.

Лидеры разделяют убеждение в том, что укрепление сотрудничества между Европейским Союзом, Украиной и Россией будет способствовать урегулированию данного кризиса. В этих целях они поддерживают продолжение трехсторонних переговоров между Европейским Союзом, Украиной и Россией по вопросам энергетики с тем, чтобы осуществить шаги в развитие "зимнего газового пакета".

Они также поддерживают трехсторонние переговоры между Европейским Союзом, Украиной и Россией в целях выработки практического решения вопросов, вызывающих обеспокоенность России, в связи с выполнением Соглашения о Глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом.

Лидеры по-прежнему привержены идее создания общего гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана на основе полного уважения международного права и принципов ОБСЕ.

Лидеры будут и впредь привержены выполнению минских соглашений. С этой целью они договорились о создании контрольного механизма в "нормандском формате", который будет проводить встречи с регулярной периодичностью, как правило, на уровне старших должностных лиц, представляющих министерства иностранных дел".

Поделиться:

Год "Минску-2"

Предварительные итоги реализации комплекса мер по выполнению минских соглашений

Владимир Путин, Франсуа Олланд, Петр Порошенко и Ангела Меркель
© AP Photo/Sergei Grits

12 февраля 2016 года исполнился год с момента подписания лидерами стран "нормандской четверкой" (президент РФ Владимир Путин, президент Украины Петр Порошенко, президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель) в столице Белоруссии комплекса мер по выполнению минских соглашений по урегулированию ситуации на Украине.

Вопросами по реализации комплекса мер занимаются контактная группа, а также созданные в ее рамках четыре подгруппы (по безопасности, гуманитарная, экономическая, политическая).

 

Отвод вооружений

  • За прошедшее время главным достижением стало прекращение полномасштабных боевых действий, хотя отдельные нарушения режима прекращения огня ещё случаются.
  • Вместе с тем стороны, в соответствии с требованиями комплекса мер, в основном отвели от линии разделения тяжелое вооружение, а также подписали новый документ и осуществили отвод вооружения калибра до 100 мм. Значительно сократились масштабы разрушений в Донецке и других населенных пунктах региона, резко снизилось число жертв, в первую очередь среди мирных жителей. Правда, проблемы с верификацией отвода наблюдателями ОБСЕ остаются до сих пор.

 

Обмен пленными

  • Одним из требований комплекса мер было "полное освобождение и обмен (самое позднее на пятый день после отвода вооружений) всех пленных по принципу "всех на всех". Эта работа так и не была завершена. Как сообщил спецпредставитель Украины в контактной группе по урегулированию конфликта в Донбассе Виктор Медведчук, с декабря 2014 года ДНР и ЛНР освободили 392 человека. "За этот же период мы освободили намного меньшее число лиц, удерживаемых Украиной", - признал представитель Киева.

 

Разминирование

  • В конце 2015 года сторонам удалось согласовать график разминирования территории Донбасса, было выделено 12 приоритетных участков. К настоящему времени завершено разминирование в районе водоканала Северский Донец-Донбасс - единственного источника питьевой воды для жителей ДНР, и на водоканале проводятся ремонтные работы. Еще на двух участках, на которых расположены энергетические объекты, разминирование продолжается.

 

Экономические и гуманитарные вопросы

  • Стороны с переменных успехом согласовывают вопросы доставки в регион гуманитарной помощи, восстановления инфраструктуры, попытки возобновить в регионе действие украинской банковской системы.
  • Особое внимание в рамках гуманитарной повестки уделяется открытию дополнительных пунктов пропуска на линии соприкосновения сторон. За год открыты несколько КПП в Донецкой области. 

 

Политическая повестка

  • Основной причиной пробуксовки в мирных переговорах сторон на протяжении всего года было нежелание Киева идти на диалог с Донбассом по вопросам политической повестки. Некоторого прогресса в этой сфере удавалось достичь лишь благодаря контактам "нормандской четверки".
  • Переговоры по телефону руководителей четырех стран 30 апреля 2015 года положили начало политической стадии реализации минских соглашений. В результате в мае в рамках контактной группы появилась политическая подгруппа, впервые на постоянной основе приступившая к обсуждению амнистии и статуса Донбасса, а Киев летом вынужден был начать реализацию реформы по децентрализации. Тем не менее, до сих пор с ДНР и ЛНР не согласованы поправки в конституцию Украины и не приняты законы о местных выборах и амнистии.
  • Задачи контактной группы на 2016 год, были сформулированы президентом Путиным, Меркель, Олландом и Порошенко во время телефонного разговора, состоявшегося 30 декабря. Как подчеркнули в Кремле, "нормандская четверка" договорилась продлить на 2016 год срок действия минских соглашений и отметила "важность дальнейшей работы контактной группы в целях полной и всеобъемлющей реализации минского комплекса мер".
  • Лидеры "четверки" определили и довольно сжатые сроки в решении этой задачи: до конца января 2016 года завершить подготовку закона о выборах, а сами выборы провести в первой половине 2016 года.

 

 

Поделиться: