Все новости
Проблемы иностранных концернов в России

Как пережить спад продаж. Тактика автоконцернов на российском рынке

Завод Volkswagen в Калуге
© ИТАР-ТАСС/EPA
О том, какие решения принимают автоконцерны в условиях экономической нестабильности на российском рынке, читайте в специальном материале ТАСС

23 марта концерн Volkswagen сообщил о том, что предложит части коллектива завода в Калуге уволиться по собственному желанию.

Производственная мощность завода в Калуге составляет 225 тысяч автомобилей в год. На площадке с 2009 года производится методом мелкоузловой сборки Skoda Fabia и Volkswagen Tiguan, Polo седан, запущено производство Skoda Rapid. Завод также собирает методом крупноузловой сборки автомобили Volkswagen Touareg и Volkswagen Multivan, а также автомобили Audi A6, A7, A8 и Q5, Q7. 

Ранее 12 марта генеральный директор концерна Мартин Винтеркорн признал, что в России стало труднее продавать автомобили из-за падения курса рубля.

Продажи концерна в России в январе 2015 года упали более чем на 16% по сравнению январем 2014 года и составили 13 тыс. 339 автомобилей.

18 марта корпорация General Motors полностью прекратила поставки и продажи Opel и всех массовых моделей бренда Chevrolet на российском рынке. Также, принято решение о консервации завода GM в Санкт-Петербурге.

О том, какие решения принимают автоконцерны в условиях экономической нестабильности на российском рынке, читайте в специальном материале ТАСС.

Кризис в автопроме: снижение спроса и спад продаж

Honda, Mazda, Peugeot Citroen: модельный ряд сократится

Nissan, Toyota, Mitsubishi: доверие к российскому рынку сохраняется

Ford, Renault, Volvo: стратегические планы без изменений

Hyundai, Toyota и Nissan: мощности в Санкт-Петербурге будут развиваться

Глубина спада зависит от цены на нефть

Кризис в автопроме: снижение спроса и спад продаж

Общая экономическая нестабильность и падение курса рубля привели к снижению спроса на автомобили в России. Продажи авто по итогам 2014 года упали на 10,3% в годовом выражении и составили 2,49 млн единиц, говорится в отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

"Многие марки автомобилей сейчас на грани ухода с рынка, их продажи упали на 70-80% по сравнению с февралем прошлого года - для бизнеса это катастрофа", - указал 12 марта президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Владимир Моженков. В частности, он считает, что дилерская сеть Ford в России, насчитывающая около 140 центров, "на грани разорения".

По оценкам Моженкова, продажи автомобилей в России в этом году могут снизиться до 1,5 млн штук. По его словам, это уровень 2009 года, и если прогноз оправдается, в стране закроется примерно 1 тыс. дилерских предприятий по причине низкого покупательского спроса. 

В прошлом году, по его данным, закрылось 311 дилерских предприятий.

"Мы делаем все возможное, чтобы затормозить падение", - сказал он. В частности, в правительстве сейчас рассматриваются предложения ассоциации дилеров о продлении программы утилизации автомобилей на год и льготном кредитовании. По расчетам РОАД, программа утилизации в течение года может увеличить продажи на полмиллиона, льготное кредитование принесет дополнительные продажи в объеме 200 тыс. автомобилей.

По оценкам президента РОАД Моженкова, продажи автомобилей в России в этом году могут снизиться до 1,5 млн штук. По его словам, это уровень 2009 года, и если прогноз оправдается, в стране закроется примерно 1 тыс. дилерских предприятий по причине низкого покупательского спроса. В прошлом году, по его данным, закрылось 311 дилерских предприятий.

Honda, Mazda, Peugeot Citroen: модельный ряд сократится

Реагируя на кризисную ситуацию, ряд иностранных автопроизводителей  еще в 2014 году объявил о прекращении поставок, сворачивании или уменьшении производства в России.

Некоторые из компаний уменьшили ассортимент продаваемых в России моделей, оставив только те, на которые наблюдался наиболее устойчивый спрос. 

"Богдан"

В апреле 2014 г. Черкасский автомобильный завод  (Украина) объявил о прекращении поставок в Россию автомобилей "Богдан", созданных на базе ВАЗ-2110. Причиной стало не падение продаж, а окончание срока соглашения с АвтоВАЗом, позволявшего реализовывать машины "Богдан" в России. 

ZAZ

5 июля 2014 г. Запорожский автозавод (Украина) объявил об уходе с российского рынка, к тому времени из-за низкого спроса поставки автомобилей уже фактически были прекращены. 

Dodge (входит в Chrysler Group)

В августе 2014 г. в Россию были полностью прекращены поставки автомобилей этой марки. На тот момент единственной продаваемой моделью были минивэны Journey. С начала года в России удалось продать лишь 26 новых автомобилей Dodge. 

Skoda

В августе 2014 г. чешский автопроизводитель объявил о прекращении производства в России линейки Fabia. 7 февраля стало известно, что в России прекращаются поставки хетчбэков Fabia и компактвэнов Roomster. 

SEAT (входит в концерн Volkswagen)

17 ноября 2014 г. стало известно, что испанский автопроизводитель решил с 1 января 2015 г. прекратить поставку автомобилей в Россию (таким образом, закончилась неудачей четвертая попытка компании закрепиться на российском рынке). 

Peugeot Citroen

В начале февраля 2015 г. французский концерн объявил о прекращении продаж в России автомобилей Citroen DS5 и Peugeot RCZ.

Volvo

7 февраля 2015 г. компания Volvo объявила о бессрочной остановке сборки грузовиков на заводе Калуге и увольнении 30% сотрудников. При этом поставки грузовых автомобилей этой марки планировалось продолжить с заводов Швеции, Бельгии и Франции.

Honda

В феврале-марте 2015 г. японский автопроизводитель объявил о прекращении поставок в Россию моделей Civic-хетчбэк и Crosstour.

Mazda

10 марта 2015 г. стало известно, что японский производитель автомобилей прекратил поставки модели Mazda 3. При этом продажи более дорогой модели, Mazda 5, было решено продолжить.

Audi

12 марта 2015 г. немецкий производитель объявил о прекращении сборки на заводе Volkswagen в Калуге моделей Q5, Q7 и A7. Таким образом, ассортимент собираемых в России моделей Audi был сокращен в два раза. 

"General Motors"

18 марта американский концерн "General Motors" объявил о существенном пересмотре планов на российском рынке и отказался практически от всех своих производственных площадок: объявил о закрытии завода в Санкт-Петербурге, остановил контрактную сборку на мощностях Калининградского "Автотора" и Нижегородского ГАЗа и оставил только СП с "АВТОВАЗом" - "GM-Avtovaz". Также компания объявила о снятии с российского рынка бренда "Opel" и всех массовых моделей бренда "Chevrolet", сохранив на рынке только премиальные модели последнего, а также бренд "Cadillac".

Nissan, Toyota, Mitsubishi: доверие к российскому рынку сохраняется

Вместе с тем, японские автомобилестроительные корпорации не намерены закрывать свои предприятия в России, хотя объем выпуска на них в некоторых случаях может меняться в зависимости от ситуации на рынке. Об этом сообщили ТАСС представители компаний, имеющих свои сборочные заводы на территории РФ.

"Сейчас ситуация в экономике России сложная, однако наша корпорация смотрит на нее с позиций долгосрочного бизнеса, - заявил представитель отдела глобальных коммуникаций Nissan Motor Co . - Мы сделали обширные инвестиции и считаем, что перспективы имеются. К тому же к нам поступает информация о том, что российским клиентам нравятся автомобили "Nissan". Так что планов закрывать производство или сокращать его у нас не имеется".

В пресс-службе Toyota Motor Corp. также подтвердили, что какой-либо информацией об изменении планов выпуска продукции в России они не располагают. 

"Наши мощности в России закрываться не будут, - сообщили ТАСС в штаб-квартире корпорации Mazda Motor Corp. - Объемы выпуска могут корректироваться в зависимости от спроса, однако это обычная практика. Она не связана с какими-то особенностями нынешней ситуации в России".

В Mitsubishi Motors Corp. ТАСС сообщили, что "планов ликвидации предприятия в России нет". "В 2014 финансовом году у нас несколько упал объем продаж, ситуация со сбытом тяжелая, сказывается изменение курсов валют. Однако в средне- и долгосрочной перспективе Россия остается важным рынком, и в такой оценке у нас нет изменений. Немыслимо тут же уходить из России только из-за валютных колебаний или перемен с объемами продаж", - считают в компании.

Ford, Renault, Volvo: стратегические планы без изменений

В Renault отметили, что компания "по-прежнему верит в российский рынок и считает его стратегическим" и не меняет своих планов развития в России.

Российский автомобильный рынок остается важным и для присутствия концерна FIAT, который в начале прошлого года после слияния с американским Chrysler стал называться Fiat Chrysler Automobiles.

Как корр. ТАСС указали в итальянском офисе компании, на настоящий момент вся продукция концерна в РФ экспортируется.

"У нас нет регионального производства в России. Все автомобили, среди которых марки Alfa romeo, Jeep, а также линии FIAT-Professional мы импортируем. И пока нет планов открывать производственные линейки в России. Но российский рынок для нас очень важен, и мы будем сохранять свое присутствие", - сказал собеседник агентства.

В Ford ТАСС сказали, что компания продолжает работать по плану с учетом запусков новых моделей, а также завода двигателей.

Ранее, в марте стало известно, что американский автопроизводитель снижает цены на модели Ford Focus, Ford Mondeo, Ford EcoSport, Ford Kuga и Ford Explorer в России до 31 марта, сообщила компания.

Производитель работает совместно с российским производителем Sollers. СП Ford Sollers владеет в России тремя производственными площадками: кроме Всеволожска, это Набережные Челны и Елабуга, на территории Особой экономической зоны "Алабуга" (Татарстан).

В 2015 году СП планирует начать производство новых модификаций Ford Focus и Ford Mondeo во Всеволожске. Завод в Елабуге производит Ford Transit, Ford Tourneo Custom, Ford Edge, Ford S-MAX и Ford Galaxy.

С 2013 года началось производство автомобилей Ford Explorer и Ford Kuga по технологии полного цикла. Завод в Набережных Челнах запустил в 2014 году производство Ford EcoSport. Только в 2014-2015 годах инвестиции СП составят около $900 млн.

Шведский автопроизводитель Volvo, также, подчеркнул, что Россия остается важным для Volvo  рынком. Объем продаж здесь, как надеются в компании, по- прежнему будет находиться на уровне 10-15 тысяч автомобилей в год. В прошлом году несмотря на экономический спад в России дилеры Volvo  реализовали 15 421 новых автомобилей, что на 2,7% больше, чем в 2013 году.

Hyundai, Toyota и Nissan: мощности в Санкт-Петербурге будут развиваться

Hyundai, Toyota и Nissan подтверждают планы по развитию своих заводов в Санкт-Петербурге, сообщили в пресс-службах российских подразделений автоконцернов. Вместе с тем, четвертый автозавод - General Motors - прекратил производство полного цикла Chevrolet Cruze и Opel Astra.

"Все в обычном режиме. Изменений по планам нет", - сообщили в пресс-службе Hyundai Motor CIS.

На данный момент завод в Петербурге выпускает модели Hyundai Solaris и Kia Rio. У компании достаточно высокий уровень локализации (46%), а производство автомобилей в Петербурге - полного цикла, включая штамповку кузовных элементов. Всего на предприятии занято более 2,2 тыс. человек. В 2016 году на заводе планируется начать сборку нового компактного кроссовера.

Объем производства в 2014 году составил около 230 тыс автомобилей. Из общего объема производства экспортируется около 11% - в Казахстан, Белоруссию и Азербайджан. В начале февраля гендиректор "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" Чой Донг Ель сообщил, что автоконцерн изучает возможное расширение экспорта автомобилей петербургской сборки за пределы СНГ.

Toyota также подтвердила планы по расширению мощности завода в Петербурге. "Планы развития предприятия остаются неизменными: к концу 2015 года проектная производственная мощность завода будет увеличена с текущих 50 тыс. до 100 тыс. автомобилей в год, в 2016 году на предприятии начнется производство второй модели - автомобиля Toyota RAV4", - сообщили в пресс-службе филиала "Тойота Мотор" в Санкт- Петербурге.

В компании отметили, что завод работает в обычном режиме. "Сокращений и остановок производства не планируется", - сказала собеседница агентства.

Nissan подтверждает планы относительно развития завода в Петербурге. "Все остается, как и было заявлено раньше", - сказали в пресс-службе российского подразделения автоконцерна.

До конца 2015 года планируется запустить в производство кроссовер Qashqai. Ранее гендиректор "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" Дмитрий Михайлов сообщал, что в компании изучают возможность начала экспорта легковушек петербургской сборки в страны Скандинавии и Восточной Европы.

На данный момент работа завода приостановлена, конвейер запустят 1 апреля. В компании объясняют двухнедельный перерыв тем, из-за снижения спроса минимизируют издержки, и с февраля предприятие перевели на меньшую производительность. Будут ли еще приостановки производства, пока не сообщается.

В декабре 2014 года на заводе в Петербурге была открыта вторая очередь, которая удвоила его мощности до 100 тыс. автомобилей в год, тогда же началась сборка нового поколения внедорожника X-Trail. В настоящее время предприятие выпускает четыре модели (X-Trail, Teana, Murano и Pathfinder). На нем трудятся 2,2 тыс. сотрудников. По итогам 2014 года завод выпустил около 31,6 тыс. автомобилей.

Глубина спада зависит от цены на нефть

Российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в 2015 году ждет третий год кризиса, особенно сложным будет начало года, предупреждают в АЕБ.

По оценке Ассоциации, рынок просядет на 24%. Итоги февраля 2015 года свидетельствуют о падении продаж на 38% -  в России было продано 128 тыс. новых легковых автомобилей.

Во второй половине года АЕБ ожидает улучшение ситуации и итоговые продажи на уровне 1,89 млн автомобилей. Эксперты и участники рынка не исключают, что прогноз 24-процентного падения будет превышен, но и не ожидают двукратного обвала, как это было в 2009 году.

Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер не нашел ни одной причины надеяться на положительную динамику в текущем году. "Мы находимся в кризисе, это факт. Вопрос только в том, насколько он будет глубоким и насколько он будет продолжительным", - сказал он.

"Если смотреть на этот прогноз с исторической перспективе, то можно сказать, что 2015 год находится на уровне не лучших 2006 года или 2010 года. 24% - это, конечно, большой спад, но менее драматичный, чем спад, который мы видели в 2009 году, тогда был обвал продаж", - добавил Шрайбер.

Именно 2009 год был худшим для современного российского автопрома, тогда рынок упал на 49%, до 1,46 млн единиц. В 2015 году некоторые производители прогнозируют падение больше 25%, но, по словам представителя АЕБ, обвала, как в 2009 году, рынок не ожидает.

Опрошенные ТАСС аналитики и участники рынка соглашаются с оценкой снижения рынка, данной АЕБ.

"В целом 24% год к году - это вполне обоснованный прогноз", - говорит аналитик RMG Андрей Третельников. Руководитель Skoda в России Любомир Найман отметил, что компания согласна с прогнозом АЕБ. Сама марка готовится к снижению продаж в РФ, но хочет "делать это не так стремительно, как рынок", подчеркнул топ-менеджер. В Renault также поддерживают прогноз АЕБ, в Toyote и Nissan воздержались от оценки.

"Прогноз АЕБ в целом соответствует нашим ожиданиям, но все будет зависеть от цены на нефть и, соответственно, курса рубля в течение следующих нескольких месяцев", - подчеркнул глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович.

"Существует множество прогнозов - от 2 млн до 1,5 млн (автомобилей в год. - ТАСС), и, возможно, результаты будут в пределах этой вилки. Все будет зависеть от политических и экономических событий. Точно сказать, что будет дальше, нереально", - говорит управляющий директор Kia Motor Rus Артем Гусаров.

"С высокой степенью вероятности можно говорить, что первый квартал будет провальным", - утверждает аналитик Газпромбанка Кирилл Никода.

"2015 год, особенно первая его половина, будет для авторынка очень непростым. Удержать рынок от резкого обвала может только взвешенная политика автопроизводителей, а также меры стимулирования отрасли со стороны правительства", - говорит Алексей Шапкин, директор дилерского центра "Audi Центр Север" автодилера "Рольф".

Материал подготовлен при участии Справочного отдела ТАСС