23 августа 2021, 11:00
Интервью
Футбол в России

Сергей Прядкин: реформировать российский футбол нужно поэтапно

Сергей Прядкин. Антон Новодережкин/ ТАСС
Сергей Прядкин
Президент РПЛ — о возможных изменениях формата премьер-лиги, 14 годах работы на этом посту и поддержке со стороны клубов

На этой неделе клубам Российской премьер-лиги (РПЛ) предстоит обсуждать вопросы, связанные с реформированием чемпионата России по футболу. В интервью ТАСС президент лиги Сергей Прядкин оценил свою работу на занимаемом с ноября 2007 года посту, высказался о возможном изменении формата проведения национального первенства, а также поделился мнением о путях к улучшению результатов российских команд в еврокубках.

— Как можете промежуточно оценить работу на посту президента РПЛ начиная с 2007 года по данный момент?

— Сложно выделить что-то одно. Если говорить про инфраструктуру, вы все видите: на сегодня РПЛ имеет одну из лучших инфраструктурных баз в Европе, да и в мире. Понятно, что основная заслуга принадлежит государству и акционерам клубов, которые инвестировали собственные средства в строительство стадионов. Мы, в свою очередь, на протяжении многих лет создаем условия для совершенствования этой системы: это касается и требований, необходимых для качественного производства ТВ-сигнала, и систем контроля и управления доступом на стадион, и введения в лицензирование качественных инфраструктурных критериев, и других вещей. Все это в комплексе доказывает, что лига в этом отношении вышла на новый уровень.

Можно много спорить про качество спортивного продукта, производимого клубами РПЛ. Но посмотрите, есть ли в какой-либо лиге подобный соревновательный баланс? Пять-шесть клубов претендуют на самые высокие места каждый год! На каждом участке спортивной таблицы огромная конкуренция, и порой только на последних минутах матчей 30-го тура определяются участники еврокубков и команды, которые пойдут на понижение в классе. Главный принцип работы РПЛ — это создание равных условий и возможностей для всех вне зависимости от бюджета и влияния. И я считаю, что именно такой подход создает правильные условия для конкуренции.

Если говорить про экономику, то самый главный вопрос этой повестки — стоимость медиаправ, и нам, мягко говоря, есть к чему стремиться. Но нужно понимать, что мы не живем вне системы, вне рынка и просто так деньги никто не даст. Вещатель должен быть уверен, что, заплатив много, он со временем вернет эти деньги с рынка и заработает, но в принципе последнее время — экономически очень сложное: рекламный ТВ-рынок уже не растет, а культура платного потребления еще недостаточного развита. Могу сказать, что деньги, которые мы получили в 2018 году, подписывая новый контракт с "Газпром-медиа", — максимальные на тот момент, безотносительно к факторам "Газпрома" и государственного канала. Просто никто не был готов давать больше.

Сейчас можно сказать, что ситуация в медиаиндустрии меняется к лучшему: с развитием технологий и интернета это на сегодня один из самых быстроразвивающихся секторов экономики. Медиапотребление растет многократно, вслед за этим спросом появляется много онлайн-площадок, кинотеатров, начинается конкуренция за контент. И мы готовимся в новом цикле реализации медиаправ значительно увеличить стоимость за права на фоне конкуренции. И тут бы еще добавил, что лига всегда работала и работает исключительно с рыночными компаниями. Мы стараемся показать, что лига может быть эффективным маркетинговым партнером для спонсоров.

— Что можете назвать своим главным достижением на данный момент?

— Если говорить образно, посмотрите на картинку чемпионата в 2007 и 2021 годах и сравните. Думаю, в этом есть частичка и моей работы.

А на практике — сохранение лиги как целостного и стабильного соревнования во все времена с учетом преодоления последствий нескольких тяжелейших экономических кризисов. За эти 14 лет было много сложных моментов и даже критических ситуаций, но мы всегда с достоинством выходили из этого и сохранили в лиге рабочую, уважительную обстановку, всегда руководствовались принципом "все в равных условиях".

Кроме того, вы можете видеть, что мы совершенно точно не стоим на месте, меняемся и развиваемся в различных направлениях. В лиге работает все больше молодых менеджеров, которые развивают РПЛ, в том числе в тех сферах, которые когда-то казались не столь существенными. С их помощью мы проводили ребрендинг лиги, стали партнерами с Высшей школой экономики и теперь совместно с ее специалистами формируем календарь. В свою очередь, выпускники ВШЭ вошли в управленческий состав РПЛ. У лиги сформировалось новое лицо в сфере диджитал и коммуникаций, мы ведем активную работу с нашими зарубежными партнерами. Все это происходит в том числе благодаря молодым ребятам, которые работают в РПЛ и меняют ее восприятие стратегических вопросов.

— А что поставили бы себе в минус?

— Я слышал и слышу много критики в свой адрес — это нормально. Тем более мы работаем в очень эмоциональной среде — футболе, где все знают, как надо делать. Сам себе я всегда говорю — нужно быть более активным в отстаивании тех или иных принципиальных вопросов, важных для развития лиги. Но довольно часто ты оказываешься в очень жестких рамках: где-то экономических, а где-то и политических.

— Насколько можете быть удовлетворены уже сделанным в РПЛ?

— Развитие — это бесконечный процесс, всегда нужно быть в тонусе и искать лучшие решения. Если остановиться и сказать, что чем-то удовлетворен, — можно заканчивать. Удовлетворение — это мгновение, в котором ты понимаешь: да, решение было правильным, оно сработало и принесло пользу. Но в следующий момент начинается новый вызов, и ты обо всем забываешь. Это как в спорте: сегодня ты выиграл, но завтра начинается новый поход.

Отвечая на вопрос: то, что сделано, уже история, надо думать о том, что предстоит сделать.

— Какие стратегические цели ставите перед собой лично и лигой в целом до конца текущего срока?

— Если вы про срок моего президентства, то целей много. Это касается и плановой работы, которая никогда не заканчивается, — совершенствования продукта лиги и с точки зрения инфраструктуры, и с точки зрения организации соревнований. Это и экономический блок: максимизация доходов от реализации медиаправ и коммерческих прав в новом цикле. Также есть управленческие вопросы, например переход лиги на новую модель финансового планирования.

Сегодня спортивная лига должна быть чем-то большим, чем просто организатором соревнования, поэтому наши усилия будем направлять на создание зрелищного, интересного и конкурентоспособного продукта.

— Чувствуете в себе силы идти еще на один срок?

— Сегодня я об этом не думаю, а сосредоточен на решении текущих задач.

— Какие у вас отношения с председателем судейского комитета РФС Ашотом Хачатурянцем?

— С Ашотом Рафаиловичем мы знакомы очень давно, у нас прекрасные человеческие и рабочие отношения. Я с огромным уважением отношусь к нему и к тому, что он делает с точки зрения реформирования судейского корпуса.

— Как можете охарактеризовать уровень поддержки со стороны клубов?

— С клубами мы находимся в постоянном рабочем контакте, бывали разные ситуации, но, как вы знаете, на последних выборах президента РПЛ мне была оказана единогласная поддержка.

— Если говорить о стратегическом развитии лиги: в середине августа в Сети появилось сообщение о том, что РФС разослал клубам РПЛ предложения по изменению формата чемпионата страны, один из пунктов реформ — полная отмена лимита на легионеров. Какова ваша позиция в данном вопросе?

— Тут надо поправить, что и лига, и клубы являются активными участниками этого обсуждения и главными заинтересованными лицами в вопросе реформ и любых изменений. РФС написал обращение в адрес лиги по комплексу мер, направленных на развитие футбола, с просьбой выразить общую позицию. Поэтому мы сейчас активно внутри обсуждаем проект реформ, собираем мнения, консолидируем позиции — позже будем все обсуждать на ближайшем общем собрании. Комплекс мер, предложенный со стороны РФС, призван повысить уровень чемпионата, качество выступления клубов в еврокубках и сборной на международных форумах. Это очень правильный посыл, тем более что РФС в целом отвечает за развитие отрасли и по федеральному закону "О спорте" владеет правами на проведение чемпионата России, то есть по сути является законодательным органом.

Внутри РПЛ есть разные мнения, но все понимают, что сейчас действительно пришло время запустить процесс правильных изменений. Мы объективно к этому пришли, и все предпосылки налицо. При этом все вопросы, которые звучат, не новые, они давно обсуждаются футбольным сообществом: это и качественные требования к легионерам, и норма по доморощенным игрокам, и изменение формата соревнований и так далее.

Сейчас моя главная задача — консолидировать позицию клубов РПЛ по этим вопросам и донести эту позицию до футбольных законодательных органов.

Если говорить про мое личное мнение, то, например, вопрос, касающийся качественных критериев для легионеров, правильный, но с оговоркой, что он должен одинаково работать на все клубы, независимо от их бюджетов. Не можем допустить, чтобы эти критерии стали заградительным барьером для клубов с небольшим бюджетом, ведь это неправильно. Легионеры могут быть никому не известными, но в перспективе вырасти и принести клубу доход. Должны ли мы лишать клуб такой возможности?

Вопрос изменения формата очень масштабный. Проектный офис РФС и Hypercube проделали большую и содержательную работу, предложили формат "Юпитер 16". Мы недавно общались с коллегами из Hypercube, задавали вопросы по спортивной части, календарю, коммерции, чтобы лучше понимать, как оптимально адаптировать его под все существующие в лиге процессы. Я сторонник взвешенных решений, особенно когда цена ошибки очень высока, поэтому хотел бы выслушать мнение всех клубов на этот счет на общем собрании.

С другой стороны, думаю, что реформировать нужно поэтапно. Если мы решили смягчить или отменить лимит на легионеров, скорректировать норму по доморощенным игрокам и принять ряд других мер, нужно посмотреть, какой эффект это даст в привычных соревновательных условиях. Если эти меры дадут эффект и решение поставленных целей, все будут только рады.

Увеличивать интенсивность и количество топовых матчей — хорошая идея! В первую очередь это очень зрелищный, скоростной футбол с активной поддержкой трибун. Вот таких матчей должно быть много в лиге. Такие матчи порой выдают и "Ростов", и "Рубин", и "Ахмат" с "Уралом" — клубы не из Москвы и Питера. Как я сказал ранее, РПЛ на сегодня — лига, в которой пять-шесть клубов всегда претендуют на самые высокие места, у нас много клубов с сильным характером, которые не отдают очки просто так.

— Как можете охарактеризовать последние результаты клубов в еврокубках и продолжающееся падение в таблице коэффициентов УЕФА? Что нужно сделать, чтобы выправить ситуацию?

— Очень острый вопрос, требует глубокого погружения. Не бывает так, чтобы причина была в чем-то одном: например, в малом количестве топовых матчей внутри лиги.

Понятно, что первое, что приходит на ум, — это подготовка резерва. Если есть выбор из большого количества качественных игроков, то и лимит не будет нужен, а зарплаты игроков будут регулироваться рынком. Да и проблема с качеством легионеров приобретет другие очертания.

Второе — уровень инвестиций. Было время, российские клубы совершали громкие трансферы и в лиге выступали игроки ведущих сборных, которые действительно делали разницу. Сейчас на фоне экономического кризиса, снижения уровня доходов это делать уже сложно.

Понятно, что в одночасье не появится талантливое поколение или мы неожиданно не станем богаче, поэтому решения нужно искать системные, последовательные, но надо понимать: часть из них дадут эффект только в перспективе.

Считаю, что из предложений Hypercube нужно выделить и внимательно рассмотреть те решения, которые уже в ближайшей перспективе могут запустить механизм изменений в РПЛ. На мой взгляд, это корректировка лимита на легионеров и мотивация клубов задействовать собственных воспитанников. Вектор изменений в лимите на легионеров должен быть направлен в сторону естественного снижения зарплат российских игроков и повышение конкуренции на поле.

Также думаю, нужно обратить внимание на систему подготовки команд. Разговаривая с известными специалистами, часто слышишь, что уровень подготовки и тренировочного процесса наших клубов не всегда соответствует современным требованиям. Это спорно, но это то, что в действительности говорят специалисты.

— Уже который год обсуждается вопрос возвращения пива на стадионы. Насколько реально то, что следующий сезон мы начнем с пенным на трибунах?

— Лига всегда поддерживала возвращение пива на стадионы. Сегодня этот вопрос зависит от законодателей и структур, отвечающих за безопасность. Власти смотрят на это комплексно, поэтому решение будет приниматься с учетом нескольких факторов.

— Вопрос по новому телеконтракту. Кто помимо нынешнего вещателя в России проявляет интерес к матчам РПЛ? Сколько таких компаний? Возможно ли дробление прав на телевизионные и диджитал? Готова ли лига отдать медиаправа клубам, например "Спартаку"?

— Действительно, интерес к матчам РПЛ со стороны вещателей повышается. И в этом смысле футбол — самый главный и премиальный спортивный контент в России. На сегодняшний день мы достоверно знаем об интересе нескольких претендентов и общаемся с ними. Мне некорректно называть их без предварительного согласования, но это все очень солидные и крупные игроки российского медиарынка. При этом хочу подчеркнуть, что "Газпром-медиа" — наш действующий многолетний партнер — также очень заинтересован в продлении этого контракта.

Что касается передачи прав клубам, мы периодически слышим о желании больших клубов — к которым, несомненно, относится "Спартак", — реализовывать свои права самостоятельно. Такие разговоры возникают и в европейских лигах, не только у нас.

Но надо понимать, что футбольная индустрия так устроена, что не бывает больших клубов без остальных, каждый из участников лиги вносит вклад в создание ТВ-продукта. Именно поэтому продажа медиаправ — это система сложного и взвешенного подхода, учитывающего интересы всех участников.

Если мы, условно, выдернем из пула несколько команд, то никогда не придем к большим цифрам за медиаправа. Посмотрите на примеры большинства лиг — это всегда целостный медиапродукт.

Разделять ТВ-права и интернет-права в современном медийном контексте нельзя. В нашем понимании и ТВ, и интернет — это часть медиаправ и всего лишь способ доставки контента, поэтому такое разделение медиарынок не поймет.

Мы и юридически не можем разделить эти вещи, нам как покупателям прав у изначального владельца — Российского футбольного союза — ставится обязательное условие о реализации прав централизованно, единым пулом.

Беседовал Андрей Михайлов