Защита двух фигурантов дела обжаловала приговор.
Напоминаем, с чего началось уголовное преследование, к чему привело и какие мнения о происходящем есть в профессиональном сообществе.
С чего все началось?
Дело о мошенничестве с бюджетными деньгами в "Седьмой студии", учрежденной Серебренниковым для реализации проекта "Платформа", возбудили в 2015 году. Широко известно о нем стало в мае 2017 года, после обысков в квартире режиссера Кирилла Серебренникова, "Гоголь-центре", где он работал, и по месту жительства экс-главы Департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры Софьи Апфельбаум.
Тогда же представитель Министерства культуры заявил, что из выделенных 216,5 млн рублей на создание спектаклей, музыкальных и хореографических произведений, организацию гастролей, мастер-классы и другие мероприятия "Платформы" были израсходованы только 16 млн рублей.
Кого, в чем и на каких основаниях обвиняют?
Согласно фабуле обвинения, Серебренников возглавил организованную группу из числа сотрудников "Седьмой студии", которые готовили для отчетности в Минкультуры неверные сметы с завышенной стоимостью работ и фальшивые документы.
Сотрудничавшие с "Седьмой студией" предприниматель Василий Синельников и директор ООО "Кино и театр" Екатерина Иванова дали признательные показания по делу. Согласно протоколам допроса, они сообщили о существовании черной кассы и переводе денег через подставные фирмы.
Нина Масляева, бывший главный бухгалтер "Седьмой студии", дала показания против Кирилла Серебренникова и других руководителей АНО. По ее словам, за время работы она вывела на счета фирм-однодневок не менее 100 млн рублей. Дело Масляевой выделили в отдельное производство в связи с признанием ей вины. В рассмотрении в особом порядке ей отказали из-за противоречий в показаниях.
Помимо Кирилла Серебренникова обвинения в мошенничестве в особо крупном размере были предъявлены бывшей главе Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры Софье Апфельбаум, бывшему гендиректору "Седьмой студии" Юрию Итину, бывшему гендиректору "Гоголь-центра" Алексею Малобродскому и продюсеру "Седьмой студии" Екатерине Вороновой, находящейся в федеральном розыске. Никто из них не признает вины.
"Виновным я себя не признаю, я ничего не крал, не воровал, никакую преступную группу с целью хищения не создавал. Это обвинение абсурдно", — заявил Серебренников.
На какой стадии находится дело?
Судебный процесс по делу начался 7 октября 2018 года в Мещанском суде. Минкультуры, выступающее в качестве потерпевшей стороны, заявило о намерении взыскать около 133 млн рублей с Кирилла Серебренникова и других обвиняемых. Во время процесса фигуранты дела неоднократно заявляли, что их подписи в некоторых материалах дела были подделаны. О давлении со стороны следствия заявила помощник бухгалтера Масляевой, проходящая по делу свидетелем.
8 апреля 2019 года, после полутора лет содержания под домашним арестом, Серебренникова и Апфельбаум освободили под подписку о невыезде.
16 августа 2019 года стало известно, что повторная комплексная комиссионная, оценочная, искусствоведческая и финансово-экономическая экспертиза по делу "Седьмой студии" пришла к выводу, что стоимость проекта с учетом налогов должна была составить более 300 млн рублей. Тем временем государство за весь период выделило на него только 216 млн рублей.
"Таким образом, эксперты пришли к выводу, что "Седьмая студия" сэкономила около 80 млн рублей", — отметил адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов, подчеркнув, что защита удовлетворена выводами повторной экспертизы. 11 сентября суд вернул дело на доследование в связи с неустранимыми нарушениями в обвинительном заключении, а также отменил подписку о невыезде для Серебренникова и Апфельбаум.
Возвращение дела в прокуратуру вскоре признали незаконным. 1 ноября новый судья Олеся Менделеева приступила к повторному рассмотрению дела.
1 июня третья комплексная экспертиза объявила, что расходы были завышены в 2,5 раза, а ущерб государству мог составить около 129 млн рублей, после чего Минкультуры снизило исковые требования до этой суммы. Защита считает, что экспертиза была проведена с многочисленными нарушениями (в том числе проигнорировала ряд мероприятий "Седьмой студии"). Суд признал обоснованными выводы третьей экспертизы.
26 июня суд признал Серебренникова, Итина и Малобродского виновными в хищении. Серебренникова приговорили к трем годам условно и штрафу в 800 тыс. рублей, Итина к трем годам условно и штрафу в 200 тыс. рублей, Малобродского — к двум годам и штрафу 200 тыс. рублей. Помимо этого, Малобродского на два года лишили права занимать должности в учреждениях культуры. Иск Минкультуры на 129 млн решено удовлетворить. Конфискованное у подсудимых имущество обратят в доход государства. Софья Апфельбаум приговорена только к штрафу в размере 100 тыс. рублей и освобождена от наказания за истечением срока давности.
Экс-бухгалтера "Седьмой студии" признали виновной, приговорили к двум годам и трем месяцам колонии, но освободили в связи с отбытием срока на стадии следствия.
6 июля в Мещанский суд Москвы поступили жалобы на приговор от адвокатов осужденных Алексея Малобродского и Юрия Итина.
Защита Кирилла Серебренникова не будет обжаловать приговор, поскольку "устал от судов".
Как общество реагирует на дело "Седьмой студии"?
20 июня было опубликовано открытое письмо, адресованное новому министру культуры Ольге Любимовой. Более 3 тыс. подписавшихся (среди которых Чулпан Хаматова, Данила Козловский, Алла Демидова, Юрий Бутусов, Марина Брусникина и множество других известных театральных деятелей) заявили, что вина фигурантов дела не доказана. Они призывали министра выступить с новым подходом к ситуации и "дистанционироваться от обвинения".
В поддержку Серебренникова ранее выступали издатель и главред журнала "Новое литературное обозрение" Ирина Прохорова и председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин, режиссеры и актеры Федор Бондарчук, Константин Райкин, Евгений Миронов, Андрей Малахов, Елизавета Боярская, Константин Хабенский и многие другие. Некоторые восприняли домашние аресты режиссера Кирилла Серебренникова и директора РАМТа Софьи Апфельбаум как попытку дискредитации российских деятелей культуры.
Однако не все люди искусства солидарны в этом вопросе. Так, глава киностудии "Мосфильм" кинорежиссер Карен Шахназаров заявил, что дело "Седьмой студии" не стоит "нервической реакции".
Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос литературоведа Александра Архангельского о преследованиях деятелей культуры, отметил, что данное расследование "не связано с какими-то преследованиями", но может иметь отношение к "недостаточно проработанной законодательной регламентацией хозяйственной деятельности" театров.