МОСКВА, 4 февраля. /ТАСС, Марианна Беленькая/. Президент США Барак Обама пообещал, что международная антитеррористическая коалиция отплатит группировке "Исламское государство" за каждого, кто погиб от рук ее боевиков (подробнее о коалиции и группировке - в "Справочной информации"). Эти слова стали реакцией на видео расправы террористов над иорданским пилотом Муазом Юсефом аль-Касасба, которого посадили в клетку и заживо сожгли.
В официальном заявлении иорданских военных говорится, что аль-Касасба был убит еще 3 января, однако на протяжении нескольких недель его судьба оставалась предметом торга между боевиками и Иорданией.
Символично, что видео появилось в тот момент, когда король Иордании Абдалла II находился с визитом в США, и этот шаг, безусловно, является попыткой боевиков расколоть антитеррористическую коалицию, по крайней мере, вывести из нее арабские страны.
Становится актуальным вопрос, как остановить "Исламское государство" (ИГ) и аналогичные группировки, которые переносят войну из Сирии и Ирака на территорию стран - участниц антитеррористической коалиции, созданной в сентябре 2014 года (подробнее о коалиции - в справке "Террористическая организация "Исламское государство").
Ответ Иордании
Практически сразу после появления видео убийства пилота иорданские власти объявили, что казнят шестерых осужденных за террористическую деятельность. На следующий день, 4 февраля, приговор был приведен в исполнение в отношении двоих преступников - Саджиды ар-Ришави и Зияда аль-Карбули, также связанного с "Аль-Каидой" в Ираке. Он был сподвижником главаря этой группировки Абу Мусаба аз-Заркауи, убитого в ходе американского удара в 2006 году.
Останется ли Иордания в антитеррористической коалиции
Гибель пилота стала шоком для Иордании. Некоторые оппозиционные партии воспользовались инцидентом для того, чтобы вновь потребовать выхода страны из антитеррористической коалиции под эгидой США. Еще 30 декабря Иордания приостановила участие в операциях международной коалиции против "Исламского государства" для выяснения обстоятельств крушения самолета, в котором находился аль-Касасба.
Однако 1 февраля, на следующий день после сообщений об убийстве японского заложника, глава МИД Иордании Насер Джода заявил, что Амман как никогда остается привержен возглавляемой США коалиции.
Не изменилась официальная позиция и после сообщений о гибели пилота.
Соответствует заявлению короля и общий тон иорданских СМИ.
Так, в газете Al-Ghad говорится, что "это преступление еще больше подтолкнет иорданский народ к поддержке борьбы Иордании против террора и не приведет к тому, что королевство выйдет из коалиции по борьбе с "Исламским государством" в Ираке и Сирии".
Официальный представитель ВС Иордании Махмуд аль-Амери заявил, что кровь погибшего пилота "пролилась не напрасно, и наше наказание и месть будут столь же велики, как и потеря иорданцев".
Эти слова отражают настроение иорданцев - сотни человек вышли на демонстрации в Аммане и родном городе погибшего пилота, требуя мести.
Экспертное мнение
Результатов в борьбе коалиции против "Исламского государства" нет, потому что она (коалиция. - ТАСС) фактически не существует. Многие из 41 заявленных США участников коалиции присутствуют в списке лишь номинально. Такое мнение высказал ТАСС в конце января президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Александр Игнатенко. Есть и еще один тонкий момент:
Более серьезная проблема в том, что те государства, которые вошли в эту несостоявшуюся коалицию, либо принимали активное участие в создании "Исламского государства", либо заинтересованы в его существовании и победе
"Например, Катар в 2006 году перехватил у Саудовской Аравии инициативу в контроле над группировкой, которая в итоге стала ИГ, - напомнил эксперт. - Саудовская Аравия создала и финансировала "Аль-Каиду", филиалом которой стала затем группировка - прародительница ИГ".
"Этот список можно продолжать. Иордания в начале 2000-х годов поддерживала в Ираке филиал иорданской организации "Единобожие и джихад", которая также стояла у корней ИГ. Нельзя не сказать и о Турции, которая абсолютно однозначно заинтересована в существовании и успехах ИГ как "молоте курдов" и источнике дешевых контрабандных углеводородов", - добавил Игнатенко.
Психологическая война и война реальная
После начала бомбардировок антитеррористической коалицией позиций "Исламского государства" в Ираке и Сирии боевики сделали акцент на том, чтобы играть на чувствах граждан стран, поддержавших борьбу с террористами, демонстративно убивая захваченных в плен заложников, представляющих эти государства. Кроме того, военные действия были перенесены на территорию "противника" - первым "звонком" стали теракты во Франции.
По данным европейских СМИ, в странах Евросоюза создано до 20 законсервированных боевых ячеек террористических организаций.
Только в свете угрозы терактов на своей территории американское и европейское руководство обратило внимание на то, что тысячи граждан их стран принимают участие в вооруженной борьбе на территории Сирии и Ирака, и многие из них, возвращаясь домой, готовы к продолжению террористической активности. Запад поддерживает вооруженную оппозицию в Сирии в борьбе с "режимом Башара Асада", но эта борьба обернулась джихадом против Запада и его союзников. Значительная часть сирийской вооруженной оппозиции, во многом состоявшей из наемников, присоединилась к "Джебхат ан-Нусра" и "Исламскому государству", которые числятся в списках международных террористических организаций.
Разведслужбам стран Европейского союза удается выявить до 70% тех, кто намерен отправиться воевать в Сирию, еще до того, как они приезжают в эту страну. Однако остаются еще 30-40% экстремистов, которых удается выявить, только когда они уже прибывают на место. С таким заявлением выступил в середине января координатор ЕС по борьбе с терроризмом Жиль де Кершов.
Кто Charlie?
"Я - Шарли" - лозунг, ставший известным после терактов во Франции, как знак солидарности с погибшими журналистами издания Charlie Hebdo. Однако в Сирии и Ираке, да и в других арабских странах задаются вопросом: кто в мире проявил солидарность с первыми жертвами террора "Исламского государства" и "Джебхат ан-Нусра", о которых в неарабских СМИ, за редким исключением, упоминали лишь вскользь:
- март 2014 года, трагедия в Касабе (сирийский город на границе с Турцией). Город, населенный преимущественно выходцами из Армении, подвергся нападению боевиков экстремистских группировок "Джебхат ан-Нусра" и "Ахрар аш-Шам", в ходе которого, по официальным данным, погибли 80 человек. Около 1,5 тыс. семей стали беженцами;
Западные страны не позволили СБ ООН осудить действия сирийских боевиков в Касабе и обстрелы Латакии
- июнь 2014 года, депортация и убийства христиан в иракском Мосуле;
- в августе 2014 года за несколько дней на востоке Сирии (в приграничных с Ираком и Иорданией районах) были убиты, по разным данным, от 700 до 800 мирных граждан, принадлежащих к племени аш-шеитат;
- август 2014 года, убийство езидов на севере Ирака. За один день боевики ИГ убили 80 мужчин и похитили 100 женщин. Подобные случаи массовых убийств и похищений повторились и позднее;
- осень-зима 2014/2015 года, уничтожение племени аль-бунимр в Ираке (провинция Анбар). В общей сложности от рук боевиков "Исламского государства" погибли более 500 выходцев племени, судьба сотен похищенных остается неизвестной. Последнее нападение на племя произошло в январе, были похищены более 170 человек.
Теперь, после терактов во Франции и серии убийств заложников, очевидно, что террористическая угроза вышла за пределы Сирии и Ирака, а практика деления террористов на "плохих" и "хороших" вновь себя не оправдала.