Матыцин: с массовостью футбола в России все хорошо, но мастерства хотелось бы больше
Чемпионат Европы по футболу стартовал 11 июня, игры турнира принимают Амстердам, Баку, Будапешт, Бухарест, Глазго, Копенгаген, Лондон, Мюнхен, Рим, Севилья и российский Санкт-Петербург. Министр спорта России Олег Матыцин в интервью ТАСС рассказал о подготовке страны к главному футбольному турниру года и затратах на его проведение, впечатлениях от атмосферы российской части Евро и об ожиданиях относительно национальной сборной.
— Олег Васильевич, как вам первый отрезок Евро? По эмоциям — сопоставимо с тем, что мы переживали три года назад на чемпионате мира?
— Наверное, да, сопоставимо. Но подготовка к этим турнирам была разная — Евро перенесли в связи со сложной ковидной ситуацией, и оргкомитет чемпионата сталкивался, да и продолжает сталкиваться с вызовами. Из последних — решение о проведении в нашей стране еще трех дополнительных матчей. Это и определенная нагрузка, но и знак доверия со стороны УЕФА, понимание того, что Россия способна в этих непростых условия обеспечить организацию игр и с точки зрения логистики, и с точки зрения безопасности зрителей.
Сегодня немногие страны могут обеспечить 50-процентную заполняемость стадионов, а по количеству игр чемпионата мы вторые после Великобритании. Высокий уровень готовности наших стадионов, работа на правительственном уровне, поддержка региональных властей — все это позволяет правильно решать поставленные задачи. Если говорить об атмосфере, то она та же, что и три года назад, — атмосфера праздника, единения, торжества спортивных принципов, сопереживания друг за друга, независимо от национальной принадлежности. Мы все видели, как весь мир объединился в тот момент, когда случилась беда с Эриксеном, как его поддерживали и продолжают поддерживать, понимая, что он — часть общеспортивной семьи.
В этих эмоциях лично я бы отметил чувство дополнительной ответственности — все находятся под фокусом внимания, ведь в дни чемпионата стала негативно развиваться ситуация с распространением коронавируса. Но за счет того, что нами уже наработан опыт, регламенты, работа продолжается в плановом режиме. Оргкомитет, власти Санкт-Петербурга и других городов, где расположены фан-зоны, открыто, спокойно и профессионально принимают меры.
Мы всегда это говорили, а сейчас повторяем все чаще и чаще, что главное — здоровье. Здоровье спортсменов, тренеров, зрителей. Поэтому, с одной стороны, важно понимание жесткого контроля со стороны служб безопасности и Роспотребнадзора. С другой стороны, нужно сохранить праздник для людей, ведь все заждались крупных открытых турниров. И Питер в эти дни гостеприимен, он прекрасен своими белыми ночами, вся инфраструктура направлена на то, чтобы подарить праздник болельщикам. И хотя доступ на стадионы ограничен, на сегодняшний день в системе Fan ID зарегистрировано более 118 тыс. болельщиков, из которых 80 тыс. российских, около 10 тыс. — из Финляндии, чуть меньше из Польши и из других стран.
Конечно, нагрузка большая, но в оргкомитете Евро работает профессиональная команда. Их работе помогают очень дружелюбные, профессиональные волонтеры. И, возвращаясь к эмоциям, могу сказать — это та же гордость за страну, что и три года назад, и уверенность в том, что мы с этой задачей должны справиться.
— Есть ли вопросы к нашему оргкомитету со стороны УЕФА? Как оценивается процесс организации Евро в России?
— Президент УЕФА Чеферин на матче с Финляндией заявил, что никаких замечаний нет, процесс организации в полной мере соответствует требованиям УЕФА. Особенно была подчеркнута признательность руководству Санкт-Петербурга и оргкомитета Евро за то, что в это непростое время создаются максимально комфортные условия для спортсменов, тренеров, персонала, болельщиков — и российских, и иностранных.
Оргкомитет работает очень слаженно, профессионально, и мы, как часть большого координационного совета, который возглавляет Дмитрий Чернышенко, постоянно находимся на связи с Алексеем Леонидовичем (Сорокиным), губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым, главой Роспотребнадзора Анной Поповой. Если возникают какие-то сложные ситуации, то решения находятся очень оперативно.
— Что можно сказать о посещаемости, она несколько ниже, чем планировалось?
— Изначально планировалось такое количество зрителей — до 50% заполняемости стадионов. На матче с Бельгией, например, было больше 26 тыс. болельщиков, на матче Россия — Финляндия — порядка 24,5 тыс., матч Польша — Словакия посетили более 13 тыс. Возможно, со стороны иностранных болельщиков есть определенные сомнения в поездке в связи с ограничительными мерами. Но нельзя говорить, что посещаемость намного ниже, чем ожидалось.
Санкт-Петербург живет этим праздником, доступ на стадионы осуществляется очень оперативно. Мы с вице-губернатором Санкт-Петербурга Борисом Пиотровским специально дважды проходили этот путь без ВИП-коридоров, через всю систему досмотра. Все очень вежливо, оперативно, поэтому никаких опасений, что этот момент как-то ограничит посещение стадиона, абсолютно нет.
Но мы понимаем, что люди сейчас так или иначе все-таки испытывают опасения в связи с участием в крупных массовых мероприятиях. И это тоже, наверное, оправданно. Надеемся, что следующие матчи, в том числе четвертьфинал, которые состоятся на "Зенит-Арене", будут максимально привлекать болельщиков. В любом случае дополнительно организована работа фан-зон.
— Вам лично удалось на себе испытать атмосферу фан-зон?
— У меня была возможность посетить фан-зону на Конюшенной, и это не просто большой экран и люди смотрят футбол. Это особая атмосфера, и прежде всего общение, причем общение не только на тему футбола — ведь эти люди приезжают из разных городов, разных стран, а значит, это хорошая коммуникационная площадка.
— И повышенные меры безопасности.
— Да, и они тоже. Допуск в фан-зону на Конюшенной был ограничен сначала пятью тысячами единовременной наполняемости, сейчас до трех. Хотя возможность вместимости фан-зон гораздо больше.
— Жаль, но московская фан-зона была закрыта.
— Праздник праздником, но мы должны понимать, что, если решения были приняты, на это есть все основания. Спорт должен быть дисциплинированным, показывать пример обществу. Но интерес к Евро, конечно, остается большим, и особенно к выступлению нашей команды.
— Безусловно, выступление нашей команды сейчас вызывает особенный интерес. Как вам игра нашей национальной команды на этом чемпионате?
— Не буду оригинальным — если говорить коротко, она пока оставляет желать лучшего и не вдохновляет, скажем так. Уверен, те переживания, что сегодня испытывают болельщики, все профессиональное сообщество, должны дать нашей сборной дополнительную энергию. Но пока наша команда играет ниже своих возможностей, а с чем это связано, наверное, будет дана оценка по итогам турнира.
Сейчас сборной нужно максимально мобилизоваться перед игрой со сборной Дании, чтобы решить задачу выхода из группы. И надеюсь, эта задача станет для нашей команды задачей-минимум, а максимальной будет считаться выход в четвертьфинал турнир. Не скажу, что у нас суперсильная группа, но матч Дании и Бельгии заставил задуматься о том, что класс команды помимо прочего определяют командный дух, взаимопонимание, мотивация, желание. Датчане это продемонстрировали своей красивой игрой и первым голом. Будем надеяться, что это к нашей сборной придет.
— Наша сборная сыграла на Евро всего два матча, но волна негатива в виде обсуждения зарплат, бонусных уже накатывает.
— Общество имеет право на оценку, тем более когда сборная, призванная радовать и побеждать, пока этого не делает. И в такое непростое время, безусловно, идет обсуждение заработных плат, доходов и несоответствие их результатам. И да, наверное, надо серьезно задуматься и проанализировать существующие механизмы. Мы понимаем, что это, с одной стороны, профессиональный спорт, но с другой — абсолютно уверен, уровень дохода должен зависеть от показываемого спортсменами результата.
Да, есть система мотивации — материальной и моральной, и она является ключевым фактором для развития. Но Александр Валерьевич (Дюков, глава Российского футбольного союза) на конференции говорил — нам нужна здоровая внутренняя конкуренция и понимание того, что сборная России — элита российского футбола. Должны быть объективные критерии попадания в сборную команду, и это не должно быть переходящим время от времени правом.
Инвестирование в этот вид спорта в последние годы одно из самых крупных в сравнении с другими, а значит, общество имеет право видеть результат этих инвестиций. Пока я вижу, что существует разрыв между двумя институтами — профессиональными лигами и сборными командами.
Знаю, что есть предложение создания центра сборных команд, и, наверное, это тоже правильно. Из прошлого мы знаем — когда у сборных были какие-то неуспехи, возвращались к идее создания экспериментальных команд. Надо очень серьезно подумать и четко связать все уровни пирамиды, которую мы сейчас формируем с РФС. И, конечно, нужен серьезный разговор по поводу института сборной.
— Но наша команда образца чемпионата мира — 2018 и сегодняшняя не сказать чтобы сильно отличались друг от друга.
— По уровню подготовленности, мне кажется, это разные команды, и нужно понять причину этого. Перед чемпионатом у сборной была возможность — второй раз после чемпионата мира или третий после Кубка конфедераций — провести вместе тренировки, сыграть два матча с Польшей и Болгарией, — у нее была возможность наиграть какие-то тактические схемы, физически подготовиться.
Меня, например, настораживает большое количество травм. Как правило, это связано либо с ошибками в подведении к какому-то пику, либо с недостаточным уровнем физической подготовленности, хотя могу ошибаться. Но на это следует обратить внимание.
Мелочей в профессиональном спорте не бывает — спортсмены постоянно тестируются, их подводят к форме, плюс тактика, физическая подготовка. Пока, к сожалению, того потенциала, что ожидали, мы не увидели. Но еще не вечер, как говорится. Знаю, сейчас многие приводят в пример сборную Канады на чемпионате мира по хоккею. Что ж, дай бог нам пройти по такой же траектории. Хотя бы до какого-то этапа.
— Пока последний вопрос про сборную — тема званий "заслуженных мастеров спорта", которая подняла такой шум после чемпионата мира.
— Если коротко, считаю, что звание "заслуженный мастер спорта" — это как звание Героя, и нельзя его нивелировать. Есть условия, которые определены положениями о присвоении звания. Если спортсмены их выполняют, они имеют право быть представлены к этому званию, они заслуживают его носить. Если наши футболисты выиграют чемпионат Европы, мы с огромным удовольствием представим их к этому званию. Но в мире спорта звание — это тяжелейший, многолетний труд. В футболе это сделать непросто, но у нас были примеры — мы выигрывали сборными в 1960 году чемпионат Европы, в 1988-м — Олимпийские игры.
— От инвестиций в российский футбол к вопросу инвестиций в проведение Евро в России. Сколько всего было выделено денег на это, какие статьи расходов?
— Как только право на проведение матчей Евро было получено нашей страной, правительство Российской Федерации подтвердило все необходимые гарантии. И еще раз они были подтверждены в прошлом году, после переноса Евро на 2021 год. Была утверждена правительственная программа, ресурсное обеспечение которой в целом составило 3 млрд 190,4 млн рублей. Из них средства федерального бюджета — 2 млрд 528,9 млн.
В связи с тем что вся инфраструктура была готова после чемпионата мира, инвестиций в реконструкцию либо в строительство каких-то дополнительных спортивных сооружений не потребовалось. В основном поддержка федерального бюджета была направлена на покрытие затрат, связанных с непосредственной организацией турнира.
— Какие из статей расходов были самыми значительными?
— На разработку и внедрение системы идентификации болельщиков Fan ID было выделено 524,7 млн рублей. Открыты три стационарных центра выдачи персонифицированных карт зрителей, в том числе два центра в Санкт-Петербурге и один центр в Москве. В дни проведения матчей работают три временных центра выдачи персонифицированных карт зрителей у стадиона "Санкт-Петербург".
Средства также направлены на операционную деятельность Оргкомитета Евро по выполнению обязательств в соответствии с Заявочной книгой и требованиями УЕФА. Назову основные: обеспечение страхования гражданской ответственности Оргкомитета по проведению чемпионата, транспортное и логистическое обслуживание, реализация программы устойчивого развития, на все это направлено 771,7 млн рублей. Также реализуются мероприятия по обеспечению безопасности, системе аккредитации, созданию временной инфраструктуры на территории стадиона. На данный момент функционируют внешний периметр безопасности, транспортные КПП, павильоны аккредитационного центра и волонтеров, и другие объекты.
На данный момент работает созданный Операционный центр Оргкомитета, который анализирует сводную оперативную информацию по всем объектам чемпионата, включая спортивные объекты, фанзоны и гостиницы, отслеживает прибытие и убытие команд-участниц, судей, представителей УЕФА, обеспечивает координацию всех вовлеченных сторон, в том числе в случае возникновения нештатных ситуаций.
Часть средств, конечно, шла и на продвижение Евро — это значительная и важная составляющая организации турнира. Перед началом Евро 22 и 23 мая в Санкт-Петербурге прошел Тур кубка, в рамках которого Кубок Анри Делоне был представлен на стадионе, принял участие в постановке на сцене Мариинского театра, а потом был представлен всем желающим у стен Петропавловской крепости. 24 мая кубок побывал в Москве, в Парке Горького.
Считаем, что бюджет полностью соответствует масштабу мероприятий. Все средства направлены целевым образом и будут отображены в отчете. Сейчас видим, что на этапе подготовки срывов не было, со стороны правительства все гарантии, финансовые в том числе, выполняются.
— Наверняка потребовались и дополнительные средства в связи с распространением коронавирусной инфекции?
— На реализацию антиковидных мер направлено более 19 млн рублей. Мы понимаем, насколько сейчас важна безопасность в любых проявлениях — и физическая, и тестирование, режим и его контроль, профилактические меры, дезинфекция и так далее. Ежедневно проводится тестирование персонала: контролеров-распорядителей, сотрудников подрядных организаций, обеспечивающих сервисы на стадионе, волонтеров, сотрудников стадиона.
— Сколько денег направлено на реализацию волонтерской программы?
— 13,3 млн рублей. Всего на Евро задействовано 1200 волонтеров, все они прошли подготовку на базе волонтерского центра СПбГЭУ. Волонтеры обеспечены экипировкой, питанием, бесплатным проездом и страховкой от несчастных случаев. Оргкомитетом совместно с городским центром медицинской профилактики была предоставлена возможность для вакцинации волонтеров.
— Как бы ни был прекрасен праздник Евро, смею предположить, что по его окончании снова будет поднят вопрос развития детского футбола. Каким бы ни был результат, мы всегда смотрим вперед. На данном этапе вы довольны тем, как это развивается в нашей стране?
— Если брать статистические показатели, то на сегодняшний день да. Футбол — самый массовый вид спорта, более 3 млн человек им занимается, больше 400 тыс. — в спортивных школах. Строится достаточно большое количество полей, немало планируется, есть госпрограммы развития, очень большая программа подготовки кадров. Мы заключаем соглашения с РФС с регионами по развитию футбола, детского футбола и спортивной инфраструктуры. Здесь очень важно работать в тесном взаимодействии, на что и направлено соглашение российских общественных организаций и государства.
Например, подготовка кадров — есть система подготовки и лицензирование тренеров, которая одобрена УЕФА, ФИФА, и есть государственная подготовка кадров. В одиннадцати вузах есть профильные кафедры, где готовят тренеров, преподавателей по виду спорта. И эти программы как минимум должны быть взаимодополняемыми, должен быть единый подход. Потому что сейчас, например, тренер, получивший диплом вуза, должен пройти дополнительное лицензирование различной категории, чтобы получить право работать в системе российского футбола.
Считаю, что такой подход должен быть изменен. Зачем тогда государство направляет огромные деньги на подготовку специалистов, тренеров, если они потом должны получать некое подтверждение своей квалификации со стороны общественных организаций?
— Предположу, что половина из них на этом этапе выберет более доступный путь и уйдет работать в смежную сферу.
— Поэтому я и говорю о единых стандартах. Надеюсь, мы придем к такому решению в самое ближайшее время. Предстоящий Совет при президенте по развитию физической культуры и спорта будет посвящен в основном вопросам детско-юношеского спорта. Сегодня есть единые федеральные стандарты спортивной подготовки, которые и должны определять содержание обучающих программ во всей системе детских спортивных школ Тогда можно будет оценивать работу по единым критериям.
Сколько бы мы ни построили стадионов и полей, но, чтобы дети с пользой для здоровья и результатом могли заниматься футболом и любым другим видом спорта, необходимы грамотные тренеры-преподаватели на разных этапах.
Должна быть объективная система селекции, только так будет создаваться конкуренция. Создание региональных детских лиг — это все здорово, но надо понимать, что если нет качественной работы тренера, то мы просто будем усугублять свои ошибки. И еще очень важная тема, и не только для футбола, — медицинский контроль. Любой вид спорта определяет требования и специфику — ребенок растет, как и его динамика по медицинским показателям. У РФС хороший посыл, Александр Дюков — грамотный профессиональный руководитель и в бизнесе, и в футболе. Но здесь вопрос системы, и пока к этой системе есть вопросы. Мы обсуждали сборную, и пока не вижу четкой связи — от массовости к мастерству. С массовостью все хорошо, а вот мастерства хотелось бы побольше.
— Как думаете, когда "большой футбол" снова может вернуться в нашу страну?
— Инфраструктура, которую мы создали, ни на что другое, кроме как на футбол, работать не может. Поэтому, конечно, нужно проводить свои и приглашать сюда большие турниры. Не думаю, что в ближайшие годы чемпионат мира снова может состояться в России. Когда говорят о таких крупных событиях, вспоминается советское время, когда на матчи "Спартак" — "Динамо" невозможно было попасть, когда все жили футболом и не ждали международных соревнований. Мы и так уже международному сообществу подарили столько праздников. И продолжаем их дарить. Вопрос в наследии этих соревнований. Я считаю, что Россия настолько богата и самодостаточна, что мы сами должны себе организовывать праздник футбола, а не ждать, что кто-то нам привезет его из-за рубежа.
Беседовала Вероника Советова