Спустя семь месяцев после государственного переворота в Нигере и введения экономических и политических санкций против страны с целью вернуть к власти Мохамеда Базума Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) приняло решение об отмене рестрикций. Санкции предусматривали закрытие границ стран — членов ЭКОВАС Бенина и Нигерии с Нигером и запрет на авиационное сообщение. Также прекратились все финансовые операции с республикой, были заморожены государственные активы Нигера в центробанках стран ЭКОВАС.
Однако санкции не достигли желаемого результата — военные удержали власть, и Нигер не просто продолжал свое существование, а развивал экономическое сотрудничество с опорой на новых партнеров. В январе премьер-министр Нигера Али Махаман Ламин Зейн посетил с визитом Россию, Сербию, Иран и Турцию. В РФ он провел встречи с вице-премьером России Алексеем Оверчуком, где получил заверения в том, что Москва заинтересована расширять торгово-экономические и инвестиционные связи, наращивать товарооборот — в первую очередь в области продовольствия и энергетики, а также геологоразведки и инфраструктурного строительства. Ламин Зейн позже рассказал, что в ходе переговоров шла речь и о реконструкции железных дорог, развитии сельского хозяйства, пищевой промышленности.
Поиск новых союзников
Удержаться на плаву Нигеру позволила не только поддержка России, Ирана и Турции, но и собственные экономические проекты с соседними странами — к примеру, с членом ЭКОВАС Бенином. Несмотря на товарную блокаду и закрытие границ для проезда грузовиков с продовольствием (от которого больше пострадали Гана и Бенин, куда и направлялось продовольствие из Нигера), в тот же период был завершен и запущен нефтепровод, построенный при участии Китая. Власти Нигера рассчитывают нарастить добычу нефти примерно до 110 тыс. баррелей в день для последующего экспорта по этому трубопроводу в Бенин, а оттуда уже морским путем в Китай. С 3 по 8 марта делегация от таможенной службы Нигера посещает Бенин с целью обсудить эксплуатацию трубопровода. "На повестке дня также может стоять вопрос об открытии границ со стороны Нигера и налаживании поставок после отмены санкций, введенных ЭКОВАС", — отметила в беседе со мной председатель правления Стратегического агентства по развитию отношений со странами Африки (САРОСА) Любовь Демидова.
Помогло и объединение в сентябре с соседними Мали и Буркина-Фасо: теперь после их коллективного выхода из ЭКОВАС речь идет о создании экономической и политической конфедерации и чуть ли не общей валюты. "Несмотря на все потуги Запада, ЭКОВАС пошел своим путем и выбрал рациональное взаимодействие, сняв санкции с Нигера, Мали, Буркина-Фасо и Гвинеи. Не уверена, что данное решение повлияет на выход Сахельской тройки из ЭКОВАС, но мы уже видим прогресс в отношениях. Так или иначе Нигер будет выстраивать торгово-экономическое взаимодействие с ЭКОВАС, являясь его частью или сепарировавшись от него", — отметила Демидова.
Действительно, для самих стран — участниц ЭКОВАС разрывать связи с Нигером, Мали и Буркина-Фасо было крайне невыгодно. По подсчетам министра экономики и финансов Буркина-Фасо Абубакара Наканабо, теперь объединение ежегодно будет терять €70 млн из-за выхода трех крупных стран, на которые приходилось 17% капитала и 35% кредитного портфеля Западноафриканского банка развития (данные на конец 2022 года).
В то же время буркинийский министр подчеркнул, что три государства Западной Африки, выйдя из ЭКОВАС, прекратили участвовать в многостороннем формате сотрудничества, что не скажется на двусторонних отношениях стран региона. "Отношения между странами в большой степени строятся на интересах. Если у стран есть интерес работать по экономическим вопросам, я думаю, это получится", — добавил он. Так что можно предположить, что теперь после снятия санкций, даже несмотря на формальное неучастие в объединении, Нигер и другие страны Сахеля продолжат взаимодействие с соседними странами — Бенином, Нигерией, Ганой — как в политике, так и в экономике на прежних условиях или даже на более выгодных.
"Не стоит забывать, что Нигер нацелен на плодотворное сотрудничество с Россией, которая в свою очередь может обеспечить и трансфер технологий, и создание совместных производств и закрыть вопросы социальной значимости", — пояснила мне Демидова.
Бесперспективность санкций
По мнению эксперта, еще одна страна региона — Чад — может подключиться к взаимодействию с этими государствами и Россией. Недаром президент переходного периода Махамат Идрисс Деби Итно в январе совершил "исторический визит" в РФ и провел переговоры с российским лидером Владимиром Путиным. Как рассказал мне глава департамента мира и безопасности Сообщества государств Сахаро-Сахельского региона Суле Хассан, в ходе встречи, в частности, обсуждалась возможность подключения Чада к Альянсу стран Сахеля. Неслучайно и то, что именно в Чад совершил свой первый зарубежный визит новый премьер-министр Нигера, через две недели после переворота.
Али Ламин Зейн тогда заявил, что заручился поддержкой со стороны лидера Чада. Страна не входит в ЭКОВАС, однако имеет протяженную границу с Нигером и Нигерией. Позиция главы государства, который всего через пять дней после переворота поехал в Нигер с целью найти взаимоприемлемое решение для урегулирования, говорит и о его тесных связях с новым руководством страны, и о заинтересованности выстраивать конструктивное взаимодействие с новыми властями. К тому же Зейн ранее работал в Чаде, представляя там Африканский банк развития.
"Если такие страны, как Чад, подключатся к этому сотрудничеству, то экономический прогресс просто обеспечен. Очевидно, что те африканские страны, которые выбирают Россию в качестве ключевого партнера, делают единственный правильный выбор", — полагает Демидова.
Не стоит списывать со счетов и Нигерию, которая является председателем ЭКОВАС и во многом пролоббировала снятие санкций. Тут нужно отметить, что на севере Нигерии живут представители того же этноса, что и на юге Нигера, — это хауса. Они говорят на одном языке и ведут общую торгово-экономическую деятельность. Естественно, санкции не были в интересах населения страны. Достаточно вспомнить реакцию общества в Нигерии, когда обсуждалась военная интервенция ЭКОВАС в Нигер с целью восстановления режима свергнутого президента, — простые люди выходили с протестами, парламент Нигерии заблокировал эту инициативу, а религиозные и племенные лидеры совершали взаимные визиты, пытаясь договориться мирным путем.
"Очевидно, что линия на отторжение стран Сахеля, включая Нигер, из общего поля блока ЭКОВАС не принесла ожидаемых результатов. В международном плане изоляции стран Сахеля также не произошло. Наоборот, это дало определенный стимул к развитию отношений с теми странами, которые до сих пор не выстраивали столь плотного взаимодействия с этим субрегионом Африки, включая и Россию", — сказал мне программный координатор Российского совета по международным делам (РСМД) и эксперт Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Никита Панин.
По его словам, продолжение этой линии в условиях, когда страны Сахеля дали свой ответ, решив покинуть ЭКОВАС, могло дать лишь один результат: усиление центробежных тенденций в блоке, угрозу окончательного распада единого пространства.
"Гвинея, будучи под санкциями, но все же выдерживая баланс между ЭКОВАС и его партнерами с одной стороны и странами Альянса Сахеля и их новыми партнерами с другой стороны, могла бы с течением времени скорректировать такую позицию. Другие страны блока тоже не могли не заметить кризис этой линии в условиях председательства Нигерии. В самой Нигерии также стала слышаться критика этой линии ввиду ее безрезультативности и понимания того, что она лишь подтачивает само объединение", — отметил он.
Упор на развитие промышленности
После ослабления позиций Франции Нигер решил взять развитие промышленности в свои руки. Недавно правительство назначило новых министров горнодобывающей промышленности и энергетики, разделив ведомства на три подразделения — по горнодобывающей промышленности, нефти и энергетике. Можно предположить, что реформы связаны с национализацией соответствующих отраслей, хотя завод по переработке урана на руднике Somair на севере страны продолжает контролироваться французской промышленной группой Orano.
Завод возобновил работу в конце февраля после почти шестимесячного перерыва, а его приостановка была вызвана как раз торговыми санкциями ЭКОВАС. Тогда в результате влияния рестрикций на заводе возникла нехватка химических реагентов, в сентябре 2023 года он был поставлен на ремонт. "Сейчас нам удалось получить определенное количество реагентов, но пока в уменьшенном объеме, — признал гендиректор Николя Маэс, заметив, что объемы производства растут очень медленными темпами. — Наша задача состоит в том, чтобы снабжать завод необходимыми реагентами и одновременно искать способы экспорта урана". В 2023 году объемы производства уранового концентрата на руднике Somair составили 1,1 тыс. тонн вместо запланированных 1,8 тыс. тонн. Логистика была нарушена из-за санкций, но теперь, как ожидается, привычные маршруты экспорта возобновятся. Власти страны утверждают, что перестали экспортировать уран во Францию, однако, по некоторым данным, экспорт продолжается, только по более витиеватым схемам.
Недавно власти Нигера также временно приостановили выдачу новых лицензий на добычу полезных ископаемых и распорядились провести аудит сектора. Западноафриканская страна имеет самый высокий рейтинг на континенте по добыче урановых руд и является седьмым по величине производителем урана в мире. В стране также действуют несколько кустарных золотых приисков. Ганская компания Nguvu Mining владеет единственным коммерческим золотым рудником на юго-западе Нигера.
"Что ждет страны Сахеля после снятия большинства санкций ЭКОВАС, во многом зависит от них самих — пока что общего решения не последовало. Бенин снял санкции и открыл границы с Нигером, но в Нигере свою границу открыть не поспешили. Конечно, возобновление торговли, возможности вести транзакции и, например, обеспечивать свое население электричеством из соседних стран улучшит положение в социально-экономическом смысле. В политическом же отношении все зависит от консультаций между собой и, вполне возможно, с партнерами. Но в любом случае маловероятно, что Нигер, Мали и Буркина-Фасо захотят вернуть свои отношения с ЭКОВАС в прежнее русло, на условиях блока. Их переговорные позиции теперь несколько сильнее, и всем придется искать какой-то компромисс, если будет принято решение в пользу нивелирования трений в субрегионе в плане участия в интеграционных процессах", — подчеркнул Никита Панин.
Интересно посмотреть, как поведут себя в новых обстоятельствах США и ЕС, — ранее Вашингтон исключил Нигер из торговой программы Закона о росте и возможностях Африки (AGOA), предоставлявшей беспошлинный доступ для товаров местного производства. Об этом говорится в письме, которое президент США Джо Байден направил осенью 2023 года спикеру Палаты представителей. Программа AGOA, созданная в 2000 году, предоставляет экспортным товарам из соответствующих стран беспошлинный доступ на рынок США. ЕС же ввел санкции против "участников переворота".
В конце декабря 2023 года премьер Нигера Али Махаман Ламин Зейн выступил онлайн в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне, где заявил, что впредь Нигер не будет полагаться на одного партнера, а проведет диверсификацию сотрудничества во всех сферах и будет ориентироваться как на США, так и на Россию, Китай и другие страны. "Наш суверенитет предполагает свободный выбор партнеров среди стран, которые способны обеспечить мир в регионе. И мы просим проявлять уважение к нашему выбору. Мы решили открыться для сотрудничества со всеми странами, которые заинтересованы в мире", — сказал он.
При этом премьер Нигера подчеркнул, что Ниамей не прекращает сотрудничество с США как с давним партнером, а также призвал страну инвестировать в развивающуюся в новых условиях экономику африканского государства. Ослабление Франции и ЕС в Африке более чем выгодно для США, поскольку позволяет им стать буфером в торговле между африканскими и европейскими странами — по некоторым сведениям, экспорт урана из Нигера во Францию теперь происходит через США. Вот такая евроатлантическая солидарность. Но если ранее власти США четко говорили об отмене санкций в единственном случае — возвращении конституционного порядка в стране, то теперь можно сделать вывод, что новому руководству Нигера удалось "прогнуть" под себя действительность — дипломатическими ли методами или экономической логикой. Разговоры про "антидемократичность" нового правительства не помешали вернуться к развитию торгового сотрудничества — потому что экономические интересы оказались важнее.