26 февраля 2020, 13:15,
обновлено 28 февраля 2020, 10:30
Статья
Пандемия COVID-19

Спойлер — очень

AP Photo/ Vincent Yu

Коронавирус 2019-nCoV продолжает распространяться по миру. И чем быстрее он это делает, тем сильнее пугает инвесторов. Паника пришла на рынки в понедельник, 24 февраля, и осталась на всю неделю. В четверг, 27 февраля, американский рынок закрылся с худшими результатами за десятилетие, пишет агентство Bloomberg. Так, промышленный индекс Dow Jones, потерявший за неделю 8,15%, упал еще на 4,42%, такое же снижение пережили S&P 500 (-4,42%) и Nasdaq (-4,61%). 

Панические настроения давят на биржи

Российский рынок тоже не отставал. Индекс Мосбиржи в четверг опустился на 3,37%, а индекс РТС упал на 5,13%. На открытии в пятницу, 28 февраля, они обвалились еще на 3,8–4,7%. Сильнее российские индексы падали только в апреле 2018 года, когда американские власти ввели антироссийские санкции. Ограничения коснулись семерых российских предпринимателей, 14 подконтрольных им компаний и 17 чиновников. Тогда за день индекс Мосбиржи упал на 8,34%, а индекс РТС — на 11,44%.

Рубль, в свою очередь, с начала недели потерял к доллару 3,07%, и перед выходными американская валюта продолжила укрепляться. Фактором снижения выступает обвал цен на нефть, а также общее нежелание трейдеров рисковать, из-за чего они переносят капиталы в защитные активы — доллар, золото и американские облигации, объяснил руководитель аналитического департамента компании AMarkets Артем Деев. Коронавирус, конечно, "король" новостных заголовков, но кроме него на отечественную валюту на этой неделе повлияли еще и возобновившиеся заявления о санкциях. Так, американские власти предложили против России новые рестрикции за вмешательство в президентские выборы 2020 года, а также ввели санкции против 13 физических и юридических лиц Китая, Ирака, России и Турции за несоблюдение американского закона о нераспространении оружия массового уничтожения (ОМУ) в отношении Ирана, КНДР и Сирии.

Нефть марки Brent за неделю с пятницы, 21 февраля, потеряла в цене 12,02%, и на торгах ее стоимость опустилась ниже $50 за баррель — впервые с июля 2017 года. На котировки закономерно давят опасения инвесторов, что снижение мировой экономики, которое провоцирует вирус, подорвет и спрос на сырье. Эти страхи будут влиять на рынок как минимум до заседания ОПЕК+, которое запланировано на 6 марта. Впрочем, Артем Деев усомнился, что страны смогут договориться о дополнительном сокращении добычи на 600 тыс. баррелей в сутки, так как Россия изначально эту идею не поддержала. А если результаты этой встречи не оправдают ожидания инвесторов, то стоимость Brent может закрепиться ниже $50, считают опрошенные ТАСС эксперты.

"Защитное" золото, в свою очередь, только с начала февраля подорожало на 4,07%. Эксперт "БКС Экспресс" Дмитрий Пучкарев уточнил, что стоимость золота растет на фоне ожиданий реакции мировых ЦБ на угрозу коронавируса.

Как менялась цена на нефть марки Brent

Чем вирус грозит мировой экономике

В начале текущей недели стало ясно — рынки недооценивали риски и зря рассчитывали, что пик эпидемии пройден, считают аналитики инвестиционной компании ITI Capital. Сейчас наступила активная фаза распространения вируса за пределами Китая, так что паника еще продержится какое-то время, уверены они. А заявления представителей Центра по контролю и профилактике заболеваний США о необходимости подготовиться к возможной вспышке в стране или ВОЗ о потенциале пандемии только подпитывают негатив инвесторов.

"Вирусные" опасения берут верх над их жадностью, отметил главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович. По его словам, рыночная паника еще не достигла своего апогея, но когда это случится, обвал фондовых рынков может достигать 15–20%, а курс рубля на этом фоне грозит опуститься до уровней около 70 рублей за доллар.

И чем дольше ситуация с вирусом остается острой, тем дороже она обходится. Так, если нынешнее положение дел продолжит усугубляться в основном в Азиатском регионе, то это может снизить объем общемирового ВВП на $400 млрд (около 0,5%), подсчитали аналитики компании Oxford Economics. А вот если вспышку признают глобальной пандемией, то потери могут вырасти до $1,1 трлн. Международный валютный фонд считает, что коронавирус сократит прогноз мировой экономики в 3,3% в 2020 году только на 0,1 процентного пункта. Но это базовый сценарий — кроме него фонд рассматривает и более тяжелые варианты развития ситуации. Всемирный банк, в свою очередь, еще в октябре прошлого года — до вспышки 2019-nCoV — писал, что сильная пандемия может сократить мировой ВВП на 1% по самым консервативным прогнозам. Bank of America предрекает самый слабый год со времен финансового кризиса в 2008–2009 годах — он снизил ожидания по росту мировой экономики до 2,8%.

ВОЗ признает, что у нынешней вспышки пока есть потенциал стать пандемией, и готова помочь всем странам подготовиться к борьбе с ней.

Арина Раксина